«Некоторые аспекты ансамблевого музицирования в классе ансамбля русских народных инструментов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема методического сообщения: «Некоторые аспекты ансамблевого музицирования в классе ансамбля русских народных инструментов» (обобщение опыта)

Добрый день, уважаемые коллеги. Я являюсь преподавателем по классу ансамбля РНИ в филиале ДШИ Авиастроительного района г.Казани на базе средней общеобразовательной школы № 60 . Сегодня я хотела бы поговорить о некоторых аспектах ансамблевого музицирования и его роли в формировании музыкальных способностей учащихся.

В первую очередь хотелось бы рассказать о школе, в которой я работаю и о нашем детском коллективе. Все дети, обучающиеся в нашем филиале, учатся в границах только одной общеобразовательной школы. Они общаются не только в рамках музыкальных предметов . Практически все время они вместе- сначала в первую смену в общеобразовательной школе , а во вторую в школе искусств. Поэтому в нашем коллективе очень тесные межличностные отношения. Это один из положительных моментов.

С другой стороны, есть минусы- это малая численность учащихся филиала. У нас нет строгих критериев отбора. Мы берем практически всех желающих заниматься на том или ином инструменте.

В ансамбль вошли все учащиеся народного отделения , начиная с 3 класса школы искусств. Всего 8 человек.

При подборе участников ансамбля желательно, чтобы учащиеся были приблизительно одного уровня музыкального развития. Но у нас ,в силу возраста, классов , музыкальных данных, этот уровень был очень разным. Возникли некоторые сложности с подбором репертуара для ансамбля. Если ориентироваться на учеников старших классов, то для младших детей партии были бы сложны и технически недоступны. Если на младших,то для старших партии будут слишком простыми. Кроме того , на домрах малых играли учащиеся младшего школьного возраста. А обычно домры- это преимущественно солирующий, ведущий инструмент, партии для домр малых , как правило, бывают довольно техничными, подвижными, по сравнению с другими инструментами

Так я подошла к необходимости создания собственных переложений, инструментовок, партии в которых были бы адаптированы к индивидуальным возможностям учащихся.

Нашему коллективу два года.За это время дети усвоили основные принципы ансамблевой игры. Поначалу было не все гладко. Например, одновременное исполнение на двух разнородных инструментах давалось с трудом. Разные тембры, разные ритмические рисунки сбивали с толку. Сейчас же звучание партии партнера по ансамблю является для учащихся своеобразной метроритмической, звуко-динамической , темповой установкой. Они уже слышат свою партию в контексте общего звучания и умеют соотносить ее с другими партиями. Дети понимают, что не бывает абсолютного форте или пиано, и, если мелодия стала звучать несколько тише, то аккомпанемент тоже должен быть тише.

Ансамбль обладает огромными развивающими возможностями. Дети, которые не принимают участия в совместном музицировании, лишаются очень многого. В первую очередь, возможности как можно чаще бывать на сцене и чувствовать себя настоящими артистами. Ансамбль -это прекрасный ресурс для детей даже с небольшими возможностями показать свои навыки и умения .

Чтобы реализовать развивающие возможности ансамбля, при выборе программы я руководствуюсь принципами разнообразия. Перечислю лишь некоторые из них:

Стилевое разнообразие музыкального материала дает возможность охватить как можно больше стилей и направлений.

Тембровое разнообразие помогает развитию тембрового слуха. Инструментуя пьесы , я стараюсь включать инструменты с новыми тембрами, которые нетрадиционны для ансамбля русских народных инструментов, например это чимес, шейкер.

Разнообразие приемов исполнения позволяет детям узнать о новых возможностях инструментов.

Разнообразие характеров развивает образное мышление. При инструментовке произведения я определяю для себя каждую пьесу как пьесу-сценку, в которой есть сюжет, герои пьесы, какое-то действо в развитии, отсюда- целесообразность использования того или иного инструмента в произведении.

Темповое разнообразие способствует развитию технических навыков.

Идея в том, чтобы за короткое время (курс ансамбля начинается только с третьего класса), охватить как можно больше музыкальной информации и мотивировать учащихся на обучение.

То есть, как говорит ученый, нейробиолог с мировым именем Татьяна Черниговская,большая поклонница музыки, чтобы ребенок узнал , что ему нравится, а что нет, надо предоставить всю палитру , а иначе, как он узнает.

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Например, игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, в отличие от сольного исполнения. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство, которое приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества,  в процессе обучения постигается ребёнком, то можно с уверенностью говорить о том, что он успешно освоит специфику игры на инструменте.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение.

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства. Игра в ансамбле у ребенка развивает чувство коллективизма. Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое, возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание своей партии с другой. Возможность объединить усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий создают благоприятную почву для развития способностей.

Таким образом, ансамбль дает прекрасную возможность для самореализации, роста творческого потенциала и развития личностных качеств учащихся.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.09.2020