Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Доклад на тему "Особенности интеграции и инклюзии детей с расстройствами аутического спектра в начальной школе"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад «Особенности интеграции и инклюзии детей с расстройствами аутического спектра в начальной школе»

Почему я выбрала эту тему для сегодняшнего семинара? Когда мне сказали что я должна подготовить доклад, я сильно задумалась… Я совсем недавно работаю в школе и большого опыта нет и каких то грандиозных методических разработок пока тоже, но дефектология - это то в чем я действительно хорошо разбираюсь, поэтому тема моего доклада сегодня на стыке двух наук педагогики и дефектологии.

Итак, для начала давайте разберемся, что же такое расстройства аутического спектра?

Все мы в той или иной степени знакомы с таким понятием как аутизм, слышали о раннем детском аутизме и о расстройствах аутического спектра. Многие из Вас ходили на курсы, слушали лекции, самостоятельно изучали эту тему, но по большому счету мы имеем лишь общее понятие об этом. Так давайте же разберемся что это такое? Являются ли синонимами эти понятия?

Как вы думатете синонимы ли это? Когда мы говорим об этих вещах имеем ли мы в виду одно и то же? (ответы из зала) конечно нет, давайте посмотрим на следующий слайд.

Дальше рассмотрим, какими бывают более серьезные синдромы из спектра РАС:

Синдром Аспергера. Проявляется в трудности социального взаимодействии, стереотипным и узким кругом интересов и поведенческих реакций. Речь и когнитивные процессы при этом развиты хорошо и со временем не деградирует. Такой человек может быть вполне успешным, способен социализироваться, однако его социальное взаимодействие выглядит неуклюже из-за ригидности эмоций и социального интеллекта. По мере взросления проявления этого синдрома остаются, но становятся более слабыми и менее заметными.

Синдром Ретта. Психоневрологическое расстройство, передается по наследству, встречается чаще всего у девочек, может стать причиной умственной отсталости. Диагностируется после 1,5 лет, когда начинают исчезать приобретенные до того речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Движения и реакции становятся стереотипными, речь ухудшается, может перейти в состоянии эхолалии (автоматического повторения чужих звуков) или совсем пропасть. Мимика становится однообразно грустной. Могут наблюдаться судороги. Заболевание является генетическими. Люди с синдромом Ретта требуют постоянного ухода и обучения для сохранения навыков.

Детское дезинтегративное расстройство. Проявляется в утрате прежде приобретенных навыков в возрасте после 2 лет. В результате чего появляется необратимая умственная отсталость.

Атипичный аутизм. Глубокое нарушений коммуникаций и социального взаимодействия. В отличие от аутизма может диагностироваться позже и протекать менее выражено.

Аутизм. Врожденное нарушение в работе головного мозга, которое характеризуется заметным дефицитом социальных навыков и проявляется в возрасте до 3 лет (обычно становятся заметными в первые 2 года жизни). Проявляется в задержке развития, нежелании идти на контакт, отсутствии реакции на свое имя, бурной эмоциональной реакцией на слабые раздражители, резкой негативной реакцией на телесный контакт. Аутистам требуются специальные комфортные условия обучения и жизни, которые могут снижать проявления болезни. Однако болезнь эта не лечится.

На самом деле определение «расстройство аутического спектра» включает в себя множество разных состояний. Это означает что у разных людей аутизм выражается по-разному. Трудно найти двух людей, у которых симптомы РАС выглядели бы совершенно одинаково. У одного самой серьезной областью дефицита будет обработка сенсорных сигналов, на фоне хорошо развитых социальных навыков и исполнительной функции, у других сенсорные нарушения могут быть выражены минимально, но будут существенные проблемы в области социального взаимодействия.

Введенный в действие в 2016 Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – стандарт)впервые предоставляет возможность обучения для всех детей с расстройствами аутического спектра,независимо от степени выраженности нарушения развития. Это привело к тому, что в настоящее время увеличилось количество детей с РАС поступающих в школы, в том числе и общеобрзовательные.

  Для детей, имеющих расстройства аутистического спектра, характерно искаженное психическое развитие, их психические функции развиваются не в русле социального взаимодействия и решения  каких либо реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции. Кроме этого, имеющиеся у них способности в жизни практически никак не реализуются. 

Дети с РАС имеют выраженные трудности  в установлении продуктивного взаимодействия с окружающими, организации собственной деятельности. Им сложно контролировать свои эмоции и  поведение: тревога у них быстро переходит в агрессию, на изменение привычного заведенного порядка они дают яркие аффективные реакции. Кроме этого, для многих детей характерна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам (непереносимость визуальных, аудиальных или кинестетических раздражителей), а также стереотипичное поведение. Эти особенности детей создают определенные трудности включения ребенка в образовательную среду, поэтому первоочередной задачей специальной психолого-педагогической помощи детям с РАС является установление эмоционального контакта с ребенком и его вовлечение в развивающее взаимодействие.

Интеграция детей с РАС  к условиям общего образования– процесс длительный и постепенный, в ходе которого могут наблюдаться аффективные вспышки, неадекватное поведение, агрессия по отношению к окружающим. 

Особые образовательные потребности детей с РАС:

Потребность в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка в школе, навыком коммуникации и взаимодействия с учителем и сверстниками.

Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей формированию учебной деятельности ребенка.

Потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности.

Потребность в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи.

Особенности учебного поведениятакой ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации, и при переменах ситуации; легче себя чувствует в привычной, стереотипнойобстановке. Он «лучше» ведет себя на структурированном уроке, чем на перемене;

ребенок часто имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий. Затрудняется при необходимости работать самостоятельно; у ребенка часто наблюдается наличие «своих», не вполне адекватных «учебных» стереотипов;нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам учащегося в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель);не демонстрирует то, что мы понимаем как внимание; легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности;имеет большую латентность в ответах, иногда –наоборот –мгновенность, по сравнению с другими детьми; затрудняется при необходимости отвечать у доски, или с места, или, наоборот –письменно;темп, работоспособность и продуктивность его деятельности в целом снижены, иногда неравномерны; такой ребенок нуждается в частом и позитивном, без иносказаний и метафор одобрении его деятельности;часто ребенок демонстрирует обидчивость и «отличную память» на ситуации, вызвавшие обиду; часто у ребенка отмечается недостаточная критичность, адекватность, в том числе в поведении, трудности анализа собственного поведения; такой ребенок как бы «не переносит» трудностей и неудач, они вызывают резкие эмоциональные реакции, с бурным негативизмом, вплоть до отказа от деятельности;письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную. Это свойство можно использовать для управления поведением ребенка; по-своему он очень привязывается ко взрослому, «ревнует» еготяжело переживает замены; ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;

такой ребенок нуждается в составлении адаптированной образовательной программы (составлении индивидуальной образовательной программы) и введении специальных занятий со специалистами –психологом или (и) социальным педагогом, логопедом, способствующих формированию его представлений об окружающем и их связи с личным опытом ребенка, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков.

Познакомимся с приемами, изложенными в «Специальном Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования детей с расстройством аутического спектра» (1), которые необходимо использовать педагогам, обучающим аутичных детей. Визуализация режима дня и постоянная вербальная ссылка на него: «Расписание говорит, что мы...». Повесить расписание на стене классной комнаты и ежедневно знакомить ребенка с дневным планом. На расписании поместить карточки с рисунками, фотографиями режимных моментов и школьных предметов с подписями. При изменении режима вынимать карточку изображения события, которого не будет, находить карточку заменяющего его события и вместе с учеником вносить изменение в расписание. Все действия проговаривать вслух. Визуализация плана урока. Помещать его рядом с доской. В начале обучения — это символы и карточки с надписями, потом списки заданий. Наглядное подкрепление информации. Весь учебный материал подкреплять визуальным рядом и выполнением практических заданий. Сопровождать изучение новых слов и понятий игрушками, фотографиями и иллюстрациями. Соединять абстрактные понятия с образами и символами (рисунок «подъем по лестнице» и стрелки «верх и низ»), постепенно переходя только на символы. Наглядная демонстрация связей между понятиями, особенно при выполнении инструкций. Все задания разбивать на наглядные карточки и помещать их на парте перед ребенком слева направо или сверху вниз. Создать визуальный стандарт алгоритма выполнения заданий и научить ребенка его использовать. Демонстрация образца выполнения заданий. Показывать, как должно выглядеть действие, давать пример ответа на вопрос, образец заполнения таблицы, схемы, визуальный план выполнения задания. Визуализация правил поведения. Ввести несколько общих правил для всего класса и поместить рядом с доской. Их особенности: актуальные на определенный период; короткие и понятные; без частицы «не»; говорящие «как нужно себя вести»; написанные крупными буквами с добавлением символа к каждой фразе.

Постепенно ввести индивидуальные правила для ребенка с РАС и поместить на его парте. Использование социальных историй. Преподносить адекватное социальное поведение в форме историй с иллюстрациями и фотографиями. Индивидуальная корректировка объема задания. Устанавливать границы, сокращать объем, предъявлять маленькими частями, заменять более подходящими. Напоминание о переходе от одной деятельности к другой. Например, сказать о предстоящем переходе от уравнений к решению задач сначала за 5 минут до него, потом за 1 минуту, используя таймер или карточку. Побуждение к самостоятельному поиску информации при использовании ИКТ. Поручать готовить презентации, доклады, рефераты. Обучение совместной работе сначала в паре, потом в группе. Терпеливо и корректно включать в общую работу класса. Избегать соревновательного типа обучения, акцентируясь на командном. Исключить в классе деление на лучших и худших. Адаптация устной речи. Избегать ироничных и идиоматических выражений, говорить медленно, ровным тоном. Обучение выполнению инструкций. Не просить одновременно слушать информацию и выполнять задание, или выполнять одновременно несколько заданий, например, писать текст, выделяя корни слов. Не использовать в инструкции длинных глагольных цепочек, всегда проверять понимание услышенных фраз. Позже записывать инструкции на листе или планшете. Обогащение словаря. Обучать абстрактным понятиям, пониманию синонимов. Разбирать ключевые понятия, четко и понятно их выражая. Обучение ответам на вопросы. Давать достаточное время для осмысления вопроса, избегать перефразирования, задавать вопрос сразу после выполнения задания. Научить выделять главное в задании, чтобы найти ответ. Применять визуальные подсказки и выбор из нескольких ответов. Выучить с ребенком общие короткие и четкие ответы на вопросы по различным темам. Адаптация текстов. Упрощать предложения, дополнительно разбирать слова и морфологические обороты. Давать домашнее задание по устным предметам как поиск информации в интернете и просмотр учебных видео. Определение способа подачи программного материала внутри темы урока. Определить нижнюю границу программных требований и ожидаемый от ребенка уровень сформированности выбранных навыков по теме. Описать условия, при которых навык считается сформированным. Учитывать сильные и слабые стороны ученика при выборе дидактических материалов. Связывать материалы с интересами ребенка, учитывая его сверхценностный интерес к избранным предметам и объектам, направляя этот интерес на выполнение учебных заданий.

Конечно для нас педагогов ,встреча с таким ребенком может стать настоящим подарком судьбы или сущим наказанием ,все зависит от нашей готовности принять такого ребенка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области