Бенчмаркинг в системе практико-ориентированного профессионального образования.
Родимова Наталия Юрьевна
Зав. лабораторией педагогических технологий ГБПОУ РО «Вешенский педагогический колледж имени М.А. Шолохова», Ростовская область, Шолоховский район, станица Вёшенская
В наши дни наблюдается ускорение изменений во многих сферах деятельности, жизнь становится всё более непредсказуемой. Знание быстро стареет, и объёмы его производства стремительно растут. Меняется собственно парадигма научного знания и образования. Сегодня в понятия профессионализма, образованности, ответственности общество вкладывает иное содержание, чем прежде.
Изменились сами ожидания общества от сферы образования. Жизнь всё настойчивее и жестче требует от профессиональных образовательных организации стать более динамичными, гибкими и чувствительными к социальным, научно-техническим, технологическим и экологическим потребностям, стать способными работать более продуктивно и эффективно, способными к инновациям и конкуренции. И с каждым днем эти утверждения становятся все более актуальными.
На сегодняшний день существует множество направлений повышения эффективности, совершенствования деятельности организаций. Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества не требует особых доказательств. Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, используя как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ, благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. «Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций» [6]. К числу современных инструментов, позволяющих достичь желаемого уровня качества или конкурентного преимущества, относятся стратегическое планирование (Strategic Planning), всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), непрерывное улучшение качества (Continuous Quality Improvement), метод сбалансированных показателей (Balanced Score Card) и многие другие. В этом ряду свое достойное место занимает и метод бенчмаркинга (Benchmarking).
Настоящий проект преемственно развивает основные идеи и содержание такого явления как бенчмаркинг в образовании.
Бенчмаркинг - это процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения деятельности собственной организации (организации со схожими процессами, в своей отрасли, независимо от отраслевой принадлежности, в своей стране или за рубежом) [1]. Термин «лучшая практика» относится к подходам и методам, обеспечивающим получение выдающихся результатов, инновационным в плане использования технологий и ресурсов и получившим признание потребителей и обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и организациями, работающими в других подобных областях, для выявления организацией возможных способов совершенствования её собственных продуктов и методов работы. Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. Девиз бенчмаркинга: «От лучшего к лучшему».
Метод бенчмаркинга был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже.
Бенчмаркинг в образовании стал использоваться относительно недавно. Рассмотрим некоторые определения бенчмаркинга, применяемые в сфере образования.
Группа в семинаре Европейской Сети Гарантии Качества- ENQA, в 2002 году определили бенчмаркинг следующим образом: «Бенчмаркинг − это процесс изучения, который требует доверия, понимания, это отбор и адаптирование лучших практик в целях совершенствования».
Бизнес-школа Копенгагена определяет бенчмаркинг как метод, «который вовлекает всю организацию в поиск лучших практик: не просто, что сделано лучше всего, а как это достигнуто».
С другого ракурса рассматривают понятие бенчмаркинга в Агентстве по Обеспечению Качества QAA (Великобритания): «Бенчмаркинг − это профессиональное сообщество, которое в точности описывает сущность и стандарты квалификации, в которых предмет включен в программу, ведущую к получению степени». Это агентство (QAA) ввело, так называемые «Subject benchmark statements», которые можно перевести как критерии предмета, устанавливающие ожидания о стандарте степеней по ряду предметных областей. Они описывают, что дает дисциплина, ее обоснованность и особенности, и определяют ожидания от выпускника в плане его способностей и умений, необходимые для развития понимания или компетенций в данной предметной области. QAA опубликовало критерии для ряда дисциплин, чтобы четко установить академические характеристики и стандарты программ Соединенного Королевства.
Можно выделить комплекс проблем, актуальных для системы образования различных территорий. Проведен системный анализ выявленных проблем, реализованный в три этапа:
количественный анализ: ранжирование проблем по степени их актуальности;
качественный анализ: анализ наличия взаимосвязи между исследуемыми проблемами;
графо-аналитическое моделирование: выявление проблем-причин, от решения которых зависит решение других проблем, или решение которых может способствовать (или облегчить) решению других задач.
Анализ нормативно-правовой и статистической информации позволил сделать вывод о необходимости взаимодействия в рамках методического обеспечения практико-ориентированного профессионального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ
Концепция развития образования РФ до 2020 года
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России