Конспект НОД по речевому развитию.
Подготовительная к школе группа.
Тема: «Осень в парках родного города»
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция областей: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Цель: создание условий для развития у детей познавательного интереса, закрепления знаний о природе, развития умения видеть красоту серпуховского края и родного города в осенний период года посредством интеграции образовательных областей.
Задачи:
Познавательное развитие
Формировать познавательный интерес к явлениям неживой природы.
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
Стимулировать познавательную активность, умение применять ранее полученные знания.
Речевое развитие
Продолжать работу по пересказу коротких произведений с помощью мнемотехники.
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка, экспериментирование
Наглядные: показ презентации, видео- и фотоматериалов
Словесные: использование художественного слова, вопросы, поощрения, указания, беседы
Игровые: дидактическая игра, подвижная игра
Ход НОД:
Дети входят в группу, на полу разложены снежинки из полиэтилена.
Воспитатель: Отгадайте загадку
На свете нет похожих двух,Но каждая – как лёгкий пух.Зимой всё в них, - поля, тропинки…Что это, милый друг? (снежинки)
Найдите себе по снежинке, положите ее на ладошку и рассмотрите свою снежинку. Сколько у неё лучей?
Дети: 6.
Воспитатель: Что вы можете сказать о размере снежинок?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: А какого цвета снежинка?
Дети: Прозрачная.
(На экране телевизора слайд с изображением микроскопа и снежинок. Дети подходят к экрану.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как выглядят снежинки под микроскопом. Природа создала их абсолютно разными, но такими красивыми. Нет на свеовершенно одинаковых снежинок. Правда, красиво? (Да.)
Воспитатель: Почему же тогда снег белый? (ответы детей)
Воспитатель: Когда много-много прозрачных снежинок падает на землю, мы видим белый снег. Мы можем убедиться в этом. Подойдите к столу, соберите в кучку все снежинки. Я возьму ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами?
Дети: Держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.
(Эксперимент с полиэтиленовыми снежинками. Дети стоят вокруг стола)
Воспитатель: Я нарежу снежинку на мелкие кусочки, а поможет мне (Даша и Маша). Сделаем из кусочков кучку. Вспомните, какого цвета снежинка?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А кучка кусочков какого цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: Точно также в природе получается белый снег. Вы знаете, для чего нужен снег в природе? (ответы детей)
Помните, ребята, сказку «Зачем зимой снег?», которую мы недавно читали. В ней трусливый заяц был недоволен, что в лесу много снега навалило, и по своей глупости лишился раскошного пушистого хвоста. В ней-то и рассказывается, зачем нужен снег в природе. Давайте еще раз вспомним ее, а поможет нам в этом схема.
(Дети садяться на стулья у телевизора. На экране мнемотаблица для пересказа сказки «Зачем нужен снег?». Дети вспоминают, как снег помогает растениям и животным. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают)
Воспитатель: Было это в те времена, когда заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило – ни проехать, ни пройти. Бежал по лесу заяц и ворчал:
-Ишь, сколько снегу навалило. Куда ни побегу везде следы выдают, всюду за мной тянуться. Того и гляди лиса выследит, собака или волк. И кто этот окаянный снег выдумал? Ребята, кто первый повстречался зайцу на пути?
Дети: Тетерев.
Воспитатель: Что сказал тетерев зайцу?
Дети: Не прав ты косой, не прав. Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с дерева кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как теплой спаленке.
Воспитатель: Мимо бежала мышь. Тетерев и заяц спросили мышь, как ей под снегом живется. Что мышка ответила?
Дети: Хорошо живется. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы, да от лисы спрячет. Под снегом зеленая травка, и осенняя ягодка попадется, и семян разных полно.
Воспитатель: Дальше отправились они к медведю. Удалось зайцу и тетереву поговорить с медведем?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Медведь спал под снегом. Видно хорошо ему там.
Воспитатель: Стали у соек спрашивать, а тем не до них. Почему, ребята?
Дети: У соек снегом кладовые занесло, а в них – запасы желудей. Многие кладовые так до весны и останутся нетронутыми.
Воспитатель: А что весной вырастет из спрятанных желудей?
Дети: Молоденькие дубки.
Воспитатель: Долго спорили заяц с тетеревом. А тут Весна – красна пришла. Что птицы запели?
Дети: Как хорошо, что снега было много, все вокруг зазеленело, значит, много будет вкусных семян, ягод.
Воспитатель: а травке как снег помог?
Дети: Травка не замерзла под снегом.
Воспитатель: Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. пришлось зайцу свой хвост отдавать. Теперь у зайца не хвост, а только маленький комочек…(культяпка). Давайте, ребята, немного отдохнем и полетаем как красивые снежинки.
(Физминутка: Дети превращаются в снежинок и летают по группе.)
Вариант 1. Снежинки порхают, летят и кружатся,
На солнце в морозный денек серебрятся
Ажурные платья, резные косынки
Волшебное зимнее чудо – снежинки.
А теперь пошагаем по сугробам
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
(Дети остаются на ковре)
Воспитатель: Мы знаем с вами, что снег нужен растениям и животным. Снег напитает землю водой, даст ей отдохнуть. Чем больше снега выпадет на землю, тем богаче осенью будет урожай!
А вы знаете, что люди строят из снега дома? Давайте снова присядем у экрана. Сережа расскажет о снежных жилищах.
(Ребенок рассказывает о жилище из снега. Рассказ сопровождается фотоматериалами)
Сережа: В далекой холодной Арктике народ Эскимосы строят из снега жилище, которое называется иглу. Дом строят в виде купола. Основным материалом являются снежные и ледяные блоки. Их укладывают по кругу справа налево, наклоняют слегка, чтобы придать дому форму сферы. Затем строитель, находящийся внутри заделывает все щели снегом. При завершении постройки люди зажигают внутри свечу с оленьим жиром. Снег внутри не тает, а образует плотную защитную корку. Стены становятся прочными и не пропускают ветер. Внутри пол застилают шкурами животных. Воспитатель: Спасибо, Сережа! Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о том, как построить иглу.
(Показ видеоролика)
Воспитатель: Снег защищает растения, животных и даже человека от холода. То, что под снегом тепло, мы с вами доказали с помощью эксперимента. Давайте вспомним, что мы делали.
(На экране фотоотчет о проведении эксперимента со снегом и водой. Цель эксперимента – доказать, что под снегом тепло. Дети по фотографиям рассказывают все этапы эксперимента. Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба)
Воспитатель: А сейчас вспомним, что мы можем делать со снегом зимой.
Д/и «Можно или нельзя зимой»
Цель: продолжать формировать представления детей о зимних развлечениях и основах безопасности зимой.
Ход игры: На экране телевизора слайд, разделенный на две части. В одной части «смайл» с улыбкой, в другой – с грустным выражением лица. Задача – распределить сюжетные картинки по категориям «можно» и «нельзя» (можно кататься на санках, нельзя есть снег и т.д.)
Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что хотели бы рассказать своим родителям? Нам удалось вместе узнать, для чего нужен снег зимой?
Вот сколько мы узнали о пользе снега. На прогулке мы с вами попробуем построить свой снежный дом для кукол, а сейчас научимся вырезать красивые снежинки из бумаги – украсим группу к новогоднему празднику….