Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Социальное партнёрство с библиотекой,как средство приобщения детей к чтению"

Цельповышени читательской активности воспитанников • Расширять кругозор. • Осуществлять патриотическое воспитание. • Обучать дошкольников нормам и образцам взаимоотношений, основанных на эмпатическом общении техника коммуникации, умение наблюдать, анализировать, сопереживать. • Создавать новые игровые ситуации для детей речевые и сюжетные игры, конкурсы, викторины и т.д. на основе прочитанных книг. • Урегулировать детско-родительские отношения. • Повышать педагогическую компетентность родителей. • Повышать профессиональную компетентность педагогов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Номинация

«Социально-педагогическая инициатива»

«Социальное партнерство с библиотекой,

как средство приобщения детей к чтению»

Старшая группа «Чудо-детки» МДОУ№11 «Родничок» г. Касли и

Каслинская центральная детская библиотека

Опыт работы

Воспитатель

Пупова Н.О.

«Думать вместе и действовать сообща»

О.Конт

«Ценность и притягательность книги упала». Вы думаете, это сказано о сегодняшнем дне? Ничуть не бывало. Герман Гессе, немецкий писатель и художник, великий знаток книги, лауреат Нобелевской премии, сказал это в далеком 1930 году. И сейчас, через восемьдесят с лишним лет, мы говорим об этом же: современные дети катастрофически мало читают. Проблема детского «чтения» настолько серьезна, что может привести к катастрофе.

Поэтому прививать любовь к чтению, «зависимость» ребенка от хорошей книги необходимо как можно раньше.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно от куда взявшееся плохое»: сказал когда-то великий русский педагог В. А Сухомлинский.

Дошкольный возраст – важная и ответственная пора в жизни ребенка, так как в это время закладываются основы формирования его личности. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Книга имеет большое количество функций. Она расширяет представление ребенка о мире, знакомит с природой и всем, что его окружает, развивает образное и логическое мышление, оказывает влияние на формирование предпочтений и читательских вкусов ребенка, развивает память, фантазию и воображение, расширяет словарный запас, учит грамотно составлять предложения. Ребенок, которому постоянно читают вслух, учится внимательно слушать, понимать структуру литературного произведения, глубже узнает родной язык.

Книга – одно из лучших средств развития ребенка. Учитывая то, что роль книги в воспитании личности довольно велика, важнейшей задачей педагогов и родителей является привитие детям любви к чтению. Но не менее важно умение подбирать детскую литературу.

Особую надежду в решении данной проблемы мы возлагаем на социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки.

Социальное партнерство в дошкольном образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным результатам.

С этой целью было организованно сотрудничество между нашей группой «Чудо-детки и Каслинской центральной детской библиотекой.

И на протяжении долгого времени главным связующим звеном в этом взаимодействии стала родительница нашей группы, председатель родительского комитета, сотрудница Каслинской детской библиотеки Зайкова Наталья Валерьевна.

Целью нашего сотрудничества с Каслинской детской библиотекой было не только повышение читательской активности воспитанников, но и выполнение следующих задач:

Расширять кругозор.

Осуществлять патриотическое воспитание.

Обучать дошкольников нормам и образцам взаимоотношений, основанных на эмпатическом общении (техника коммуникации, умение наблюдать, анализировать, сопереживать).

Создавать новые игровые ситуации для детей (речевые и сюжетные игры, конкурсы, викторины и т.д.) на основе прочитанных книг.

Урегулировать детско-родительские отношения.

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Повышать профессиональную компетентность педагогов.

Исходя из этих задач, был составлен перспективный план совместных мероприятий, способствующий достижению намеченных целей. (см. приложение№1)

Очень важно, чтобы посещение библиотеки в будущем, не стало для ребят скучной «обязаловкой», ведь иначе вполне возможно возникновение у них отвращения к чтению. И поэтому одной из самых интересных форм совместной работы, в соответствии с планом, явилось первое посещение детьми детской библиотеки. Мероприятие носило название «Путешествие в Книжное Царство - Премудрое государство».

Экскурсия в библиотеку проводилась осенью, в начале учебного года, и состояла из нескольких частей.

В начале экскурсии дети познакомились с читальным залом библиотеки, где Хранитель читального зала - Зайкова Наталья Валерьевна, рассказала детям историю появления первых книг и зарождения библиотек, познакомила с находящимися в читальном зале стендами.

Далее дети познакомились с залом абонемента, где находится отдел детской литературы (детский абонемент). Ребятам показали и рассказали, как проходит запись читателей в библиотеку.

После знакомства с залом абонемента юные читатели прошлись по всем отделам библиотеки и вернулись в читальный зал, где обсудили все увиденное и поделились своими впечатлениями.

В конце экскурсии детей ждал сюрприз: сотрудники библиотеки устроили для них просмотр мультипликационных фильмов.

Дети остались довольны и покидали библиотеку с переполнявшими их эмоциями.

Для повышения читательской активности дошкольников нами используются и другие формы работы.

Одна из этих форм - всевозможные выставки детских конкурсных работ в группе и информационном уголке. Это рисунки по мотивам любимым литературных произведений; изготовленных совместно с родителями «книжек-малышек»; конкурсные сочинения сказок и иллюстраций к ним и т.д.

Также мы активно используем в своей работе «Литературный календарь памятных дат и событий». Опираясь на этот календарь, мы рассказываем детям о знаменитых писателях, знакомим с их биографией, зачитываем отрывки из произведений или читаем произведение целиком. Это способствует возникновению интереса к конкретному автору и его произведениям.

К сожалению, одного лишь проявления интереса детей к чтению недостаточно для того, чтобы сделать их активными книголюбами. Поэтому приходится проводить дополнительную работу с родителями.

Не у всех родителей есть время, а порой и желание, читать детям дома книги, а тем более ходить в библиотеку. Но мы стараемся привлекать и побуждать их к этому. В информационном уголке нашей группы оформлен стенд «Библиотекарь советует», где родителям дается информация о писателях, их произведениях. Выставляются ширмы-передвижки и папки с рекомендациями по подбору книг для чтения детям в соответствии с их возрастом, различные советы, касающиеся развития речи детей.

Представитель детской библиотеки, Зайкова Наталья Валерьевна, на родительских собраниях, проходящих в течение учебного года, выступила с небольшими лекциями: «Традиции семейного чтения», «Чтение с пеленок».

Так же родители принимали участие в театральных постановках для детей: «Репка» (интерактивная постановка с участием детей), «Беззаботный зайка».

Совместно с родителями проводился мастер-класс «Театр своими руками» по изготовлению игрушки (петушка) для домашнего кукольного театра. Мастер-класс прошел под руководством преподавателя ДШИ Кульковой А.А.

Наконец в группе функционирует свой литературный фонд, который пополняется силами родителей и педагогов группы. Создан книжный уголок, в котором присутствуют книги, как для чтения в соответствии с образовательной программой, так и книги, рекомендованные для дополнительного чтения: художественная литература, энциклопедические издания и детская периодическая литература.

Таким образом, наш опыт сотрудничества с детской библиотекой дает ощутимые положительные результаты:

- Дети нашей группы очень любят книги. С удовольствием слушают читаемые для них литературные произведения: сказки, рассказы, повести и особенно стихи.

- У детей неплохо развит кругозор. Детская речь становится более развитой и активной.

- Дети любят рассматривать иллюстрации к книгам. Проявляют большой интерес к различным жанрам живописи. Особый интерес у них вызывает творчество великого русского художника В. М. Васнецова, так как им написано много картин, на которых изображены герои русских народных сказок и былин: «Аленушка», Иван-царевич на сером волке». «Богатыри», «Спящая царевна» и т.д.

- Дети проявляют уважение и интерес к книге, любят её и берегут.

Мы считаем, что взаимодействие ДОУ и детской библиотеки способствует воспитанию у детей интереса и любви к книге, стремлению к общению с ней, умению воспринимать литературное произведение во всем его богатстве.

Подходит к концу очередной учебный год Наши дети перейдут в подготовительную группу и мы намерены продолжать тесное сотрудничество с Каслинской центральной детской библиотекой, чтобы дети, на протяжении всей своей жизни, пронесли любовь к книге и художественному слову.

ПЛАН

Совместной работы МДОУ детский сад № 11 «Родничок» старшей группы «Чудо-детки» и Каслинской районной детской библиотеки

Цель: создать единую систему работы по приобщению ребенка к книге, воспитанию будущего читателя.

Содержание работы (мероприятия)

Срок исполнения

Индивидуальная работа

1.1.

Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, родителей

Постоянно

1.2.

Рекомендательные беседы при выборе книг

Постоянно

1.3.

Беседы о прочитанных книгах

Постоянно

1.4.

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку

По мере поступления

Работа с педагогическим коллективом (руководителем семейного чтения)

2.1.

Информирование воспитателей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах

По мере поступления

2.2.

Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике

По мере необходимости

Работа с дошкольниками

3.1.

Обслуживание дошкольников согласно расписанию работы библиотеки

Постоянно

3.2.

Посещение детского сада (группы) представителем библиотеки для запланированных мероприятий

По договоренности с ДОУ

3.3.

Проведение бесед о правилах поведения в библиотеке, культуре чтения книг (при первом посещении библиотеки)

Осень

Библиотечно-библиографические и информационные знания дошкольникам (беседы с детьми в ДОУ)

4.1.

«Путешествие в Книжное царство – Премудрое государство» (посвящение дошкольников в читатели)

Сентябрь

4.2.

«Ах, если бы Слоны, носили бы штаны…» Беседа по творчеству Б. Заходера (100 лет со дня рождения)

Сентябрь

4.3.

«В мире книг Евгения Пермяка». Знакомство с творчеством писателя.

Октябрь

4.4.

«Вместе мы сила». Беседа о празднике «День народного единства», его истории.

Ноябрь

4.5.

«Эдуард Успенский и его друзья». Беседа о творчестве писателя.

Декабрь

4.6.

«Мы с приятелем вдвоем». Творчество Сергея Михалкова (105 лет со дня рождения)

Март

4.7.

«Поэзия начинается с улыбки». Беседа по творчеству Валентина Берестова

Апрель

Мероприятия в библиотеке

5.1.

«Книжкин дом и все, что в нем». Экскурсия в библиотеку

Сентябрь

5.2.

«Добро пожаловать: журнал «Веселые картинки». По страницам детского журнала (история, обзор)

Октябрь

5.3.

«Синичкин день». Беседа по истории праздника.

Ноябрь

5.4.

«Будем знакомы». Беседа о творчестве Григория Остера

Декабрь

5.5.

«Разговор о хлебе». История хлеба. Пословицы и поговорки, посвященные хлебу. Викторина.

Январь

5.6.

«Пушкинское Лукоморье». Путешествие в страну сказок. Викторина.

Февраль

5.7.

Книга-юбиляр (95 лет). Корней Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»

Март

5.8.

«Всем привет». Знакомство с творчеством Южно-Уральской поэтессы Нины Пикулевой

Апрель

Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам. Выставка детских работ в ДОУ (группе)

6.1.

390 лет со дня рождения Шарля Перро. Выставка детских работ (рисунков) по сказкам автора.

Январь

6.2.

«Мишкина каша», «Огородники», «Живая шляпа». Юбилей книги (80 лет) Николая Носова. Выставка книг автора в книжном уголке

Ноябрь

6.3.

Книга-юбиляр (185 лет). Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выставки детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина

Декабрь

6.4.

Неделя детской книги. «Книжки-малышки» своими руками.

Март

6.5.

День Космонавтики. Беседы, подбор стихотворений к празднику.

Апрель

6.6.

«День победы». Подбор стихотворений. Беседы. Выставка книг о войне.

Май

Работа с родителями

7.1.

Оформление уголка «Библиотекарь советует» (календарь знаменательных литературных дат)

В течение года

7.2.

Советы родителям по подборке книг для чтения детям в соответствии с возрастом

В течение года

7.3.

Выступление библиотекаря на родительском собрании:

- «Традиции семейного чтения»;

- «Чтение с пеленок».

Сентябрь

Декабрь

7.4.

Участие родителей в образовательных детских проектах:

- «Мастер-класс» «Театр своими руками». (По изготовлению игрушки (петушка) для домашнего кукольного театра. Преподаватель ДШИ Кулькова А.А. (участвуют родители и дети)

Январь

7.5.

Постановка кукольного спектакля «Беззаботный зайка». Спектакль ставится силами родителей.

Февраль

Уральский компонент

8.1.

Н.П. Шилов «Как стать знаменитым» (творчество детского поэта)

В течение года, раз в три месяца

8.2.

М.А. Юрина «Что на свете для чего?» (творчество поэтессы

8.3.

Н.В. Пикулева «Всем – привет» (знакомство с творчеством южноуральской поэтессы)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области