Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область « Речевое развитие»
раздел «Развитие речи»
Тема: «Дифференциация звуков л - р»
Возрастная группа: старшая
Составил: воспитатель
Миннебаева А. А.
педагогический стаж: 1
Туймазы, 2019 год
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] —[ р].
Цель: Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- формировать умение слышать звук в слове,
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
- формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
Развивающие:
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] - [ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
-практические: произношение звуков [л] и [р], дидактическая игра "Подбери слово", физминутка "Буратино";
-наглядные: наблюдение за артикуляцией звука, рассматривание иллюстрации с изображением вороны и вороненка, петуха;
- словесные: отгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие».
Средства реализации: мяч, картинки с изображением вороны и вороненка, петуха; звуковые решетки, фишки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок, стихотворений, д/и «Покажи, где летит»
Словарная работа: плошка, Прошка, пошурши, лама
Ход ООД:
1. Организационный момент:
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое звук? Скажи!Постучи и пошурши,Покричи и позвени,Звук, попробуй, догони!Даже если подойдёшьОчень осторожно,Не увидишь, не найдёшь,А услышать можно.
Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?
Дети: о звуках.
Воспитатель: правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки. Это нам необходимо для того, чтобы наша речь была грамотной и красивой.
Но сначала, мы должны сделать «зарядку для язычка»
2. Артикуляционная гимнастика
-Вкусное варенье
- Качели
- Орешек
- Покажем язычок
- Чашечка
Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?
Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».
Произнесите, пожалуйста,звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).
Произнесите, пожалуйста,звук «Р».Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).
Воспитатель: из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих детей нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук. – Чаще всего вместо звука р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“ (показ картинки).
Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] —[ р] и правильно выговаривать их.
3. Повторение чистоговорок:
В: Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
4. Стихи-добавлялки:
Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму)
Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей)
Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Сафия, какой звук ты услышала? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове Лука? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове рука?»
5. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр
Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
6. Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (имитация движений)
Педагог предлагает детям отгадать загадку: (картинка)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Петух)
Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки :
- Дети, назовите слова со звуком р, которые встречаются в загадке.
Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки.
Воспитатель просит пройти детей к столам, на которых лежат звуковые решетки и фишки синего цвета.
Воспитатель: я буду называть вам слово. Ваша задача определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце. И поместить фишку «в вагончик» (рак, лампа, лось, горка, палка, забор, ракета, ракета, стол, тигр).
Рефлексия:
Воспитатель: Какие звуки мы с вами научились различать? Чем мы с вами еще занимались сегодня на занятии? Молодцы, ребята!