Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
детская школа искусств «Гармония» г Пензы
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Предмет: «Живопись»
КОНСПЕКТ УРОКА
«Постановка из трех предметов
(фрукты, овощи, посуда)
на ярком фоне»
Преподаватель
изобразительного искусства
ДШИ «Гармония» г. Пензы
Расчетова Оксана Борисовна
Пенза 2018 г.
Предмет: «Живопись» (отделение Изобразительное искусство)
Возраст учащихся: 4 класс
Тема урока: «Постановка из трех предметов (фрукты, овощи, посуда)
на ярком фоне.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Методы и методические приемы:
изложение темы, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Цель урока: подготовить линейно-конструктивный рисунок под живопись.
Задачи урока:
образовательные – расширить знания о натюрморте, как о жанре живописи;
учить компоновать предметы на листе;
учить строить симметричные и асимметричные
предметы;
учить уравновешивать тоновые и цветовые пятна.
развивающие - развитие композиционное и образное мышление;
развивать художественный вкус.
воспитательные - воспитывать любовь к изобразительному искусству;
воспитывать эстетическое восприятие окружающего
предметного мира.
Материально-техническое обеспечение:
для учащихся - лист А3, простой карандаш ТМ, канцелярский нож,
ластик;
для учителя - натюрмортный фонд, репродукции И.Машкова
«Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы», В.Серов
«Яблоки на листьях», Ян де Хема «Натюрморт с
фруктами», И.Грабарь «Неприбранный стол».
Структура урока: организационный момент -3мин.;
постановка темы урока и вводная беседа-7мин.
краткий опрос учащихся по новой теме-3-5мин.
практическая работа-25мин.
подведение итогов-5мин.
домашнее задание-3мин.
Структура урока: ХОД УРОКА
Оргмомент:
Взаимное приветствие преподавателя и учащихся.
Проверка рабочих мест.
Регистрация отсутствующих.
Постановка темы урока
- Ребята, тема нашего урока: «Постановка из трех
предметов на ярком фоне».
Сегодня мы приступаем к первому этапу данной
темы – построению подготовительного линейно
конструктивного рисунка под натюрморт.
Вводная беседа
Прежде, чем начать работу, обратите внимание, на
представленные репродукции художников. Что
объединяет все эти работы?
- На них изображены натюрморты.
- Правильно. А что такое натюрморт?
- Натюрморт – это «неживая природа» или «тихая
жизнь».
- Молодцы! Натюрморт – это не случайный набор
предметов. Обычно он составляется из предметов
связанных между собой. Через натюрморт мы видим
красоту обыкновенных вещей. А также можно
раскрыть характер человека, его эмоциональное
состояние, профессию. А еще натюрморт помогает
художнику в постановки руки, глаза, развития
чувства цвета, цельности видения. Через натюрморт
познается реальный мир во всем его многообразии.
А теперь перейдем к рассмотрению нашего
натюрморта. Из каких предметов он состоит?
- Натюрморт состоит из круглой белой тарелки, из
вытянутого красно-коричневого кувшина, темно
зеленого кабачка и ярко-синей драпировки.
Ребята, прежде всего внимательно вглядитесь в
постановку в целом и подумайте о выборе размера
изображения на листе.Какой он должен быть?
- Изображение натюрморта не должно быть
слишком мелким, т.к. оно будет теряться на
формате листа, но и не должно быть очень
крупным, чтобы натюрморту не было тесно.
- Правильно! А от чего будет зависеть выбранный
формат изображения?
- Для этого нужно измерить при помощи карандаша
высоту и ширину натюрморта. Если больше высота,
то выбираем вертикальный формат, а если ширина –
то горизонтальный.
- Молодцы! Приступайте к работе с легкого наброска
всей группы предметов натюрморта. (Учащиеся
очерчивают весь натюрморт тонкими линиями,
отмечая взаиморасположение всех элементов
постановки, включая и драпировку и плоскости.).
- Ребята, не забывайте о равновесии тоновых и
цветовых пятен при размещении элементов
натюрморта. (Дети приступают к построению
предметов.)
Обращаю внимание детей, что на данном этапе важно
установить верные пропорциональные отношения
предметов, сравнивая по размеру центр композиции
(кувшин) с остальными предметами постановки.
- Что такое пропорция в построении предмета?
- Это отношение меньшей величины к большей.
- Правильно.
(Дети намечают высоту и ширину каждого
предмета, не забывая о расстоянии между ними. И
определяют на какую геометрическую фигуру похож
каждый из предметов. Дети строят фигуры. )
Напоминаю, что в постановке есть симметричные
предметы. Какие?
- Тарелка и кувшин.
- Правильно. Не забудьте о вертикальных и
горизонтальных осях.
(Дети строят предметы.)
- Ребята, а какой предмет для вас самый сложный в
построении?
- Кувшин. Потому что он состоит из трех частей: из
верхней – цилиндрической, из средней – шаровидной
и из нижней – в виде усеченного конуса.
С помощью визирования определяют высоту
и ширину каждой части кувшина, сравнивая, что
больше и на сколько, намечают тонкими штрихами,
очерчивают границы. Уточняют. Переходят к
построению кувшина.
Напоминаю, что оси на кувшине проводятся
без наклона, а дно и горло имеет форму овала. Чем
ниже располагается овал на кувшине, тем его
вертикальная ось будет длиннее, тем самым и овал
будет шире ( т.к. нижний овал находится ниже
верхнего по отношению к линии горизонта.)
Построив кувшин переходим к тарелке. Во
фронтальной проекции тарелка будет иметь форму
круга. А круг легко вписать в квадрат. Ищем центр
круга-тарелки и проводим через него отрезки равные
радиусу тарелки. Плавно соединяем засечки и
получаем внешний круг предмета. Аналогично
строим окружность для углубленной части тарелки.
Если же ракурс тарелки изменен, то она будет
вписываться не в квадрат, в прямоугольник, и
строиться как овал. Построив тарелку, дети
приступают к построению кабачка. Анализируют
формуовоща, его расположения на плоскости и
вписывают в намеченный абрис. На протяжении
всего урока напоминаю детям о последовательности
выполнения работы от общего к частному и наоборот.
Настраиваю на понимание целостности композиции.
Краткий опрос учащихся
- Ребята, с чего начинаем строить рисунок?
- Обозначаем композицию в многоугольнике.
- А затем?
- Измеряем карандашом высоту и ширину предметов,
для прорисовки их в простые геометрические фигуры.
- Какой предмет начинаем строить первым?
- Кувшин.
- Какой из овалов в кувшине уже по вертикальной
оси?
- Верхний.
- Что делаем дальше?
- Строим тарелку, используя линейную перспективу.
Рисуем кабачок.
Самостоятельная работа
Контролирую правильный подход и поэтапное
выполнение работы.
Подведение итогов
В конце урока провожу анализ работ учащихся. Отмечаю
ошибки и положительные моменты в ходе ведения работы
над рисунком натюрморта. Выставляю оценки.
Домашнее задание
На следующий урок принести: акварель, кисти,
палитру, баночку для воды, салфетку. Найти и
рассмотреть натюрморты из предметов с ясно
выраженным цветом на нейтральной драпировке.
Проанализировать их.