Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста"

1. Развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты 2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 3. Научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста»

Слайд 1

«Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…»И.И. Ландо

География сопровождает нас с момента нашего рождения. Ведь мы рождаемся в определенной стране, в каком-то городе или селе, живем на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога нашего дома, и начинается география.

Поэтому я решила выбрать для себя эту научно-методическую проблему:«Развитие географических представлений у детей дошкольного возраста».

Дети и география… Некоторые могут сказать, что школьные термины не согласуются с дошкольниками. Отнюдь нет, и это я постараюсь показать в своей работе. Пытливый детский ум впитывает всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме игры. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

Начиная работу по данной проблеме, я провела диагностику уровня знаний детей по разделу «формирование элементарных географических представлений дошкольников». Проанализировав полученные результаты, пришла к выводу, о необходимости интеграции задач по развитию географических представлений во все виды детской деятельности

Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, настольные игры, ресурсы интернета….очень любим смотреть видео материал из серии «Шишкина школа» , развивающие мультики "Уроки Тетушки Совы"

Отобрав доступное содержание и методы, учитывая общие задачи, составила перспективное планирование по ознакомлению детей с географическими представлениями.Прежде всего, я начала знакомить детей с нашей удивительной планетой: "У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения".

Настоящая сокровищница географических знаний - это разнообразная детская литература. Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. (фотографии ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Например, путешествие по карте сопровождается чтением художественных произведений, которые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм – Германия, Шарль Перро – Франция.. Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки. Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами.

Моя работа состоит из проектной деятельности, которая направлена на изучение уголков мира, континентов, материков,морей океанов и т.д. Определяем продолжительность темы по заинтересованности детей , примерно 1-2 недели. Вот одни из них : «Путешествие по материкам Земли», «Богатства недр Земли» (Минералы, мел, земля, вода, песок, глина). , «Северный полюс», «Страна в которой всегда лето», «Путешествие по океану», «Подводный мир» и т.д

В игровой форме детям дошкольного возраста гораздо легче осваивать природные и культурные символы разных частей света: например путешествуя поАнтарктиде узнаем про айсберги, пингвинов, проводим опыт со льдом , выявляем почему в Антарктиде всегда холодно, закрепляем знания рисованием, выполнением оригами

В загадочнойИндиидетям понравились храмы, Храм Тадж-Махал.Красочность национальной одежды. Мы даже выучили индийский танец. Научились рисовать ранголи – рисунок счастья из круп, цветного риса, муки .Узнали о символе- слоне с поднятым хоботом, приносящий благополучие, здоровье в дом, вылепили его из соленого теста.Такие путешествия помогают освоить стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнивать растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники.

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с дошкольниками. Почему природные богатства называют "полезными ископаемыми"? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Занимаясь вместе с детьми рисованием, рассказываю, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

В работе по изучению географии в ДОУ, я затрагиваю разные области образовательного процесса по ФГОСТ. Изучая красоту природы, закаты , рассветы мы научились рисовать пейзажи по методике С.В.Погодиной, очень интересные приемы рисования.

Очень любят дети географические загадки-шутки:- Какой город может находиться в воздухе? (Орел)- Какой город самый сердитый? (Грозный)- Какой город самый сладкий? (Изюм)- Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)- Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)- По какому городу течет кровь? (По Вене)

Какие моря носят цветные названия, почему им дали такие названия?. Название "Черное" мореполучило из-за того, что в древности это слово имело значение "негостеприимный": так

Обязательное условие для выполнения целей проекта – работа с родителями. Родители должны знать о том, чему обучают детей педагоги, поддерживать детский интерес и любознательность. :

Проводила с ними консультации, тренинги, совместные выставки, открытые просмотры, организация развивающей среды, темы

Некоторых консультаций: «География для малышей», «Не сходить ли в зоопарк?», «География в кастрюле» и т.д. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме размещала на информационном стенде. На родительском собрании познакомила с объемом знаний в области географии.

Интересный прием при ознакомлении с географией – предлагать детям рассказывать о своих путешествиях в другие города и страны, что они так видели интересного, что их поразило больше всего, какие сувениры привезли оттуда, показать детям фотографии памятных мест. Дети заново переживают эмоции от путешествия, учатся рассказывать о них своим товарищам.

Изучение родного края на примере нашего города, района.Родной край - это маленький мир, с которого начинается знакомство ребенка с миром большим. Очень важно сформировать у детей понимание того, что их родной край является частичкой великой державы. И когда дети учатся любить и сохранять тот край, где они живут, они так же будут относиться к разным красивым местностям всей страны. 

Кроме занятий, игр, где еще можно изучать науку о Земле? Конечно, на прогулке. Просто обращаем внимание детей на окружающий мир и рассказываем. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, какие растения на нем растут. Какие растения растут на песке? Что лучше для растений: чернозем, песок или глина? Чем они отличаются по своим свойствам? На прогулку можно взять с собой компас – необходимый прибор для путешественника. Это отличный повод познакомить детей с частями света. Дети должны знать, что утром солнце восходит на Востоке, а вечером садится с другой стороны – на Западе

При условии систематической работы по окончанию учебного года ожидаются такие результаты:- Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;- Повышение интереса к природе и бережное отношение к планете Земля;- Дети используют в своей речи специальную терминологию, пополняют свой словарный запас географическими понятиями;- У детей повышается рост уровня наблюдательности; - Дети умеют делать выводы, выдвигать гипотезы; Завершающим этапом является педагогический мониторинг отслеживаемых показателей. В целом можно отметить положительный результат работы, выразившийся не только в росте объема географических представлений у дошкольников, расширению общих представлений о процессах развития и становления географии, накоплении географических сведений, но и в пробуждении интереса к окружающей природе, осознанию связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию любви к Родине, родному краю.Изучая географию, мы учим дружбе всех народов Земли!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области