Краткий курс по обучению грамоте для дошкольников и для подготовки ребёнка к осознанному чтению.
Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научиться этому так, чтобы всё это вошло в привычку.
К. С. Станиславский
«Чтение – вот лучшее учение»
А. С. Пушкин
Чтение – делает человека добрее, умнее и воспитаннее.
Многие современные родители стремятся научить читать своего ребёнка, как можно раньше. В этом нелёгком процессе(для ребёнка), главное – не навредить, а сделать занятие – увлекательным и полезным. Важный совет: играйте обучая. А если хотите привить ребёнку – любовь к чтению, то рецепт прост, как можно больше читайте вслух. Читать детям вслух нужно, начиная с самого раннего возраста. Учиться можно в любом возрасте, но ребёнок должен сам захотеть этого(по мнению учёных сверхраннее обучение чтению блокирует мыслительные процессы).
Обучать чтению можно тогда, когда хорошо сформирован фонематический слух и конечно, хорошо бы сводить ребёнка к логопеду, чтобы избавиться от дефектов произношения звуков.
Распространённые ошибки при обучении чтению:
- «путаница» в названии букв и звуков;
- лучше с самого начала стремиться, чтобы единицей чтения был слог, а не буква;
- при изучении каждой новой буквы желательно соблюдать последовательность;
- при изучении новой буквы «творите», включайте все анализаторы(зрительные, слуховые, тактильные и т. д.) пойте, устраивайте «Дни рождения» буквы, используйте продуктивную деятельность (рисуйте, лепите);
- не допускайте механического чтения, т. е. ребёнок не понимает, что он прочитал, просите его пересказать, объяснить.
Обязательное составляющее – слова читаются слава направо.
Обучаем ребёнка грамоте:
!!! Уважаемые родители и воспитатели! Не стремитесь создать дома школьную программу, непривычную для ребёнка,(ещё раз повторюсь) – играйте обучая.
- Знакомим ребёнка с тем, что наша речь состоит из слов;
- Слова бывают разные по длине(длинные, средние по длине и короткие);
- Слова состоят из звуков и букв (на письме звук обозначаем буквой);
- Отличия: Звуки слышим(показываем на ухо) и произносим(показываем на рот), а буквы-пишем и читаем.
- Представления о звуках. Вначале идёт знакомство с гласных звуков(их 6) мы их произносим и не встречаем никаких преград, а гласных букв-10(есть «волшебные» буквы: Е, Ё, Ю, Я – потому, что могут обозначать 1 или 2 звука. 1звук, когда стоят после согласных. 2звука, когда – стоят в начале слова; - после гласных; - после ь и ъ знаков. Согласные звуки( при их произношении встречаем преграды: зубы, язык, губы). Согласные звуки бываю твёрдые и мягкие, но есть только согласные твёрдые (Ж, Ш, Ц), они не имеют мягкой пары; только согласные мягкие (Й, Ч, Щ), они не имеют твёрдого братца. Есть буквы, которые звуков не обозначают. . Это(ь и ъ знаки), они делают согласные звуки мягкими и твёрдыми. Согласные т. ж. бывают: звонкие и глухие(звонкие-звенят, как колокольчик, а глухие, шуршат, как солома.
- дайте ребёнку понятие об устной и письменной речи;
- учите ребёнка определять в какой части слова находится звук (начало, середина, конец);
- научите ребёнка выполнять звуко-буквенные анализы слов(начинайте с простых слов, где звуки гласные и согласные твёрдые, а затем добавляйте слова, где есть согласные мягкие звуки);
- Объясните, как делить слова на слоги(хлопками, отбивая ритм по столу, ручку к подбородку),а позже объяснить сколько гласных, столько и слогов;
- Ставим ударение в словах (зовём слово), вводим правило-ударение падает только на гласные звуки, позже вводим понятие «ударный слог»;
- вводим понятие – предложение (они бывают разные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные), пусть ребёнок пробует произносить с нужной интонацией.
Когда ребёнок освоил процесс чтения, выкладывайте предложения, рисуйте к нему схемы, к схемам составляйте предложения. Помните правило, что слова пишутся на расстоянии, а буквы в слове – слитно.
Взрослые, проявите творчество и неподдельный интерес и результат не заставит себя ждать.
Желаю успехов!
Воспитатель
д/С № 111 «Гнёздышко»
Сенькова И. В.