Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»
Проект
«Как звери к зиме готовятся»
Учитель-логопед Янина И.В.
г. Рязань
Цель: Расширить представления детей о жизни животных. Воспитать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи: 1. Организовать сотворчество детей, родителей и педагогов в совместной деятельности по освоению данной темы.
2. Сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни животных.
3. Учить детей устанавливать элементарные логические взаимосвязи между изменениями в неживой природе и особенностями
поведения животных.
4. Расширение лексики по теме.
5. Развитие интонационной и моторной выразительности.
6. Знакомство с правилами безопасного поведения в природе.
7. Знакомство с правилами поведения в музее.
8. Повысить уровень информированности родителей о деятельности МБДОУ,
Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации: с 06.11.18 по 07.12.18.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
имеют представления о сезонных изменениях в жизни животных.
умеют анализировать некоторые элементарные взаимосвязи в природе.
владеют словарным запасом по теме.
владеют ролевыми приёмами передачи образов животных.
знакомы с правилами безопасного поведения в природе.
знакомы с правилами поведения в музее.
Родители – активные участники проекта, ориентированные на совместную деятельность, что выражается
в совместном с детьми посещении музея,
в изготовлении с детьми творческих работ по теме,
в изготовлении атрибутов и элементов костюмов к празднику,
в активном посещении мероприятия «Литературно-развлекательный вечер «Осень в лесу».
Педагоги:
осуществляют инновационную деятельность,
повышают профессиональный уровень.
Этапы реализации проектной деятельности.
этап | деятельность | содержание | участники |
подготови- тельный | Выбор темы проекта. | Анализ имеющегося опыта работы. Формирование мотивации готовности родителей к совместной деятельности. | логопед, воспитатель |
аналитический | Разработка перспективного плана мероприятий. | Анализ литературы по теме «Дикие животные». Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности. Разработка сценария литературного вечера. Опрос родителей с целью выявить их представления о ходе и результатах проекта, о степени готовности к совместной деятельности. | логопед, воспитатель |
практический | 1. Непосредственная образовательная деятельность 2. Непосредственная образовательная деятельность 3. Экскурсия в краеведческий музей 4.Совместное (родители и дети) изготовление работ 5.Подготовка к литературному вечеру 6.Литературный вечер «Осень в лесу» | Знакомство детей с зависимостью жизни животных от сезонных изменений в природе. Знакомство с правилами безопасного поведения в природе. Формирование лексико-грамматических категорий по теме. Учить образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные и названия детёнышей животных. Посещение выставки «Человек и природа» Рязанского краеведческого музея. Рассматривание животных на фоне созданного «ландшафта». Практическое применение знаний, полученных в результате непосредственной образовательной деятельности, при ответах на вопросы экскурсовода. Практическое применение знаний о поведении в музее. Выбор животного для презентации. Изготовление буклетов, поделок. Организация презентации совместных работ родителей и детей в других группах. Изготовление атрибутов в соответствии со сценарием. Изготовление элементов костюмов. Ролевая деятельность детей, направленная на выразительную эмоциональную (голосом, мимикой, жестом) передачу образа животного. Совместные игры и игры-соревнования. | воспитатель дети логопед, дети логопед, дети, родители родители, дети, воспитатель, логопед дети, родители, логопед, муз. руководитель |
презента- ционный | Презентация проекта | Отбор материала для презентации (литературы, фотографий, т том числе и родительских). Оформление презентации и знакомство с ней родителей. | логопед |
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «В лесу».
Ход занятия.
Образование притяжательных прилагательных при рассматривание картины «Звери спрятались в лесу».
Что нарисовано на картине?
Звери играют с вами в прятки. Где спрятался волк?
Как ты догадался, что волк за ёлкой? Чей нос торчит из-за ёлки?
Закрепление употребления притяжательных прилагательных при рассматривании картины «Чудо-юдо».
Чудо-юдо страшное на всех похоже было,
Поэтому детёнышей к себе и заманило.
Чудо-юдо страшное ты разоблачай:
Чьи части тела у него скорее отвечай.
Чьё ухо у чудо-юдо?
Называние детёнышей животных в процессе игры «Где же мои детки».
Дети договариваются, кто каким животным будет. Мамам надеваются маски. Мамы по очереди зовут своих детей: «Где мои барсучата?.....». Названные дети бегут к своим мамам: «Мы твои барсучата».
Употребление притяжательных прилагательных при назывании жилищ животных.
Мамы привели своих детёнышей домой. Где живут медведи? Чья это берлога?
Нора у лисы - .., логово у волка, дупло у белки,
Анализ совместной деятельности.
Посещение экспозиции «Человек и природа» Рязанского краеведческого музея.
Литературный вечер «Осень в лесу».
Дети под музыку входят в зал и останавливаются полукругом.
Ребёнок: Ходит осень по дороже, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета, затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый, жёлто-розовый, кленовый.
Входит Осень.
Осень: Меня все звери знают, и осенью зовут.
И вслед за летом красным моих подарков ждут.
И белки и зайчишки, и мишки-шалунишки –
Мои друзья. Спешу к ним в гости я!
Ребёнок : Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит будут пирожки.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: принесла вам овощей.
Дети: И для супа, и для щей.
Осень: Дождику вы рады?
Дети: не хотим, не надо.
Ребёнок – дождик бегает за детьми, стараясь «намочить» их султанчиком. Дети убегают на стулья.
Осень: Вот и мой знакомый лес, где сосны ростом до небес.
В нём не раз уж я бывала, тонкой кистью покрывала
Краской красной, золотой, каждый листик здесь резной.
Ребёнок: Осень длинной тонкой кистью разукрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, как хорош ты, лист цветной.
А ветер щёки толстые надул, надул, надул…
И на деревья пёстрые подул, подул, подул…
Красный, жёлтый, золотой…. Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно… листьев нет… лишь ветки видно.
Ведущий: Поможем Осени украсить лес. (2 ребёнка должны прикрепить к деревьям листья на магнитах. Один – берёзовые, другой – дубовые. Предварительно листья рассматриваются, закрепляются относительные прилагательные «дубовый, берёзовый, кленовый, каштановый». Уточняется, кто какие листья берёт). (Во время игры белка и ёжик уходят )
Осень: Где же все мои друзья? Что-то их не вижу я…
Тс-с-с! Кажется, они идут… Ну-ка спрячусь-ка я тут.
Узнать сегодня надо мне кто как готовится к зиме.
Ребёнок: Жёлтых листьев целый ворох. Ветра нет, а в листьях шорох.
Это ёж, почуяв осень, на иголках их уносит.
Хорошо, что он колючий, - сам теперь, как листьев куча!
Надо листьями скорей спальню выстелить в норе.
Навстречу друг другу идут ёжик и белка.
Ёжик: Здравствуй, белочка-соседка!
Белка: Что-то видимся мы редко!
Ёжик: Да вот, готовлюсь всё к зиме: мох таскаю на спине,
Шью из листьев одеяло, чтоб зимой теплее стало.
Белка: Да и я ведь не сижу – по веткам прыгаю, гляжу:
Вон там – шишка, там – грибок, нанижу их на сучок.
Наступят стужа, холода, а у меня всегда еда.
Ведущий: Поможем ежу и белке подготовится к зиме. (Показывает 2 корзины. Одна с грибами, другая с шишками). Для ежа будем собирать ….что? А для белки? Собирать можно только по одному предмету! Вызываются 2 ребёнка. Уточняется кто что собирает и сколько можно собрать.
Ёжик: Ой, в кустах там треснул сук… кто-то к нам идёт…
Белка: Барсук!
Появляются барсук и барсучиха.
Барсук: Привет, друзья! Вы все в делах?
А я чуть не застрял в кустах!
Ёжик: Ещё бы! Вы так потолстели!
Барсук: Жуков, личинок много ели.
У меня запас какой? Жира толстый-толстый слой!
Вот наступят холода, в нору лягу я тогда.
Есть не буду до весны, буду спать и видеть сны.
Барсучиха: А у меня игра для вас: мы устроим перепляс!
Вы пляшите, да смотрите, не спускайте с меня глаз.
Смолкнет музыка, и вот –
То здесь ёлочка растёт, (барсуки изображают ёлочку: руки в стороны вниз)
То грибок на крепкой ножке (руки над головой «шляпкой», одну ногу согнуть)
То летит к нам ветерок (покачивают руками над головой).
Дети играют (во время игры медведь уходит за занавес). Садятся. Под музыку из-за домика появляется медведь.
Медведь: Что вы бродите по лесу?
Какого ради интересу?
Белка: Как, медведь, твои дела? Давно тебя не видела!
Как запасы? Как берлога? До зимы уже не долго.
Медведь: Всё я белка хлопочу! Яму тёплую ищу!
Чтоб над ямой – бурелом: должен тёплым быть мой дом!
Буду лапу я сосать и в берлоге крепко спать.
Ведущий: Ребята, а кто ещё спит зимой? Давайте поиграем в игру «Кто быстрее ляжет спать». (Дети бегают под музыку по залу. Когда музыка кончится, они должны занять обруч-норку. Обручей меньше, чем детей. проигравший выбывает). (заяц прячется за занавес)
Под музыку выскакивает заяц и прыгает по залу.
Белка: Ох! А это кто такой?
Заяц: Это я, друзья, косой!
Белка: Ты же серым был всё лето,
А теперь достал ты где-то
Шубку белую, как снег!
Заяц: Чтоб не увидел человек, лиса иль волк меня зимой:
Белый снег – и я такой! Мне не прятаться в нору,
Буду бегать я в бору, у деревьев грызть кору.
Заяц и белка садятся к детям.
Ведущий: Мне интересно, что же делают насекомые зимой. Вот бы найти их полянку. Жаль, мы не знаем дороги.
Выбегает тропинка. Тропинка: Я - весёлая тропинка среди сосен и ольхи.
Побегу я без заминки вдоль овражка и реки!
Я с собою вас зову. На полянку поведу.
Дети становятся за Тропинкой и змейкой идут по залу. В конце музыки выстраиваются в полукруг.
Ребёнок: По тропе лесной, неровной листик тащит муравей.
В десять раз его огромней, в раз пятнадцать тяжелей.
Тащит, тащит работяга, хоть ему и нелегко,
Хоть совсем устал бедняга – муравейник далеко…
Под музыку появляется муравей.
Тропинка: Здравствуй, братец муравей. Я веду к тебе гостей.
Муравей: В эту пору мы в работе день-деньской! Обновляем, утепляем муравейник, домик свой.
Чтобы не было беды, закрываем все ходы, чтоб зимой в любой мороз
Муравейник не замёрз.
Ведущий: пока ещё не все ходы закрыты, давайте заползём в муравейник. (Дети проползают в мешок). Ой, как здесь темно и тесно, давайте скорее выбираться. (дети садятся на места).
Ребёнок: От травинки до травинки,
Спрятав нити в кулачок.
Тянет – тянет паутинки
Паучок – крестовичок.
Расставляет свои сети,
Зная точно наперёд,
Ранним утром на рассвете
В сети кто-то попадёт.
Музыкальная игра «Паучок»
Осень: как рада я, что вы, друзья,
Не тратили дней тёплых зря.
Всё приготовили в зиме!
Уйти спокойно можно мне.
Презентация детьми своих работ воспитанникам других возрастных групп.
Цель: Повышение личной уверенности участников проектного обучения через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле, через осознание себя, своих возможностей.