«Детский сад и семья – единое образовательное пространство»
Салахутдинова Р.Ф. воспитатель
МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида
СП детский сад №23 комбинированного вида
e-mail:23@detstvo-nt.ru
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Семья и детский сад – важнейшие институты социализации детей. Их воспитательные функции различаются, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Семья является главным фактором в усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, развитии социального и эмоционального интеллекта и выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка патриотизм, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием последующего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, её народам, историческому и культурному наследию.
Признание главенства семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с ней со стороны дошкольной организации. Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является приоритетным условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Свою работу с родителями выстраиваю поэтапно. На первом этапе знакомлю родителей с развивающей средой в группе и с тем, как она позволяет решать основные задачи образовательной программы. Стараюсь родителям рассказать, что в первую очередь она направлена на развитие детей и их эмоциональное благополучие. Подобные встречи позволяют поближе узнать друг друга и установить доверительные отношения, которые в следующем этапе помогут раскрыть возможности дальнейшей совместной работы. Активными методами взаимодействия в нашей группе являются тренинги, «круглые столы», игровые семинары, позволяющие повысить педагогическую культуру родителей и проводить работу по родительскому просвещению.
Третий этап посвящен функционированию родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок). Целью проектной деятельности является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, к «малой» и «большой» Родине. При реализации проектов созданы альбомы: «Семейное древо», «Моя большая семья», «Традиции моей семьи», «Интересная работа моих родителей», «Животные родного края», «Достопримечательности Нижнего Тагила» и «Любимые места отдыха в моем городе».
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Работая в этом направлении, провожу «Творческие мастерские» с детьми и родителями по приобщению к народному творчеству разных этнических групп, населяющих Урал через знакомство и создание народных костюмов, которые призваны также сблизить интересы ребенка и взрослого, осознать, что такое сотрудничество и взаимопомощь.
Увлекательно проходят мастер-классы: «Лепбук своими руками» и поделки из бросового материала. Находят отклик у родителей и благотворительные акции «Четыре с хвостиком», «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами». Родители принимают активное участие в тематических выставках, которые организовываются в детском саду. Участвуют в различных конкурсах рисунков «В каждом рисунке – МАМА!», творческих работ «Малахитовая змейка», а также в фотоконкурсе «Моей семьи счастливые моменты». В результате формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Доброй традицией стало участие детей и родителей в создании зимних построек и благоустройстве летнего участка детского сада. Через вовлечение детей и взрослых в творческий процесс происходит трудовое воспитание. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Семья и детский сад - два социальные института, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Только тесное взаимодействие детского сада и семьи способствует гармоничному развитию ребенка.
Литература
Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. [Текст] / О.В.Толстикова, О.В. Савельева – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –102с.
Евдокимова Н.В., Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева [Текст] / М: Мозаика – Синтез, 2007 год. – 144с.