Номинация
«Социально-педагогическая инициатива»
«Социальное партнерство с библиотекой,
как средство приобщения детей к чтению»
Старшая группа «Чудо-детки» МДОУ№11 «Родничок» г. Касли и
Каслинская центральная детская библиотека
Опыт работы
Воспитатель
Пупова Н.О.
«Думать вместе и действовать сообща»
О.Конт
«Ценность и притягательность книги упала». Вы думаете, это сказано о сегодняшнем дне? Ничуть не бывало. Герман Гессе, немецкий писатель и художник, великий знаток книги, лауреат Нобелевской премии, сказал это в далеком 1930 году. И сейчас, через восемьдесят с лишним лет, мы говорим об этом же: современные дети катастрофически мало читают. Проблема детского «чтения» настолько серьезна, что может привести к катастрофе.
Поэтому прививать любовь к чтению, «зависимость» ребенка от хорошей книги необходимо как можно раньше.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно от куда взявшееся плохое»: сказал когда-то великий русский педагог В. А Сухомлинский.
Дошкольный возраст – важная и ответственная пора в жизни ребенка, так как в это время закладываются основы формирования его личности. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.
Книга имеет большое количество функций. Она расширяет представление ребенка о мире, знакомит с природой и всем, что его окружает, развивает образное и логическое мышление, оказывает влияние на формирование предпочтений и читательских вкусов ребенка, развивает память, фантазию и воображение, расширяет словарный запас, учит грамотно составлять предложения. Ребенок, которому постоянно читают вслух, учится внимательно слушать, понимать структуру литературного произведения, глубже узнает родной язык.
Книга – одно из лучших средств развития ребенка. Учитывая то, что роль книги в воспитании личности довольно велика, важнейшей задачей педагогов и родителей является привитие детям любви к чтению. Но не менее важно умение подбирать детскую литературу.
Особую надежду в решении данной проблемы мы возлагаем на социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки.
Социальное партнерство в дошкольном образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным результатам.
С этой целью было организованно сотрудничество между нашей группой «Чудо-детки и Каслинской центральной детской библиотекой.
И на протяжении долгого времени главным связующим звеном в этом взаимодействии стала родительница нашей группы, председатель родительского комитета, сотрудница Каслинской детской библиотеки Зайкова Наталья Валерьевна.
Целью нашего сотрудничества с Каслинской детской библиотекой было не только повышение читательской активности воспитанников, но и выполнение следующих задач:
Расширять кругозор.
Осуществлять патриотическое воспитание.
Обучать дошкольников нормам и образцам взаимоотношений, основанных на эмпатическом общении (техника коммуникации, умение наблюдать, анализировать, сопереживать).
Создавать новые игровые ситуации для детей (речевые и сюжетные игры, конкурсы, викторины и т.д.) на основе прочитанных книг.
Урегулировать детско-родительские отношения.
Повышать педагогическую компетентность родителей.
Повышать профессиональную компетентность педагогов.
Исходя из этих задач, был составлен перспективный план совместных мероприятий, способствующий достижению намеченных целей. (см. приложение№1)
Очень важно, чтобы посещение библиотеки в будущем, не стало для ребят скучной «обязаловкой», ведь иначе вполне возможно возникновение у них отвращения к чтению. И поэтому одной из самых интересных форм совместной работы, в соответствии с планом, явилось первое посещение детьми детской библиотеки. Мероприятие носило название «Путешествие в Книжное Царство - Премудрое государство».
Экскурсия в библиотеку проводилась осенью, в начале учебного года, и состояла из нескольких частей.
В начале экскурсии дети познакомились с читальным залом библиотеки, где Хранитель читального зала - Зайкова Наталья Валерьевна, рассказала детям историю появления первых книг и зарождения библиотек, познакомила с находящимися в читальном зале стендами.
Далее дети познакомились с залом абонемента, где находится отдел детской литературы (детский абонемент). Ребятам показали и рассказали, как проходит запись читателей в библиотеку.
После знакомства с залом абонемента юные читатели прошлись по всем отделам библиотеки и вернулись в читальный зал, где обсудили все увиденное и поделились своими впечатлениями.
В конце экскурсии детей ждал сюрприз: сотрудники библиотеки устроили для них просмотр мультипликационных фильмов.
Дети остались довольны и покидали библиотеку с переполнявшими их эмоциями.
Для повышения читательской активности дошкольников нами используются и другие формы работы.
Одна из этих форм - всевозможные выставки детских конкурсных работ в группе и информационном уголке. Это рисунки по мотивам любимым литературных произведений; изготовленных совместно с родителями «книжек-малышек»; конкурсные сочинения сказок и иллюстраций к ним и т.д.
Также мы активно используем в своей работе «Литературный календарь памятных дат и событий». Опираясь на этот календарь, мы рассказываем детям о знаменитых писателях, знакомим с их биографией, зачитываем отрывки из произведений или читаем произведение целиком. Это способствует возникновению интереса к конкретному автору и его произведениям.
К сожалению, одного лишь проявления интереса детей к чтению недостаточно для того, чтобы сделать их активными книголюбами. Поэтому приходится проводить дополнительную работу с родителями.
Не у всех родителей есть время, а порой и желание, читать детям дома книги, а тем более ходить в библиотеку. Но мы стараемся привлекать и побуждать их к этому. В информационном уголке нашей группы оформлен стенд «Библиотекарь советует», где родителям дается информация о писателях, их произведениях. Выставляются ширмы-передвижки и папки с рекомендациями по подбору книг для чтения детям в соответствии с их возрастом, различные советы, касающиеся развития речи детей.
Представитель детской библиотеки, Зайкова Наталья Валерьевна, на родительских собраниях, проходящих в течение учебного года, выступила с небольшими лекциями: «Традиции семейного чтения», «Чтение с пеленок».
Так же родители принимали участие в театральных постановках для детей: «Репка» (интерактивная постановка с участием детей), «Беззаботный зайка».
Совместно с родителями проводился мастер-класс «Театр своими руками» по изготовлению игрушки (петушка) для домашнего кукольного театра. Мастер-класс прошел под руководством преподавателя ДШИ Кульковой А.А.
Наконец в группе функционирует свой литературный фонд, который пополняется силами родителей и педагогов группы. Создан книжный уголок, в котором присутствуют книги, как для чтения в соответствии с образовательной программой, так и книги, рекомендованные для дополнительного чтения: художественная литература, энциклопедические издания и детская периодическая литература.
Таким образом, наш опыт сотрудничества с детской библиотекой дает ощутимые положительные результаты:
- Дети нашей группы очень любят книги. С удовольствием слушают читаемые для них литературные произведения: сказки, рассказы, повести и особенно стихи.
- У детей неплохо развит кругозор. Детская речь становится более развитой и активной.
- Дети любят рассматривать иллюстрации к книгам. Проявляют большой интерес к различным жанрам живописи. Особый интерес у них вызывает творчество великого русского художника В. М. Васнецова, так как им написано много картин, на которых изображены герои русских народных сказок и былин: «Аленушка», Иван-царевич на сером волке». «Богатыри», «Спящая царевна» и т.д.
- Дети проявляют уважение и интерес к книге, любят её и берегут.
Мы считаем, что взаимодействие ДОУ и детской библиотеки способствует воспитанию у детей интереса и любви к книге, стремлению к общению с ней, умению воспринимать литературное произведение во всем его богатстве.
Подходит к концу очередной учебный год Наши дети перейдут в подготовительную группу и мы намерены продолжать тесное сотрудничество с Каслинской центральной детской библиотекой, чтобы дети, на протяжении всей своей жизни, пронесли любовь к книге и художественному слову.
ПЛАН
Совместной работы МДОУ детский сад № 11 «Родничок» старшей группы «Чудо-детки» и Каслинской районной детской библиотеки
Цель: создать единую систему работы по приобщению ребенка к книге, воспитанию будущего читателя.
№ | Содержание работы (мероприятия) | Срок исполнения |
Индивидуальная работа | ||
1.1. | Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, родителей | Постоянно |
1.2. | Рекомендательные беседы при выборе книг | Постоянно |
1.3. | Беседы о прочитанных книгах | Постоянно |
1.4. | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку | По мере поступления |
Работа с педагогическим коллективом (руководителем семейного чтения) | ||
2.1. | Информирование воспитателей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах | По мере поступления |
2.2. | Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике | По мере необходимости |
Работа с дошкольниками | ||
3.1. | Обслуживание дошкольников согласно расписанию работы библиотеки | Постоянно |
3.2. | Посещение детского сада (группы) представителем библиотеки для запланированных мероприятий | По договоренности с ДОУ |
3.3. | Проведение бесед о правилах поведения в библиотеке, культуре чтения книг (при первом посещении библиотеки) | Осень |
Библиотечно-библиографические и информационные знания дошкольникам (беседы с детьми в ДОУ) | ||
4.1. | «Путешествие в Книжное царство – Премудрое государство» (посвящение дошкольников в читатели) | Сентябрь |
4.2. | «Ах, если бы Слоны, носили бы штаны…» Беседа по творчеству Б. Заходера (100 лет со дня рождения) | Сентябрь |
4.3. | «В мире книг Евгения Пермяка». Знакомство с творчеством писателя. | Октябрь |
4.4. | «Вместе мы сила». Беседа о празднике «День народного единства», его истории. | Ноябрь |
4.5. | «Эдуард Успенский и его друзья». Беседа о творчестве писателя. | Декабрь |
4.6. | «Мы с приятелем вдвоем». Творчество Сергея Михалкова (105 лет со дня рождения) | Март |
4.7. | «Поэзия начинается с улыбки». Беседа по творчеству Валентина Берестова | Апрель |
Мероприятия в библиотеке | ||
5.1. | «Книжкин дом и все, что в нем». Экскурсия в библиотеку | Сентябрь |
5.2. | «Добро пожаловать: журнал «Веселые картинки». По страницам детского журнала (история, обзор) | Октябрь |
5.3. | «Синичкин день». Беседа по истории праздника. | Ноябрь |
5.4. | «Будем знакомы». Беседа о творчестве Григория Остера | Декабрь |
5.5. | «Разговор о хлебе». История хлеба. Пословицы и поговорки, посвященные хлебу. Викторина. | Январь |
5.6. | «Пушкинское Лукоморье». Путешествие в страну сказок. Викторина. | Февраль |
5.7. | Книга-юбиляр (95 лет). Корней Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Тараканище» | Март |
5.8. | «Всем привет». Знакомство с творчеством Южно-Уральской поэтессы Нины Пикулевой | Апрель |
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам. Выставка детских работ в ДОУ (группе) | ||
6.1. | 390 лет со дня рождения Шарля Перро. Выставка детских работ (рисунков) по сказкам автора. | Январь |
6.2. | «Мишкина каша», «Огородники», «Живая шляпа». Юбилей книги (80 лет) Николая Носова. Выставка книг автора в книжном уголке | Ноябрь |
6.3. | Книга-юбиляр (185 лет). Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Выставки детских рисунков по сказкам А.С. Пушкина | Декабрь |
6.4. | Неделя детской книги. «Книжки-малышки» своими руками. | Март |
6.5. | День Космонавтики. Беседы, подбор стихотворений к празднику. | Апрель |
6.6. | «День победы». Подбор стихотворений. Беседы. Выставка книг о войне. | Май |
Работа с родителями | ||
7.1. | Оформление уголка «Библиотекарь советует» (календарь знаменательных литературных дат) | В течение года |
7.2. | Советы родителям по подборке книг для чтения детям в соответствии с возрастом | В течение года |
7.3. | Выступление библиотекаря на родительском собрании: - «Традиции семейного чтения»; - «Чтение с пеленок». | Сентябрь Декабрь |
7.4. | Участие родителей в образовательных детских проектах: - «Мастер-класс» «Театр своими руками». (По изготовлению игрушки (петушка) для домашнего кукольного театра. Преподаватель ДШИ Кулькова А.А. (участвуют родители и дети) | Январь |
7.5. | Постановка кукольного спектакля «Беззаботный зайка». Спектакль ставится силами родителей. | Февраль |
Уральский компонент | ||
8.1. | Н.П. Шилов «Как стать знаменитым» (творчество детского поэта) | В течение года, раз в три месяца |
8.2. | М.А. Юрина «Что на свете для чего?» (творчество поэтессы | |
8.3. | Н.В. Пикулева «Всем – привет» (знакомство с творчеством южноуральской поэтессы) |