Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка для проведения промежуточной аттестации по литературе

Цель установление уровня и качества подготовки студентов Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части требований к результатам освоения УД. Литература

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»

КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

по учебной дисциплины

ОУД. Литература

Для специальностей /профессий:

35.01.13 – Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

35.02.07 – Механизация сельского хозяйства

Среднего профессионального образования

(базовый уровень)

г. Выборг 2019 г.

Организация – разработчик ГАПОУ ЛО «Выборгский техникум агропромышленного и лесного комплекса»

Разработчик: преподаватель- Васильева Н.Э.

УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УР

_____________(Н.С.Воронова)

20__г.

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

На заседании ПЦК_____________

Протокол №___от «___»_________

20___г.

Пояснительная записка

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования (далее – ФГОС), Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645;-основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки профессий и специальностей СПО

-рабочей программы по учебной дисциплине «Литература»;

Общие положения

- Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Литература

КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета,

Дифференцированный зачет проводится письменно для всей учебной группы одновременно.

Студенты, успешно занимавшиеся на протяжении изучения учебной дисциплины, по решению преподавателя могут быть освобождены от дифференцированного зачета. Оценка за дифзачет в таком случае выставляется по итогам за год.

На дифференцированный зачет отводится 2 часа:

Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения обучающегося.

Конечные результаты являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной дисциплине.

Обучающийся должен быть ознакомлен с перечнем заданий, конечных результатов учебной дисциплины и показателями их оценки

Результаты учебной дисциплины, подлежащие оценке.

Код

Результат

Показатели оценки

По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1

воспроизводить содержание литературного произведения;

выделяет основные элементы содержания произведения

воспроизводит содержание произведения

развивает словарный запас

У.2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У.2.1

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)

отслеживает основные сведения из теории литературы

использует их при анализе произведения

У.2.2

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

выбирает основные аспекты содержания произведения

соотносит рассматриваемые эпизоды содержания произведения и историческую ситуацию

У.3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У.3.1

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

соотносит факты события из жизни общества и содержание произведения

анализирует ситуацию , происходящую в жизни общества

делает выводы о связи литературного произведения с ситуацией общественной жизни

У.3.2

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

наблюдает за событиями происходящими в произведении и делает выводы о связи истории и литературного произведения

вспоминает даты исторического события и соотносит произведение с исторической ситуацией

У.3.3

выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

выделяет элементы актуальности произведения и жизни общества

У.3.4

соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

анализирует творчество автора и соотносит его к литературному направлению эпохи

У.3.5

выявлять авторскую позицию;

Находит необходимые аспекты в произведении

Делает выводы из полученной информации

У.4

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

анализирует содержание произведения, выявляет своё отношение к происходящим событиям

У. 5

писать мини-сочинения на разные литературные темы;

анализирует содержание произведения, выявляет своё отношение к происходящим событиям

грамотно передает свои мысли на письме

У.6 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста ( письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

У.6.1

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста

( письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

использует знания в своей деятельности: написание сочинений, сообщений, рефератов, рецензий, отзывов

демонстрирует свои навыки создания связного текста

У.6.2

применяет в речи изученные термины, примеры,

выделяет основные аспекты содержания

доказывает правоту своего видения произведения

У.6.3

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

умеет самостоятельно изучать произведение, выделять необходимые факты содержания произведения

У.6.4

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

развивает умение анализировать произведение

расширяет свой кругозор

По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З.1

образную природу словесного искусства

выделяет элементы красоты словесного искусства

использует в своей деятельности определенные элементы литературного языка

З.2

содержание изученных литературных произведений;

передает основные аспекты , тему, содержание произведения,

З.3

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

вспоминает и перечисляет основные элементы жизни и творчества писателей

З.4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия.

З.4.1

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

наблюдает и анализирует основные этапы исторических событий в произведениях писателей

З,4.2

основные теоретико-литературные понятия.

понимает основные определения,

В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности общих компетенций:

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрирует интерес к будущей профессии, участвуя в олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях по предмету

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Использует полученные знания при организации своей деятельности для чтения произведений, анализа текста, составления отзывов, написания рецензий, сочинений,

Расширяет свой словарный запас

ОК 3. 

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Выделяет объекты для наблюдения и анализирует рабочую ситуацию; корректирует свое поведение на примерах из произведений

ОК 4. 

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Находит нужную информацию в литературе, информационно-технических средствах, выделяет её и перестраивает под наиболее эффективное выполнение профессиональных задач

ОК 5. 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Применяет навыки и умения использования ИКТ в работе над рефератами, презентациями

ОК 6. 

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выполняет работу « в парах», «в команде», выбирает наиболее эффективные пути решения проблемы

ОК 7. 

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей

Умеет работать четко, соблюдая алгоритм выполнения действий.

Соблюдает своевременное исполнение задания

Освоенные умения

Код

Показатели оценки результата

Задания

У.3.1 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

соотносит факты события из жизни общества и содержание произведения

анализирует ситуацию , происходящую в жизни общества

делает выводы о связи литературного произведения с ситуацией общественной жизни

1-6

У3.2 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

наблюдает за событиями происходящими в произведении и делает выводы о связи истории и литературного произведения

вспоминает даты исторического события и соотносит произведение с исторической ситуацией

1-6

У.3.3 выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

выделяет элементы актуальности произведения и жизни общества

1-6

У.3.4 соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

анализирует творчество автора и соотносит его к литературному направлению эпохи

У.5 выявлять авторскую позицию;

Находит необходимые аспекты в произведении

Делает выводы из полученной информации

1-6

У.6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

Различает виды чтения

Использует в своей деятельности основные виды чтения и нормы литературного произношения

1-6

У.7. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

анализирует содержание произведения, выявляет своё отношение к происходящим событиям

1-6

У.8 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

анализирует содержание произведения, выявляет своё отношение к происходящим событиям

грамотно передает свои мысли на письме

1-6

У.9.1 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

использует знания в своей деятельности: написание сочинений, сообщений, рефератов, рецензий, отзывов

демонстрирует свои навыки создания связного текста

1-6

У.9.2 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: участия в диалоге или дискуссии;

применяет в речи изученные термины, примеры,

выделяет основные аспекты содержания

доказывает правоту своего видения произведения

У.9.3 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

умеет самостоятельно изучать произведение, выделять необходимые факты содержания произведения

1-6

У.9.4 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

развивает умение анализировать произведение

расширяет свой кругозор

1-6

У.9.5 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

анализирует произведения авторов иноязычной литературы,

оценивает свое отношение к произведениям авторов другой национальности

1-6

Освоенные знания

Код

Показатели оценки результата

Задания

З.1 образную природу словесного искусства

выделяет элементы красоты словесного искусства

использует в своей деятельности определенные элементы литературного языка

1-6

З.2 содержание изученных литературных произведений;

передает основные аспекты, тему, содержание произведения,

1-6

З.3 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

наблюдает и анализирует основные этапы исторических событий в произведениях писателей

1-6

З,4 основные теоретико-литературные понятия.

понимает основные определения, лексическое значение указанных слов

1-6

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 1

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

—Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?

— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно бы предоставила мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. — Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.

— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!

— Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.

— Мы вас испытывали— продолжал Воланд — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!

— Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.

Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то.

— Ну, что же, смелее! — поощрял Воланд. — Будите свою фантазию, пришпоривайте ее! Уж одно присутствие при сцене убийства этого отпетого негодяя-барона стоит того, чтобы человека наградили, в особенности если этот человек — женщина. Ну-с?

Дух перехватило у Маргариты, и она уж хотела выговорить заветные и приготовленные в душе слова, как вдруг побледнела, раскрыла рот и вытаращила глаза. «Фрида! — прокричал2ей в уши чей-то назойливый, молящий голос. —Меня зовут Фрида!» —И Маргарита, спотыкаясь на словах, заговорила:

— Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

— Потребовать, потребовать, моя донна, — отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, — потребовать одной вещи!

Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты — «одной вещи»!

Маргарита вздохнула еще раз и сказала:

— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.

Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.

— Ввиду того, — заговорил Воланд, усмехнувшись, — что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством3, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!

— Вы о чем говорите, мессир? — изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.

— Совершенно с вами согласен, мессир,—вмешался в разговор кот,—именно тряпками, — и в раздражении кот стукнул лапой по столу.

—Я о милосердии говорю,—объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза.—Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

К какому жанру относится данное произведение?

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности: истина, вера, свобода. Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности.

Объясните лексическое значение этого слова.

Что попросила Маргарита у Воланда в первый раз за свою услугу? Что попросила во второй раз? Дайте подробный ответ.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 2

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

Прошло четыре года. В городе у …………….была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой….

-------------- бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Когда ------------- пробовал заговорить даже с либеральным обывателем, например, о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» А когда -----------------в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И -------------- избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был…

Прошло еще несколько лет. ------------- еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

— Это кабинет? Это спальня? А тут что?

И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.

У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там….

Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом:

— Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!

Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

К какому жанру относится данное произведение?

Назовите главного героя произведения.

Что говорит главный герой про семью Туркиных после последнего визита в их дом?

Объясните лексическое значение слова обыватель.

Какую проблему поднимает автор в этом произведении? Дайте подробный ответ на вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 3

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

– Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, – сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь3 кончила и встала. – Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество4.

– Прекрасно! превосходно!

– Прекрасно! – сказал и С., поддаваясь общему увлечению. – Вы где учились музыке? – спросил он у Екатерины Ивановны. – В консерватории?

– Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

– Вы кончили курс в здешней гимназии?

– О нет! – ответила за неё Вера Иосифовна. – Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

– А всё-таки в консерваторию я поеду, – сказала Екатерина Ивановна.

– Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

– Нет, поеду! – сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

— Умри, несчастная!

И все захохотали.

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

Укажите жанр, к которому относится произведение .

Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?

Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя? (Укажите букву с правильным ответом):

А) интерьер

Б) портрет

В) деталь

Г) пейзаж

Поясните лексическое значение слова талант.

Как и почему молодого, деятельного доктора стали называть в конце рассказа? Дайте подробный ответ на вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 4

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

- Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь – тайга: все одинаковые. Помни это. А то и до воли своей не добежишь – сломишь голову. Знаешь, говорят: молодец – против овец, а спроть молодца – сам овца. Найдется и на тебя лихой человек. Обидишь вот так вот – ни за што ни про што, он тебе покажет, где волю искать.

– Не сердись, отец, – примирительно сказал парень. – Ненавижу, когда жить учат. Душа кипит! Суют в нос слякоть всякую, глистов: вот хорошие, вот как жить надо. Ненавижу! – почти крикнул. – Не буду так жить. Врут! Мертвечиной пахнет! Нету на земле святых! Я их не видел. Зачем выдумывать?! – Парень привстал на локоть; смутно – пятном – белело в сумраке, в углу, его лицо, зло и жутковато сверкали глаза.

– Поостынешь маленько, поймешь: не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались. Это никакой меня не Христос учил, сам так щитаю. А святых – это верно: нету. Я сам вроде ничо? – никто не скажет: плохой или злой там. А молодой был… Недалеко тут кержацкий скит стоял, за согрой, семья жила: старик со старухой да дочь ихная годов двадцати. Они, может, не такие уж старые были, старики-то, а мне казалось тогда – старые. Они потом ушли куда-то. Ну, дак вот: была у их дочь. Все божественные, спасу нет: от людей ушли, от греха, дескать, подальше. А я эту дочь-то заманил раз в березник и… это… ла-ла с ей. Хорошая девка была, здоровая. До ребенка дело дошло. А уж я женатый был…

– А говоришь, худого ничего не делал?

– Вот и выходит, што я не святой. Я не насильничал, правда, лаской донял, а все одно… дитя-то пустил по свету. Спомнишь – жалко. Большой уж теперь, материт, поди.

– Жизнь дал человеку – не убил. И ее, может, спас. Может, она после этого рванула от них. А так довели бы они ее своими молитвами: повесилась бы на суку где-нибудь, и все. И мужика бы ни разу не узнала. Хорошее дело сделал, не переживай.

– Хорошее или плохое, а было так. Хорошего-то мало, конечно.

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

К какому жанру относится данное произведение?

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Выпишите ключевую фразу о добре, сказанную стариком.

Каков финал произведения?

Охарактеризуйте главных героев произведения. Дайте связный ответ.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 5

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну.

У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.

Всадники остановили своих коней.

– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

– Что он говорит? – спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

– Он говорит, – раздался голос Воланда, – одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем…

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

К какому жанру относится данное произведение?

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Как зовут персонажа, сидящего в кресле?

Каким словом закончит свой роман мастер?

Как и за что наказан персонаж, изображенный в этом эпизоде? Дайте подробный ответ на вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 6

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

Солдаты, большей частью красивые молодцы(как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека. Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне(после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), – из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик…

«Ну-ка, наша Матвевна», – говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь, задышала опять, задышала», – говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

– Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

– Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...

«Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись.

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

К какому жанру относится данное произведение?

Какое сражение описывается в приведенном фрагменте?

Укажите фамилию одного из главных героев романа, по достоинству оценившего действия батареи Тушина и заступившегося за «маленького капитана» перед начальством.

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Сформулируйте главную идею этого эпизода. Дайте подробный ответ.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 7

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услыхал эти слова, — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему свое: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что,………….., ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свои блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей». Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло…

Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. Ввалился в барак и упал на цементовый пол без памяти. Разбудили меня наши еще в потемках: «Рассказывай!» Ну, я припомнил, что было в комендантской, рассказал им. «Как будем харчи делить?» — спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. «Всем поровну», — говорю ему.

1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

2. К какому жанру относится данное произведение?

3. Озаглавьте этот эпизод.

4. Назовите главного героя этого произведения.

5. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

6. Какое значение имеет этот эпизод в произведении? Дайте подробный ответ.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 8

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

– (5)Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны… На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

(9)Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не, видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.

«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила – неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего- то не понятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце жене сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо – составляли главное основание его горячечных представлений.

1.Назовите произведение и автора.

2. К какому литературному жанру принадлежит произведение?

3. Назовите фамилию Андрея, одного из главных героев .

4. Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

5. Как называется сражение, описанное в данном отрывке, на котором князь Андрей получил ранение? Укажите букву с правильным ответом.

А) Шенграбенское Б) Бородинское В) Аустерлицкое Г) Смоленское

6.Какую роль в судьбе Андрея………….. сыграло это сражение? Дайте подробный ответ на вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

ВАРИАНТ 9

Прочитайте отрывок и выполните задания после текста.

И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабацкого крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые — он часто это видел — надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! — кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, — всех довезу, садись….

Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить… Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет…

— Садись! Все садись! — кричит Миколка, — всех повезет. Засеку! — И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

— Папочка, папочка, — кричит он отцу, — папочка, что они делают? Папочка, бедную лошадку бьют!

...Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут…..

— Секи ее, секи! Что стали! — кричат голоса из толпы.

А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.

— Живуча! — кричат кругом.

— Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! — кричит из толпы один любитель.

— Топором ее, чего! Покончить с ней разом, — кричит третий.

— Эх, ешь те комары! Расступись! — неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. — Берегись! — кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.

— Добивай! — кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало — кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает… Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку.… Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе.

1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

2. К какому жанру относится данное произведение?

3. Назовите главного героя произведения.

4.Какие два персонажа противопоставлены друг другу в этом эпизоде?

5. Что такое ЭПИЗОД?

6. Объясните сон героя. Дайте подробный ответ на вопрос.

Ответы по литературе

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

К какому жанру относится данное произведение? (Роман)

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?(Диалог)

В романе есть несколько ключевых слов, связанных с основными идеями художественного мира писателя, в частности: истина, вера, свобода. Найдите в приведённом фрагменте ещё одно, означающее готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. (Милосердие)

Объясните лексическое значение этого слова. (Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

Что попросила Маргарита у Воланда в первый раз за свою услугу? Что попросила во второй раз? Дайте подробный ответ.

Я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои, казалось бы, положительные поражают своей жестокостью. Так  грешница, приглашённая на бал к Воланду, когда-то задушила нежеланного ребёнка платком и закопала, за что испытывает определённого рода наказание — каждое утро ей неизменно подносят к изголовью этот самый платок (каким бы способом она ни пыталась избавиться от него накануне).

На балу у сатаны Маргарита обращает внимание на Фриду и обращается к ней персонально (также предлагает ей напиться, и все позабыть), что вызывает у Фриды надежду на прощение. После бала, когда настает время озвучить свою единственную главную просьбу Воланду, ради которой Маргарита заложила свою душу и стала королевой сатанинского бала, Маргарита, расценивая своё внимание к Фриде как неосторожно данное завуалированное обещание избавить её от вечного наказания, а также под влиянием чувств, жертвует в пользу Фриды своим правом на единственную просьбу. И Фриде, благодаря милосердию Маргариты, даруется прощение.

Но на мой взгляд, одна из ключевых тем романа - это раскаяние и прощение. Фриде каждый день подают платок, а прокуратор Иудеи сидит на луне со своим верным псом и постоянно чувствует головную боль и думает о том, что же он наделал. Я думаю, тут смысл в том, что самая большая жестокость - это постоянное напоминание о совершенном зле. Это же делает человека раскаявшимся. По сути Воланд ведь с Фридой не делает ничего плохого - никто не режет ее, не жарит на костре, но страдает она от этого платка неимоверно, потому что раскаялась. А образ Маргариты всепрощающий. Она принимает темную сторону такой, какая она есть, и умеет прощать. Поэтому только с Маргаритой, которая не утратила и умения сочувствовать и прощать мастер обретает покой. И мне кажется, Воланд именно Маргариту выбрал из всех других женщин за ее человеколюбие. Видимо, даже Сатана способен ценить добро и знает, что такое справедливость. Поэтому Воланд, зная заветное желание Маргариты возвращает ей мастера.

В истории Фриды  показана проблема личной ответственности человека за содеянно

ВАРИАНТ 2

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок. (А.П.Чехов. «Ионыч»)

К какому жанру относится данное произведение? (Рассказ)

Назовите главного героя произведения. (Дмитрий Ионович Старцев)

Что говорит главный герой про семью Туркиных после последнего визита в их дом ? (Если эти люди так бездарны, то коков же весь город?)

Объясните лексическое значение слова обыватель. (Обыватель – это человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.)

Какую проблему поднимает автор в этом произведении? Дайте подробный ответ на вопрос.

Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души. 

Дмитрий Ионыч Старцев приехал в губернский город, жители которого гордились своей библиотекой, театром, клубом и тем, что у них устраиваются балы. Ему понравилось в городе, и он даже увлекся дочерью Ивана Петровича Туркина, главы “самой образованной и талантливой семьи”, и сделал ей предложение. Но радужное настроение Старцева длилось недолго, вскоре ему открывается истинное лицо городской жизни — обывательщина, с которой он не хочет мириться. Его раздражают глупые и несправедливые разговоры, он хочет защитить себя от окружающей пошлости. Но его пассивная оборона привела к противоположному результату. Вначале Ионыч даже говорит о прогрессе, о свободе, о значении труда, но со временем — замолкает и сам того не желая превращается в обывателя, еще более отталкивающего, чем те с которыми он призывал бороться. Парадоксальность этого рассказа в том, что беспощадный приговор, который Ионыч мысленно произносит Туркиным, а в их лице и всему городу, оборачивается приговором и ему самому

Скука превращает Ионыча в банального обывателя. Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях, как конкретно это происходило.

ВАРИАНТ 3

1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок. (А.П.Чехов. «Ионыч»)

2. Укажите жанр, к которому относится произведение. (Рассказ)

3. Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»? (Туркины)

4. Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя? (Укажите букву с правильным ответом):

А) интерьер

Б) портрет

В) деталь

Г) пейзаж

5. Поясните лексическое значение словаталант. (Талант – это выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.)

6. Как и почему молодого, деятельного доктора стали называть в конце рассказа? Дайте подробный ответ на вопрос.

Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души.

Дмитрий Ионыч Старцев приехал в губернский город, жители которого гордились своей библиотекой, театром, клубом и тем, что у них устраиваются балы. Доктор Старцев все время отдавал своей работе, окружающие уважительно называли его Дмитрий Ионович. Ему понравилось в городе, и он даже увлекся дочерью Ивана Петровича Туркина, главы “самой образованной и талантливой семьи”, и сделал ей предложение. Но радужное настроение Старцева длилось недолго, вскоре ему открывается истинное лицо городской жизни — обывательщина, с которой он не хочет мириться. Его раздражают глупые и несправедливые разговоры, он хочет защитить себя от окружающей пошлости. Но его пассивная оборона привела к противоположному результату. Вначале Ионыч даже говорит о прогрессе, о свободе, о значении труда, но со временем — замолкает и сам того не желая превращается в обывателя, еще более отталкивающего, чем те , с которыми он призывал бороться. Парадоксальность этого рассказа в том, что беспощадный приговор, который Ионыч мысленно произносит Туркиным, а в их лице и всему городу, оборачивается приговором и ему самому. Он уже спешно принимает больных, не ходит пешком, много ест, его любимое занятие – пересчитывание денег и игра в карты.

Скука превращает Старцева в банального обывателя. Жители назывют его уже просто Ионыч. Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Старцева, но и во всех возможных подробностях, как конкретно это происходило.

ВАРИАНТ 4

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

(В.М. Шукшин «Охота жить»)

К какому жанру относится данное произведение? (Рассказ)

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? (Диалог)

Выпишите ключевую фразу о добре, сказанную стариком. ( «…не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась» )

Каков финал произведения? ( Парень убивает Никитича)

Охарактеризуйте главных героев произведения. Дайте связный ответ.

ВАРИАНТ 5

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

К какому жанру относится данное произведение? (Ромин)

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? (Диалог)

Как зовут персонажа, сидящего в кресле? (Понтий Пилат)

Каким словом закончит свой роман мастер? («Свободен! Он ждет тебя!»)

Как и за что наказан персонаж, изображенный в этом эпизоде? Дайте подробный ответ на вопрос.

ВАРИАНТ 6

Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

К какому жанру относится данное произведение? (Ромин-эпопея)

Какое сражение описывается в приведенном фрагменте? (Шенграбенское сражение)

Укажите фамилию одного из главных героев романа, по достоинству оценившего действия батареи Тушина и заступившегося за «маленького капитана» перед начальством. (Андрей Болконский)

Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? (Диалог)

Сформулируйте главную идею этого эпизода. Дайте подробный ответ.

Во время Шенграбенского сражения капитан Тушин и его батарея оказываются под обстрелом французов. Но Тушин не бежит с поля боя.

Тушин обстреливает деревню Шенграбен и поджигает ее. Французы начинают тушить там пожар и тем самым задерживаются. В это время русские войска отступают. Таким образом, Тушин спасает жизнь многим русским военным, которые могли бы погибнуть.

В ходе сражения начальство забывает про батарею Тушина. Только когда сражение подходит к концу, князь Багратион приказывает Тушину отступать.

После сражения начальники тут же ругают Тушина, упрекают и делают замечания. Никто не хвалит Тушина за его героизм:

Князь Андрей Болконский заступается за капитана Тушина. Андрей называет Тушина героем Шенграбенского сражения.

Князь Багратион выслушивает мнение Болконского и просто отпускает Тушина к себе, не поблагодарив его. Подвиг капитана Тушина остается незамеченным.

Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. В нем так много доброго и печального и так мало громкого и героического.

Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ.

носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин

Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.

Иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении.

И что же получил капитан Тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший орудия вместе с Тушиным, спасает воинскую честь батареи.

Этот случай поразил князя Андрея. Происходящее в армии было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм, измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении, соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным. Этот маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, но вовсе не думающий, что он герой, а наоборот, боящийся начальства, произвел на князя огромное впечатление. От этого невзрачного капитана Андрей получает подлинный урок героизма. Болконский понял, что героический вид часто бывает обманчив. Его представление о жизненных ценностях, об истинном начинает изменяться.

Мы запоминаем имена великих полководцев, а вот имя капитана, поджегшего Шенграбен, вряд ли кто вспомнит. Сколько тушиных, тимохиных лежит на полях битвы. Сотни, тысячи неизвестных героев покоятся на этих полях. История не называет их имена. Не во имя крестов, чинов, славы сражались и умирали русские солдаты, в минуты подвига меньше всего думали они о славе. В своем романе-эпопее Толстой доказал, что народ совершил подвиг, что народ - герой.

ВАРИАНТ 7

1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок. (М.А. Шолохов «Судьба человека)

2. К какому жанру относится данное произведение? (Рассказ)

3. Озаглавьте этот эпизод. (В комендантской; Поединок с Мюллером)

4. Назовите главного героя этого произведения. (Андрей Соколов)

5. Герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? (Диалог)

6. Какое значение имеет этот эпизод в произведении? Дайте подробный ответ.

Самый главный эпизод жизни Андрея Соколова в плену – сцена допроса его Мюллером, комендантом лагеря для военнопленных. Шолохов показал несгибаемую волю, мужество, героизм простого русского человека.Мюллер был безжалостным человеком: «…выстроит нас перед блоком – барак они так называли, – идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа». И так каждый день…Аккуратный был гад, без выходных работал». Поводом к вызову Андрея Соколова на допрос послужило его неосторожное высказывание по поводу тяжести работы в каменном карьере. После очередного рабочего дня Андрей зашел в барак и обронил такую фразу: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». На следующий день Соколова вызвали к Мюллеру. Понимая, что он идет на смерть, Андрей попрощался с товарищами, «… и стал…собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно». Когда голодный Соколов вошел к коменданту, первое, что он увидел, был стол, заставленный едой. Но Андрей не повел себя, как голодное животное. Он нашел в себе силы сохранить человеческое достоинство и отвернуться от стола. Он также нашел в себе силы не увиливать и не пытаться избежать смерти, отказавшись от своих слов. Мюллер решил оказать Соколову «честь» и лично расстрелять его, но перед этим он предложил выпить за немецкую победу: «…как только услыхал эти слова, — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!» И Соколов отказывается пить. Но Мюллер, уже привыкший издевательски относится к людям, предлагает Андрею выпить за другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». Андрей выпил не закусывая и второй стакан, и третий: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Увидев такую нечеловеческую силу воли у истощенного и морально, и физически человека, Мюллер не удержался от искреннего восторга: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду».   Я думаю, что в этом эпизоде Шолохов говорит читателю о том, что самое главное для человека, в любых, даже самых страшных обстоятельствах, – всегда оставаться человеком!

ВАРИАНТ 8

1.Назовите произведение и автора. (Л.Н. Толстой. «Война и мир»)

2. К какому литературному жанру принадлежит произведение?(Ромин)

3. Назовите фамилию Андрея, одного из главных героев. (Болконский)

4. Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)? (Антитеза)

5. Как называется сражение, описанное в данном отрывке, на котором князь Андрей получил ранение? Укажите букву с правильным ответом.

А) Шенграбенское Б) БородинскоеВ) АустерлицкоеГ) Смоленское

6.Какую роль в судьбе Андрея………….. сыграло это сражение? Дайте подробный ответ на вопрос.

ВАРИАНТ 9

1. Укажите автора и название произведения, из которого взят данный отрывок.

(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание)

2. К какому жанру относится данное произведение? (Роман)

3. Назовите главного героя произведения. (Родион Раскольников)

4.Какие два персонажа противопоставлены друг другу в этом эпизоде? (Родион Раскольников и Соня Мармеладова)

5. Что такое ЭПИЗОД? (часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью)

6. Объясните сон героя. Дайте подробный ответ на вопрос.

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они возникают в момент наивысшего напряжения героя и как бы завершают один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова показывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасается крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в череп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что способен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовместимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность

Основные показатели оценки результата и их критерии

по дисциплине «Литература»

На выполнение письменной работы по литературе дается 3 астрономических часа (180 минут). В письменную работу включено 6 задание.

Оценка выполнения заданий 1–5

Развёрнутый ответ ограниченного объема.

Точность и полнота ответа :

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, фактические ошибки в ответе отсутствуют -3 балла

б) экзаменуемый отвечает на вопрос и допускает 1 фактическую ошибку -2 балла

в) экзаменуемый отвечает на вопрос поверхностно, неточно и/ или допускает2 – 3 фактические ошибки -1 балл

г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей- 0 баллов.

Максимум – 15 баллов за 5 заданий.

Оценка выполнения задания №6

Критерии оценки:

1. Глубина раскрытия проблемного вопроса и убедительность суждений:

а) экзаменуемый правильно раскрывает проблемный вопроса, понимая авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют -10 баллов

б) экзаменуемый правильно раскрывает проблемный вопрос, понимая авторскую позицию, но не формулирует свою точку зрения; фактические ошибки и неточности отсутствуют -5 баллов

в) экзаменуемый правильно раскрывает проблемный вопроса, понимая авторскую позицию, но не формулирует свою точку зрения; допускает фактические ошибки и неточности -3 балла

г) ) экзаменуемый не раскрывает проблемный вопроса ,не понимает авторскую позицию, не формулирует свою точку зрения; допускает фактические ошибки- 0 баллов

2. Грамотность:

отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок - 10 баллов

а) 2 орфографические, 2 пунктуационные, 1 речевая ошибка –5 баллов

б) более 2 орфографические, 2 пунктуационные, 1 речевая ошибка –0 баллов

Максимум – 20 баллов за задание № 6 .

Критерии оценки выполнения работы

Число баллов, которое надо набрать для получения оценки

3

(удовлетворительно)

4 (хорошо)

5 (отлично)

Литература

15-18

20-29

30-35

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области