Мастер-класс «Создание тематической папки лэпбук как вид совместной деятельности детей и взрослых»
Тема: «Создание тематической папки лэпбук как вид совместной деятельности детей и взрослых»
Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать самому –
И я пойму!
Японская пословица.
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию тематической папки лэпбук.
Задачи:
познакомить педагогов с тематической папкой лэпбук и способами её создания;
рассмотреть лэпбук как вид совместной деятельности детей и взрослых и его значение для развития ребенка;
создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить лэпбук.
Форма проведения мастер-класса:
с педагогами и для них без участия детей;
лекция с элементами презентации +практическая работа.
Оформление:
презентация по теме мастер-класса;
образцы лэпбуков;
методические материалы.
Материалы и инструменты для работы:
распечатанные шаблоны лэпбука;
белая и цветная бумага для печати формата А4;
ножницы;
клей-карандаш;
цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки.
Структура мастер – класса:
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
Знакомство с лэпбуком.
Значение лэпбука для развития ребенка.
Основные этапы выполнения лэпбука.
3. Практическая часть.
Освоение приемов выполнения лэпбука.
Изготовление лэпбука на тему: «Зубы».
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
Вступительная часть. Организационный момент. Встреча и размещение участников.
1 слайд: - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня «Создание тематической папки лэпбук как вид совместной деятельности детей и взрослых».
2 слайд: - Что такое лэпбук? Лэпбук (Lapbook в переводе с анг. lap–перекрывать, скреплять; book - книга) или как его еще называют тематическая или интерактивная папка – это папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, в которую собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
3 слайд: - Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
учитывает возрастные особенности детей,
содержательно-насыщенный, вариативный, доступный и безопасный.
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – от 4 лет и выше.
4 слайд: Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
учебные;
игровые;
поздравительные,
праздничные;
автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка)
В зависимости от формы:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
5 слайд: Что нужно, чтобы сделать лэпбук?
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
Лист плотной бумаги формата А3 или картонная папка;
Белая и цветная бумага для принтера формата А4;
Ножницы простые и фигурные;
Клей-карандаш;
Цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
Степлер;
Скотч;
Безграничная фантазия.
6 слайд: Определимся с темой будущего лэпбука. Тема может быть любой, в зависимости от цели создания лэпбука. Тема может быть частной, например, лиса, зубы и т.п.. А может быть и общей, например, весна, насекомые, космос, композиторы, художники и т.п.. Для лэпбука лучше брать частные, а не общие темы, так как в общих темах информация даётся поверхностно, а в частной теме – более подробно.
Тема должна быть:
интересна ребенку;
выполнима (соответствовать возрасту);
оригинальна.
7 слайд: После того, как мы выбрали тему, нам надо составить план будущего лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, какие под темы включить в лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что мы хотим в этой папке рассказать.
Например, сделаем лэпбук на тему: «Зубы». Составим план того, что будет в нашем лэпбуке:
Строение зуба;
Виды зубов;
Как правильно заботиться о зубах;
Что вредно, а что полезно для зубов;
Инструменты стоматолога;
Интересные факты о зубах;
У кого сколько зубов;
Почему у птиц нет зубов.
8 слайд: Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Для этого нам нужно нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии. Формы представления могут быть любые: и текст, и игры, и развивающие задания. Потом задуманное рисуем на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет легче понять, как расположить все элементы.
9 слайд: Вся информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Рассмотрим, какие элементы можно использовать при изготовлении лэпбука.
Конверты обыкновенные
10 слайд: Конверты фигурные
11 слайд: Вращающиеся круги
12 и 13 слайд: Книжки простые Книжка-гармошка
14 слайд: Блокнотик разрезной Блокнотик со страницами разной длины
15 слайд: Лист, сложенный в два раза Лист, сложенный в четыре раза
16 слайд: Полоса, сложенная в несколько раз
3. Практическая часть.
17 слайд: Итак, мы начинаем. Возьмём лист ватмана размера А3, сложим его в виде папки.
18 слайд: Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Вот какой лэпбук к в результате у нас получится.
Кстати, совершенно необязательно выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Я постаралась рассказать обо всех этапах создания лэпбука. Подведем итог. Составим алгоритм создания лэпбука:
Выбор темы лэпбука.
Составление плана.
Создание макета.
Распечатка необходимых материалов.
Осуществление технологического процесса.
Презентация (показ готового изделия).
Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения.