Конструкт
непосредственно-образовательной деятельности
ДОО: Детский сад №65
Группа: 1 младшая
Воспитатель: Багаутдинова Рида Гаднамовна
Образовательная область: художественное - эстетическое развитие
Тема НОД: «Зернышки для птичек».
Форма НОД: подгрупповая, индивидуальная.
Вид деятельности: продуктивная деятельность.(лепка).
Цель: совершенствовать самостоятельную продуктивную деятельность детей в процессе лепки.
Планируемый результат:
1. Дети принимают игровую ситуацию, мотивирующую к предстоящей деятельности, проявляют заботу по отношению к птицам.
2. Проявляют умения принимать замысел, имеют представление о форме и цвете предмета, различение количества предметов (один-много).
3. Используют приемы отщипывания и скатывания пластилина.
4. Умеют доводить начатое дело до конца.
Задачи:
1. Воспитательные: Воспитывать аккуратно пользоваться пластилином. Воспитывать желание проявить заботу о птицах.
2. Развивающие: Развивать творчество детей. Развивать творческое воображение, мышление, внимание.
3. Образовательные:
Изобразительная: научить детей лепить зернышки.
Техническая: учить лепить зернышки, приемом отщипывания и скатывания пластилина круговыми движениями пальцев руки.
Цветовая: закрепить знание желтого цвета.
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы.
Аня В., Кирилл Д –воспитывать аккуратность.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-содействие и сотрудничества детей и взрослых признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности развития).
Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие.
Принцип обучения: принцип доступности, принцип наглядности,
принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, игра, стимулирование занимательным содержанием.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: игрушка-птичка.
Раздаточные: пластилин желтого цвета, салфетки.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пение песенок про птиц, ознакомление с формами круг и шар.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Министерство образования и науки российской федерации приказ от17ноября2013г.№1155
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2010-304с.
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность. Задача: заинтересовать детей на предстоя- щую деятельность. 2. Актуализация знаний-необходимых для предстоящей деятельности. 2.1. Восприятие. Задача: развивать представление о цвете и форме предмета. 2.2совместное планирование действий. Задача: познакомить с техническим приемом отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики(зернышки). 3.Смена видов деятельности. Задача: снять мышечное напряжение и эмоциональное напряжение. 4. Совместное воспроизведение способов действий. Задача: развивать творческое воображение, мышление (воспроизвести план работы по лепке) 5. Практическое применение способов действий. Задача: учить лепить зернышки круглой формы, закреплять умение отщипывать маленькие кусочки от большого куска Пластилина. | Беседа Демонстрация Художественное слово Чтение художественно- го произведения. Объяснение Беседа Демонстрация Формирование готовности восприятия материала Объяснение. Беседа. Демонстрация. Показ Показ Беседа Демонстрация Беседа Демонстрация | Воспитатель: Ребята, вы помните, как мы с вами зимой наблюдали за птицами на прогулке, а потом кормили их зернышками. Весной птичкам тоже голодно, им очень трудно найти корм, о них надо заботиться, кормить зернышками. -Ребята, к нам прилетела птичка, -говорит воспитатель и выразительно добавляет: Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам. Воспитатель подходит к каждому ребенку и предлагает ему погладить птичку по голове, спинке: «Вот какая птичка, у нее круглая головка, клюв. хвостик. -Аня, покажи, где у птички голова? Кирилл, а какой формы у птички голова? и т.д. -Птичка очень любит зернышки. Хотите угостить птичку? Тогда давайте слепим для нее много-много зернышек. Какого цвета у нас пластилин? (желтого). Зернышки должны быть маленькими, а у нас большой кусок пластилина. Поэтому сначала от большого куска пластилина отщипываем маленький кусочек, а затем большим и указательным пальцами правой руки скатываем маленькие круглые шарики(зернышки).Какой формы шарики (круглой), как круг. Покажите мне круг (дети пальчиками в воздухе рисуют круг). Покажите мне, как мы будем большим и указательным пальцами правой руки катать шарики (зернышки). Физминутка. А теперь, ребята встать. Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять, Наклонитесь вправо, влево, И беритесь вновь за дело. Ребята. Скажите, что мы сегодня будем лепить? (зернышки). Для кого? (для птички). Комочек пластилина у нас большой, что мы будем делать, чтобы получились маленькие кусочки? От большого куска пластилина отщипываем маленькие кусочки пластилина. А, как мы будем лепить шарики круглые (зернышки).? Показывают ,как лепить в воздухе круговыми движениями. -Ребята, садитесь за столы правильно, спина прямо, ноги вместе. Дети начинают лепить, в процессе лепки, воспитатель напоминает, дает указания, как отщипывать маленькие кусочки и скатывать круговыми движениями рук. Складывать «зернышки» на блюдце, оказывает помощь, хвалит, поощряет детей. | Дети внимательно слушают. Дети внимательно рассматривают птичку. Сотрудничают с воспитателем .вступают в диалог, отвечают на вопросы. Повторяют цвет (желтый), форму (круг). Сотрудничают с воспитателем Отвечают на вопросы Дети синхронизируют движениями обеих рук. Повторяют за воспитателем Слушают Отвечают, Запоминают. Дети самостоятельно лепят. Отщипывают маленькие кусочки и скатывают круговыми движениями рук. | Проявляют интерес к окружающему миру ,заботу о птицах. Формируют умения слушать и понимать содержание коротких стихотворений. Проявляют интерес к предстоящей деятельности. Проявляют интерес к птичке. Имеют представление о цвете и форме предмета, отвечают на вопросы. Владеют техническим приемом отщипывания маленьких кусочков от большого куска , большим и указательным пальцами правой руки скатывать пластилин. Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей Деятельности. Проявляют умение использовать навык отщипывания и скатывания. Принимают активное участие в продуктивной деятельности (лепка зернышек). Используют приемы отщипыания и скатывания пластилина. Умеют доводить дело до конца. |
6. Подведение итогов. Задача: показать достижение игровой задачи. 7. Отрытый конец. Задача: закрепить у детей полученные знания. | Беседа Беседа Формирование понимания личностной значимости умения. | -Ребята, вы такие молодцы. Птичка очень рада, что дети слепили для нее много зернышек. теперь птичке не надо бояться холодов Дети будут о ней заботиться и кормить вкусными зернышками. Воспитатель просит детей с ней повторить: Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам. А вылепленные зернышки каждый ребенок приносит и кладет на тарелочку. чтобы птичка могла их поклевать. После лепки дети вытирают руки салфеткой. Ребята, вам понравилось заботиться о птичке? Чем вы еще хотите помочь? | Рассматривают работы Отвечают Анализируют Дети вместе с воспитателем повторяют песенку про птичку. Слушают Отвечают | Умеют слушать и понимать содержание стихотворения. Проявляют заботу о птицах. Применяют полученные знания в деятельности. |
Развитие художественно – творческих способностей
детей раннего возраста по лепке.
В своей работе я вижу актуальность мною выбранной темы в том, что у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук, активно развивается речь детей, и приобретают новый сенсорный опыт.
Дошкольное детство- это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности это еще и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей и педагогов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей дошкольного возраста является важным условием их полноценного развития.
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности стало создание благоприятных педагогических условий, способствующих художественно-творческому развитию детей раннего возраста через лепку.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- развивать мелкую моторику;
-формировать интерес к лепке;
-развивать мышление, любознательность, воображение;
-развивать память, связную речь;
-формировать творчество, фантазию.
Лепка-это создание объемных или рельефных фигур. Картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста.
Материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт-чувство пластики, формы и веса.
Совместную деятельность лепкой, с детьми провожу как индивидуально, так и небольшими группами (4-6 человек). Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи ребенка. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия лепкой способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Занятия лепкой предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, показать им способы действия с пластичными материалами. После того, как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Детям этого возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Поэтому в группе организовываю выставки детских работ. Прежде чем приступить к занятиям лепкой, знакомим с пластичными материалами, даем возможность ощутить их фактуру, свойства.
В освоение приемов размазывания и надавливания дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие пластилиновые картинки.
Пластилиновые картинки - это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились обучение, провожу поэтапно: с начало научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем сочетать оба приема.
По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает, надавливает и размазывает их самостоятельно.
Для создания картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится равномерный слой пластилина или теста. Для вдавливания можно применять мелкие предметы: ракушки, камешки, пуговицы, крупы ( горох, фасоль, семечки ) и др. В начале работы выбираем такие сюжеты которые позволяют располагать вдавливаемые детали в любой последовательности В дальнейшем предлагаются сюжеты, требующие расположения деталей в определенном последовательности, что требует проведения специальной работы по развитию у детей пространственных представлений—понятий верх, низ, в центре, рядом, в углу и пр.
На занятиях лепки объемных фигур из теста и пластилина дети осваивают приемы лепки скатывание и раскатывание ; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов. Обучение проводится поэтапно: с начало научить скатывать пластилин в шарики, затем раскатывать пластилин в колбаски ,в дальнейшем сочетать оба приема.
Таким образом, применение в работе нетрадиционных техник лепки способствуют развитию мелкой моторики пальцев, развивает речь и мышление ребенка.