конспект занятия по развитие речи «Дифференциация звуков л - р»

Цель упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи. Задачи Обучающие - упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах - формировать умение слышать звук в слове, - уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах - формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук. Развивающие - развивать фонематический слух различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] - [ р] - развивать связную речь. Воспитательные - воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область « Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»

Тема: «Дифференциация звуков л - р»

Возрастная группа: старшая

Составил: воспитатель

Миннебаева А. А.

педагогический стаж: 1

Туймазы, 2019 год

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] —[ р].

Цель: Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи.

Задачи:

Обучающие:

-  упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

-  формировать умение слышать звук в слове,

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

- формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

Развивающие:

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] - [ р];

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

-практические:  произношение звуков [л] и  [р], дидактическая  игра "Подбери слово",  физминутка "Буратино";

-наглядные: наблюдение за артикуляцией звука,  рассматривание иллюстрации с изображением вороны и вороненка, петуха;

- словесные: отгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие».

Средства реализации: мяч, картинки с изображением вороны и вороненка, петуха; звуковые решетки, фишки (на каждого ребенка).

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок, стихотворений, д/и «Покажи, где летит»

Словарная работа: плошка, Прошка, пошурши, лама

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое звук? Скажи!Постучи и пошурши,Покричи и позвени,Звук, попробуй, догони!Даже если подойдёшьОчень осторожно,Не увидишь, не найдёшь,А услышать можно.

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

Дети: о звуках.

Воспитатель: правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки. Это нам необходимо для того, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Но сначала, мы должны сделать «зарядку для язычка»

2. Артикуляционная гимнастика

 -Вкусное варенье

- Качели

- Орешек

- Покажем язычок

- Чашечка

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста,звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Произнесите, пожалуйста,звук «Р».Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

Воспитатель: из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих детей нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук. – Чаще всего вместо звука р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“ (показ картинки).

Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] —[ р] и правильно выговаривать их.

3. Повторение чистоговорок:

В: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

4. Стихи-добавлялки:

Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука)

На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)

Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму)

Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров)

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил)

В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей)

Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Сафия, какой звук ты услышала? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове Лука? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове рука?»

5. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр

Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!

6. Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (имитация движений)

Педагог предлагает детям отгадать загадку: (картинка)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки :

- Дети, назовите слова со звуком р, которые встречаются в загадке.

Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки.

Воспитатель просит пройти детей к столам, на которых лежат звуковые решетки и фишки синего цвета.

Воспитатель: я буду называть вам слово. Ваша задача определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце. И поместить фишку «в вагончик» (рак, лампа, лось, горка, палка, забор, ракета, ракета, стол, тигр).

Рефлексия:

Воспитатель: Какие звуки мы с вами научились различать? Чем мы с вами еще занимались сегодня на занятии? Молодцы, ребята!





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.12.2019