Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Попов Роман Владимирович
Предмет | алгебра |
Класс | 7 |
Тип урока | Открытие нового знания. |
Технология построения урока | Системно - деятельностный подход |
Тема | Линейное уравнение с двумя неизвестными. |
Цель | Создать условия для открытия алгоритма решения уравнения с двумя неизвестными. |
Основные термины, понятия | Линейное уравнение, переменные, равносильность, пара значений переменных, верное равенство. |
Планируемый результат | |
Предметные умения Уметь находить решение линейного уравнения с двумя переменными. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ответственность за общее дело Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; уметь выражать свои мысли четко, полно и точно |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, работа в группах, индивидуальная. | Книгопечатная продукция Никольский, Потапов, Решетников, Шевкин, «Алгебра 7 класс» Технические средства обучения мультимедиа-проектор, карточки с заданиями, презентация. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Актуализация опорных знаний и умений | готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Постановка учебной проблемы | выявление и фиксация места и причины затруднения. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Открытие нового знания | построение и фиксация нового знания |
Первичная проверка понимания | применение нового знания в типовых заданиях. |
Применение новых знаний | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Рефлексия учебной деятельности | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний уметь добыватьновые знания регулятивные: организация своей учебной деятельности. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ребята, наш урок я хотел бы начать со слов А. Эйнштейна. «Уравнения для меня важнее, потому что политика – для настоящего, а уравнения – для…» Кто продолжит фразу? Послушайте первоисточник. «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. (Высказывание записано на доске). О чем сегодня пойдет речь? Ребята, давайте запишем число в рабочих тетрадях | Идет обсуждение. Об уравнениях. Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и включаются в деловой ритм урока. |
Актуализация опорных знаний и умении | Предметные: Повторить способы решения уравнений с одной переменной. Метапредметные (УУД): познавательные: структурирование собственных знаний регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Проверить ваши ответы нам поможет Диаконова Л., которая подготовила сообщение из истории развития математики. Вот как давно появилась необходимость в уравнениях. А что вы знаете об уравнениях? 1. Что такое уравнение? 2. Что значит решить уравнение? 3. Какие существуют способы решения уравнения? 4. Какое уравнение называется линейным? 5. Решите уравнение:5х – 3 =12; ½ у + 1,2 = у – 2,8 3х -у =17 Какие основные правила использовались при решении этих уравнений? Расположите дроби первой группы в порядке возрастания, назовите самую маленькую дробь и самую большую. Как вы узнали, что дроби надо было располагать именно так? И как определили самую маленькую дробь и самую большую? | В тетради записывают + , -. Дети слушают сообщение и сравнивают ответы. Дети отвечают на вопросы. |
Постановка учебной проблемы | Предметные: Уметь отличать уравнения с двумя переменными от уравнений с одной переменной. Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания | Проблемная ситуация Почему вы не можете решить последнее уравнение? Много раз вам приходилось решать задачи подобного типа в жизни. Например: Вы собрались классом в поход. Сколько двухместных и трехместных палаток нужно взять, чтобы все разместились, и не оставалось свободных мест. | Учащиеся высказывают много мнений. Нам не хватает знаний, там две неизвестные, такие уравнения не решали раньше и т.д. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Предметные: Уметь выделять неизвестное, неизученное Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Мы знаем, как решить эту задачу? Какая же цель нашего урока? Тогда как мы назовем тему нашего урока? Запишем в тетради тему урока «Линейное уравнение с двумя переменными» | -нет -научиться решать уравнения с двумя переменными. Называют тему урока: «Линейное уравнение с двумя переменными» Учащиеся записывают тему урока в тетради. |
Открытие нового знания | Предметные: Сравнение внешнего вида уравнений, перенос слагаемых из одной части в другую, приведение подобных слагаемых. . Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. коммуникативные: Взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников, корректировать свое мнение. | У нас возникла проблема, какая? Что представляют уравнения подобного вида? Более точное определение мы найдем, как всегда в учебнике. Сравните своё толкование с научным. Учитель выписывает общий вид уравнения на доску, для запоминания. На экране вы видите несколько уравнений. Проведите их классификацию. 2х=4; 0,2х-4=5х; 4х-2=у; 2х=3у; 0,3х-12=4; х+у=1, А теперь выпишите в тетрадь те уравнения, которые подходят под описание и попробуйте их решить. 7-х=у; 5х-у=4; 2ху+5=х; 2х-0,4у+7=6; х=ху+8; у- 4х+2у=7. Как вы думаете, что значит решить уравнение? Что является решением? Остаётся понять, как его найти. Работаем в группах. Решите уравнение: 2х+у=5 Гр1.- Находит решение подбором, как они и предложили. Гр2. – Попробуйте выразить х через у. Гр3. – попробуйте выразить у через х, и найти решение. | Решение линейного уравнения с двумя переменными Идет обсуждение. Читают в учебнике на стр. 182,183. Ребята выполняют задания устно. Выписывают в тетрадь уравнения. Идет обсуждение. Раз переменных две, то и решением является пара чисел. Попробуем подбором. |
Проверим наши исследования. Итак, результат необычный. Некоторые решения совпадают, некоторые не совпадают. Кто прав? Чьё решение верное? Подведём итог. Уравнение одно. Переменных две. А сколько решений оно может иметь? Действительно, решений может быть несколько. Несколько и способов их нахождения. Но какой более удобный? | Один ученик от каждой группы рассказывает о своем исследовании. У каждой группы разные результаты. Каждый пытается доказать свою точку зрения и оправдать свои результаты. Нужно выразить одну переменную через другую, лучше ту у которой коэффициент 1, и придавая второй различные значения находить значение первой.. | ||
.Физкультминутка | Звучит легкая музыка. Идет физкультминутка. | Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |
Первичная проверка понимания | Предметные: Первичное закрепление правила выражения одной переменной через другую, решение линейного уравнения с двумя переменными. Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Решите №1032, 1028. с комментарием у доски. | Выполняют на доске и в тетради |
Применение новых знаний | Предметные: уметь составлять уравнения и находить решения.. Метапредметные (УУД): познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний; регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата; коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | Выполним № 676(а), 678(а), 680(а)(на слайде помещено решение) Учитель контролирует учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах. А теперь самостоятельная работа с самопроверкой. <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> | Выполняют задания из учебника возле доски |
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные (УУД): познавательные: рефлексия. регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. | Что нового мы узнали сегодня на уроке? Сформулируйте алгоритм решения линейного уравнения с двумя переменными. Найдите отличие с линейными уравнениями с одной переменной. Домашнее задание : 1. № 676, 678, 680(доделать) 2. Подготовить сообщение о Диофанте и способах решения данных уравнений в натуральных числах. А теперь, ребята, я хотел бы предложить вам небольшую анкету Всем спасибо за урок. | -существуют уравнения с двумя переменными; -научились выражать одну переменную через другую; -выяснили, что данное уравнение имеет несколько решений; - научились решать уравнения. Формулируют алгоритм решения. Предлагают способы различия. Отвечают на вопросы анкеты по очереди |