Образовательный квест как игровая педагогическая технология для детей дошкольного возраста
(Квест по-современному или секретики по-старому)
Презентация опыта работы
Пименовой Евгении Александровны
МДОУ "Усть-Куломский детский сад № 7 "Голубок"
Актуальность:
Насыщенная информационная среда окружает современного ребёнка с самого его рождения. Всё большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей всё сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определённый отпечаток на развитие личности ребёнка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
Вместе с тем, законодательные акты и документы, составляющие нормативно-правовую основу дошкольного образования стимулируют педагогический поиск в направлении использования форм работы с детьми деятельностного типа, которые способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что традиционные подходы работы с современными детьми не всегда эффективны. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Наиболее соответствующей потребностям и интересам детей дошкольного возраста, по моему мнению, является квест, который отвечает выше перечисленным требованиям и сохраняет игру в пространстве дошкольного детства.
Дословно с английского языка – это «поиск», «разыскиваемый предмет».
Квест-игры широко используются в общеобразовательной школе в различных предметных циклах и учителя рассматривают квест-технологию как интерактивную образовательную среду для активизации учебной деятельности школьников. В последние годы эта форма вызывает интерес в среде специалистов дошкольного образования.
Главная особенность квеста – есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, творческими, познавательными, интеллектуальными.
Новизна: Квест-технология - актуальна в контексте требований ФГОС ДО; способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных образовательных технологий.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Многие педагоги считают квест технологией нового поколения. Анализируя свой опыт работы и технологию квестов, я пришла к выводу, что квест – это не новое, а хорошо забытое старое. В забытых ныне играх с секретиками, «Зарница», «бродилках» уже были заложены основы квесты, которые отвечают современным требованиям.
Цель моей работы: создание условий для интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса через постановку поисковых задач в ходе организации деятельности посредством определённого сюжета.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
Определить преимущества и особенности использования квест-игр в работе с детьми дошкольного возраста;
Включить в практику работы с детьми дошкольного возраста квест-игру;
Обеспечить взаимосвязь между всеми участниками образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) через включение в работу квест-игр.
Теоретической базой моей работы стали исследования отечественных и зарубежных учёных и педагогов. Сокол И.Н. в своих работах предлагает обобщённую классификацию квестов, которую я адаптировала к реалиям современного дошкольного образовательного учреждения.
При подготовке квестов для дошкольников описала основные условия, которые отличают детские образовательные квесты от квестов для взрослых. Соответственно выделила особенности детских квестов. Для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения.
Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при их разработке.
На протяжении двух лет включаю квест-игры в образовательный процесс, который выстраиваю системно, поэтапно в четырёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями воспитанников, методическое сопровождение (работа с педагогическим коллективом), создание развивающей предметно-пространственной среды.
Образовательную деятельность осуществляю в рамках основной образовательной программы, на основе которой разработала рабочую программу педагога и дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Весёлый праздник – день рождения», автором которой являюсь. Квест-игры использую в рамках непрерывной образовательной деятельности и досуговой деятельности с детьми. Большая часть квестов была проведена при активном участии родителей воспитанников.
Квест-игры провожу с детьми старшей и подготовительной к школе групп.
По итогам проделанной работы составила методические рекомендации по проведению детского квест-путешествия «Мастер-град», в ходе которого совместно с сотрудниками ДОО и родителями воспитанников формировали у детей позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий.
Большой популярностью у моих коллег пользуются мои методические рекомендации по проведению непрерывной образовательной с детьми 6-7 лет с использованием дидактического пособия «Коллекция ракушек», которые раскрывают содержание практической деятельности с материалами коллекции в рамках реализации педагогической инициативы.
Много положительных отзывов на моём персональном сайте получили сборники тематических квестов и квест-игр по краеведению «Любим, знаем, создаём всё про край, где мы живём!».
Особый интерес у моих воспитанников вызывают тематические квесты, такие как «В поисках сокровищ», «По следам снежного человека» и цикл познавательных квестов, где главный герой, с которым дети отправляются на поиски новых знаний и открытий стала Даша-путешественница.
В детском саду со своими коллегами я организую творческие, познавательные, литературные, спортивные квесты. С сотрудниками ГИБДД проводим квесты по обучению детей правилам дорожного движения. В рамках городской акции «Юный водитель» провели квест «По тропе безопасности».
Квест «Все мы разные, так что же, чем то чуточку похожи» позволил воспитанникам прочувствовать трудности восприятия окружающей среды, ориентировки в пространстве, с которыми сталкиваются «особые дети». Данный квест был направлен на формирование толерантного отношения к детям «непохожим» на обычных ребят.
Ярким, зрелищным и запоминающимся стал квест, посвящённый Дню знаний «Путешествие к дереву знаний», который мы проводили с участием детско-родительских команд шести детских садов нашего микрорайона на территории школы №34.
С целью обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации квест-технологии было тщательно продумано методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс. Задачи и план работы с педагогическим коллективом подробно изложены в пособии с аналогичным названием. Для ознакомления педагогов с квест-технологией были проведены разнообразные мастер-классы, такие как «Квест о квсете», «5 шагов к освоению квеста», семинар-практикум «основные подходы к квест-технологии и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО», оформила фотогалерею «Наши квесты».
Квесты стали интересной основой для методического сопровождения реализации ФГОС ДО в работе с педагогами. Более подробно с тематикой квестов для педагогов можно познакомиться на персональном сайте в разделе «Методические разработки».
Квест-технология нашла своё применение в работе с родителями воспитанников. Провела и составила методические рекомендации по проведению родительских собраний в формате квест.
Изюминкой своего опыт считаю методические рекомендации «Пособия для проведения квестов», где подробно описываю пособия, материалы из которых они изготовлены, и как они используются в работе с детьми. Квесты требуют большой подготовки, хорошо продуманной РППС и большое количество реквизитов, который будет наталкивать детей на самостоятельный поиск и решение проблемных ситуаций. Поэтому я составила методические рекомендации «Реквизиты для квест-игр». Подробно описала многофункциональные пособия «Чудо-парашют», «Чудо-плащ», «Лабиринт – Лесная сказка».
Первые наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квест-технологии в детском саду:
- создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех участников образовательного процесса;
- воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку,
- выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.
Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.