Использование метода проектов на уроках математики
Математика один из важных предметов в системе образования. Важной задачей обучения является обеспечение гарантированного уровня математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой. Для этого требуется прочная базовая подготовка.
Одной из популярных форм работы с учащимися является проектно-исследовательская деятельность.
Проект - предполагает активную исследовательскую и творческую деятельность, которая направлена на решение учеником конкретной учебной задачи.
Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач.
Меняется роль учителя, теперь он организовывает познавательную деятельность учеников, оказывает консультативную помощь, осуществляет индивидуальный подход. Теперь он уже не носитель готовых знаний, а соучастник исследовательского процесса. Все это соответствует новым требованиям к системе образования.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
Выбор темы и определение цели проекта учеником или учениками.
Сбор информации.
Исполнение проекта.
Презентация проекта.
Проект, в школе развивает в учащихся самостоятельность.
Метод проектов включает в себя все виды учебно-познавательной деятельности учащихся, предусмотренные образовательным стандартом по математики (познавательная, исследовательская деятельность, самостоятельные работы и т.д.).
Для того чтобы повысить мотивацию у учащихся на уроках я использую проектно - исследовательскую технологию, которая позволяет решать ряд специфических образовательных задач :
- вычленять проблему и формулировать темы проектов;
- определять свою позицию;
- подбирать пути и способы решения проблемы;
- аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
- понимать роль и значение работы в команде.
Метод проектов развивает познавательный интерес, который положительно влияет на процесс обучения. Известно, что в 7-8 классе интерес учащихся к обучению резко падает, пропадает интерес к предмету. Применение метода проекта является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету.
Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, уметь работать со справочной литературой, развивать исследовательские умения. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами. Именно их я стараюсь использовать на уроках математики, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:
5 класс - проект «Великие математики», «Математика и спорт», «Формула роста», «История счета», «Появление нуля» и д.р.
Все эти проекты не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у учащихся развиваются необходимые навыки и компетенции. Кроме того школьники изучают информационные технологии, учатся представлять свои работы в различных формах. Конечно, заслушать все работы в рамках одного урока невозможно. Поэтому на протяжении некоторого времени в конце урока я отвожу немного времени для презентации проектов. Ученики с удовольствием слушают и оценивают работы своих одноклассников.
В старших классах я предлагаю более крупные проекты, которые выполняются в рамках внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями в науке и практике.
8 класс-проект «Решение уравнений методом Гаусса»
9 класс-«Математика и искусство», «Геометрия древних пирамид»
10-11 класс – проект «Признаки делимости в позиционных системах счисления», «Элементы теории вероятности в генетики», «Экономичность бытовых приборов»
Итогом работы над проектом является презентация. При защите учащиеся демонстрируют глубину разработки поставленной проблемы, ее актуальность, объясняют полученный результат, развивая навыки выступления на публике. Учащиеся с интересом смотрят работы других и учатся их оценивать. Лучшие работы принимают участие в школьных и районных НПК, и математических чтениях.
Метод проектов позволяет лучше усваивать материал, уроки становятся интересней, появляется возможность демонстрировать свои работы. В ходе работы над проектом школьники учатся: достигать поставленной цели, выступать перед аудиторией, добывать информацию, готовить презентацию.