Особенности организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Игра – основной вид деятельности в дошкольный период, занимающий особое значение в жизни ребенка. В игре формируются все стороны личности дошкольника, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Нравственное поведение – это осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков.
Усиление внимания к проблеме воспитания духовности, нравственных ценностей детей привели к поиску и обоснования новых теорий и технологий организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В современной теории воспитания ведущим является положение о том, что эффективность воспитательного процесса определяется степенью включения личности в различные виды деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, в частности сюжетно ролевая игра, становление и развитие которой в наибольшей степени способствует формированию элементарной системы ценностей дошкольника. Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенным замыслом детей, который раскрывается через соответствующие события (сюжет) и разыгрывание ролей.
Личность ребенка формируется в процессе постоянных взаимоотношений с другими. Усвоение нравственных норм поведения происходит на основе ориентаций ребенка на других людей, особенно на взрослых. Важно учитывать, что дошкольник в моральных оценках ориентируется не только на требования взрослых, но и на свои представления о должном или неподобающее поведении. При этом следует акцентировать внимание, собственно, на положительных образцах поведения и отвлекать внимание от негативных.
Дети реализуют в игре свои знания и представления о жизни. Это может быть правильная или искаженная информация, мечты, надежды, страхи и даже болезненные воспоминания. В реальной жизни или в телевизионных передачах дети видят не только хороших людей и хорошие поступки. Поэтому неудивительно, что иногда героями детской игры могут стать пьяницы, хулиганы, бандиты. В такой игре не может быть и речи об усвоении морально-этических норм. Поэтому педагогам нужно быть внимательными по играм, которые выбирают дети, поскольку вымышленная детьми игра может совсем не совпадать с воспитательной целью. И хотя инициатива выбора игры должно принадлежать детям, задача воспитателя – тактично отвлечь их от неуместной игры, заинтересовать другой темой. Также нравственное развитие ребенка во многом зависит от включения его в сюжетно-игровую деятельность.
В современной дошкольной педагогике традиционно пользуются структурой сюжетно-ролевой игры, предложенной Д. Эльконина, которая содержит следующие компоненты:
игровой замысел;
игровой сюжет;
роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
игровые действия, которые реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
игровое использование предметов, условная замена реальных;
реальные отношения между играющими;
правила, диктуемые самой игрой, и создаются детьми или предлагаются взрослыми.
Смысл игровых действий заключается в развертывании отношений, совместном воспроизведении реальной человеческой деятельности. Дошкольник учится согласовывать свои действия, ориентироваться на сверстников, вести в соответствии с общей ситуацией игры, подчиняться требованиям партнеров, полагаться на свои возможности. В результате формируются социальные чувства – со радость, сочувствие, чувство своей причастности к других.
В заключение обращаю внимание на то, что воспитание нравственных качеств – процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, порадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Используя и специальные игры, и собственный пример выстраивания отношений с детьми, можно помочь ребенку в формировании доброжелательных реальных взаимоотношений, которые они перенесут и в коллективные самодеятельные игры.
Таким образом, значение игры (в частности, сюжетно-ролевой) неоценимо для нравственного формирования личности дошкольника, которое происходит при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.