Мастер – класс для родителей
«Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Цель:
Пополнение знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и умение применять полученные знания в семье.
Задачи:
Актуализировать представление об использовании здоровьесберегающих технологий в домашних условиях, для сохранения и укрепления здоровья детей;
Представить опыт в использовании технологий (пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, динамические паузы, самомассаж) для сохранения и укрепления здоровья детей;
Предоставить возможность родителям попрактиковаться в организации и проведении игр и упражнений.
Задавая вопрос дошкольникам «Что же самое дорогое и ценное, в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «игрушки» и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь». Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?» - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства «Ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь».
Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Первое, с чем мы сталкиваемся, при поступлении детей в детский сад, это слабое физическое развитие. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки.
Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития.
Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.
Каждое утро мы проводим с детьми утреннюю гимнастику. Комплексы утренней гимнастики разнообразные, подобраны таким образом, чтобы детям было интересно, чередуем гимнастику с предметами и без них. Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться как в детском саду, так и дома. В каждом комплексе используем несколько упражнений дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика используется в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года в сочетании с массажами, а также в качестве закаливающих процедур.
«Надуй шарик»
Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф».
«Шар сдулся».
Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.
После дневного сна ежедневно проводится гимнастика пробуждения, способствующая бодрому настроению детей. В ходе гимнастики пробуждения используем элементы самомассажа, босохождение.
Есть много различных способов профилактики и лечения ОРЗ, но один из самых простых, эффективных и безвредных – это самомассаж, массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Массаж лица «Мельник»
Белый, белый мельникПровести пальцами по лбу от середины к вискам.
Сел на облака.
Из мешка посыпаласьЛегко постучать пальцами по щекам.
Белая мука.
Радуются дети,Косточками больших пальцев растереть крылья носа.
Лепят колобки.
Заплясали сани,Раздвинув указательный и средний палец,
Лыжи и коньки.массировать точки за и перед ушами.
Массаж ушей
На дальней границеЛегко загнуть руками уши вперёд
И в холод, и в зной,
В зелёной фуражке
Стоит часовой.
На дальней границеПотянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.
И ночью и днём,
Он зорко, он зорко,
Следит за врагом.
И если вдруг врагУказательным и большим пальцем массировать
Захочет пройти,слуховые отвороты.
Его остановит
Солдат на пути.
Для того чтобы заинтересовать, вызвать мотивацию у детей во время проведения самомассажа мы используем Су-Джок — это эффективный метод профилактики и лечения болезней.
В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа.
Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
«Су-Джок» с виду — это шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Если покатать его между ладонями – тут же ощутите, прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.
В ходе образовательной деятельности и в течении всего дня нами используется физкультминутки – это небольшие паузы, прерывающие педагогический процесс на считанные минуты (1-2), заполненные физическими упражнениями.
«Разминка»
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (садятся на места); динамические пауза - это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении.
«Считалочка»
Я прошу подняться
Вас – это «раз»,
Повернулась голова-
Это «два».
Руки вниз, вперед,
Смотри – это «три».
С силой их к плечам
Прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо
Сесть – это «шесть»; пальчиковые игры и упражнения-это упражнения пальчиковой гимнастики.
«Птички»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
Особое внимание хотелось бы уделить такому направлению здоровьесбережения в детском саду, как профилактика переутомления зрительного аппарата дошкольников.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
-индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
-регулярность проведения;
-постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
-сочетание с двигательной активностью;
-развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми, т. к. она снимает зрительное напряжение. Т. е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазах; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.
Официальная наука не считает гимнастику средством лечения глазных болезней, но признаёт её огромное влияние на их профилактику и снятие зрительного утомления.
В своей работе мы используем элементы методики В. Ф. Базарного.
Базарный Владимир Филиппович – русский ученый, врач и педагог-новатор.
Им был разработан офтальмологический тренажер: схема универсальных символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом.
Есть несколько режимов выполнения данного тренажа. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга. Кроме того, каждый цвет выполняет определенную функцию.
Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
Таким образом, использование разнообразных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании способствует укреплению и сохранению здоровья детей.