Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта.

Предмет: русский язык

Класс 7

Дата: 20.11.2018

Учитель: Макарова И.В.

Тема урока «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ» 

Тип урока: открытие нового знания. 

План урока

1) Организационный момент. Самоопределение к деятельности

2) Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности

3) Открытие нового знания.

4) Первичное закрепление. 

5) Повторение и закрепление нового.

6) Самооценка результатов деятельности.

7) Домашнее задание

Цели урока:

- по достижению личностных результатов:

развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- по достижению метапредметных результатов:

развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов:

развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.

Планируемые образовательные результаты:

Знать: условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.

Уметь:

- правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;

- составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;

- работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Цели:

- создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).

  - Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка.  А начнем наш урок с эпиграфа.  Ральф Эмерсон сказал: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку».Внимательно посмотрите друг на друга и ответьте на вопрос. Почему именно эта цитата была взята к сегодняшнему уроку? Сегодня мы будем работать вместе, помогать друг другу.

Поднимите и покажите тот смайлик, который выражает ваше настроение. Спасибо. Можете опустить.

Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся.

Диковинные плоды.

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то учёный… Но сказано — сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их как? Учащиеся дают ответ: (причастием). Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?

Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».

Напомню вам правила игры:

Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.

Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).

Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).

Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).

Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).

Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).

Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).

Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).

Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).

Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).

Подготовка рабочего места.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и пути их достижения.

 фронтальная

 Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового

Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности

Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание

 Открываем тетради. Запишите число. Классная работа.

- Ребята, перед вами на столах лежат карточки с заданием. Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны выполнить?

Распределите слова по группам.  Ребята, может быть кто-то догадался, как мы сегодня будем делить слова на группы.

1 группа –с раздельным написанием частицы не

2 группа – со слитным написанием не

(Не) робкий, а смелый человек; (не) ответил на вопрос; (не) ряха; (не) правда, а ложь; не (друг); нисколько (не) интересная книга; (не) ряшливый вид; (не) громкая музыка; (не) легкий, а трудный диктант; (не) доумевающий взгляд; работа (не) закончена; (не) прочитанная книга; (не) просохшая после дождя земля.

-Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры. Какие слова вызвали у вас затруднение? Какая часть речи?

Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?

Назовите тему сегодняшнего урока.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Цель урока.

Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями;

Научиться правильно писать причастия с НЕ.

 Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

Фронтальная,

групповая

 Познавательные: - владение приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные:

– формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

Открытие нового знания.

Цель:

- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.

Самостоятельно изучите теоретический материал на стр. 68 и ответьте на вопросы:

1 группа При каких обстоятельствах причастие пишется с НЕ слитно?

2 группа При каких обстоятельствах причастие пишется с НЕ раздельно?

Кластер «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» 

Проанализируйте примеры, сделайте вывод, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.

Письмо не распечатано.

Сквозь не занавешенные, а открытые окна было видно звёздное небо.

Не сделанная вовремя работа приучает к безделью.

Недоумевающий взгляд

Непрочитанная книга лежит на столе.

Составьте алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Алгоритм.

Употребляется ли без НЕ

(не употребляется – слитно)

Полное или краткое.

( краткое – пишу раздельно)

Полное:

есть ли противопоставление или зависимое слово?

(Есть – пишу раздельно.

Нет – пишу слитно.)

Таблица

Группы защищают свои работы, оценивают работу в группах.

 Работа в группах по изучению нового материала.

Планируют

свою деятельность. Составляют алгоритм рассуждения или таблицу при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

 Работа в группах

 Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Первичное закрепление. 

Цель:

- развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

Повторение и закрепление нового.

Цель:

- развитие регулятивных и коммуникативных УУД;

- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

- Выполним упражнение 154 на стр.69, которое поможет вам научиться применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Используя построенный алгоритм, объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Отвечать будете по цепочке.(устно)

Физкультминутка

Динамическая пауза. Цель: сменить вид деятельности.

При слитном написании - руки вверх, при раздельном написании - руки в стороны.

Книга не прочитана, непроглядная чаща; не скошенная, а срезанная трава; неокрепшие елочки, не отправленное мною письмо, нераспечатанное письмо, не озаренная лучами солнца долина, незанавешенные окна.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые. Графически обозначьте причастные обороты. Объясни другу.

На бруснике блестела (не) высохшая трава. Река (не) замерзавшая целую зиму безмолвно струит свои мутные воды. Комната( не) проветрена.

Собака (не) видевшая тигра (не) боится его. Шорох ветвей ничем (не) заглушаемый раздавался близко.

Проверь себя.

На бруснике блестела невысохшая трава. Река, не замерзавшая целую зиму, безмолвно струит свои мутные воды. Комната не проветрена.

Собака, не видевшая тигра, не боится его. Шорох ветвей, ничем не заглушаемый, раздавался близко.

Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма

Списывают, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые. Графически обозначают причастные обороты. Объясняют другу.

Проверяют себя.

 Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

  Фронтальная, парная

 Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы; – формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Самооценка результатов деятельности.

Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. 

 Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. Приемы: беседа.

Новый Год – радостный и чудесный праздник. Его с нетерпением ждут и взрослые, и дети. С ним связаны новые надежды, новые мечты.

А сейчас мы с вами соберём и украсим  ёлочку.

При каких обстоятельствах причастие пишется с НЕ слитно?

При каких обстоятельствах причастие пишется с НЕ раздельно?

Поднимите и покажите тот смайлик, который выражает ваше настроение. Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Какой смайлик настроения вам хочется поднять сейчас. Давайте поднимем.

-А теперь обратите внимание на высказывания.

1.Как приятно знать, что ты что-то узнал.  (Мольер)

2.Я знаю, что я ничего не знаю.  (Сократ)

3.Познание начинается с удивления (Аристотель)

 4.Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и  я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну.  Конфуций

-Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке?

«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

Антуан де Сент-Экзюпери

Шкала самооценки:

«!» - знаю и умею применять;

«?» - не уверен в своих знаниях, есть вопросы. 

 Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе

  Фронтальная

 Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

умение строить речевое высказывание.

VII. Домашнее задание

1.Из текстов художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями (для сильных учащихся).

2. Упражнение 156

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области