Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект на тему "Учимся общаться"

Проект "Учимся общаться" Тип проекта практико-ориентированный. Вид проекта долгосрочный 3 месяца. Возраст детей 4-5 лет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогический проект

"УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ"

Семенов, 2019г.

Проект "Учимся общаться"

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный (3 месяца).

Возраст детей: 4-5 лет.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Аленушка», родители.

Форма реализации: непосредственно-организованная образовательная деятельность с детьми; совместная деятельность детей и взрослых (воспитателей, специалистов, родителей).

Место реализации: МБДОУ детский сад №4 «Малышок», средняя группа «Аленушка».

Группа по разработке проекта: воспитатели: Титова Л.С., Крошкина Н.В., педагог-психолог Новоселова И.В., музыкальный руководитель Яшина О.А.

Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2019 г.

Актуальность проекта. Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики ключевых компетентностей детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

В связи с этим был разработан проект «Учимся общаться».

  Цель проекта: формирование навыков культуры речевого общения и навыков поведения детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

развитие свободного общения детей со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение детьми нормами речи;

повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей и вовлечение их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

способствование созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду.

Ожидаемые результаты: в результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих социальных и коммуникативных компетентностей:

«Любознательный, активный»:

задает вопросы взрослому,

в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»:

адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);

способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.

«Овладение необходимыми умениями и навыками»:

у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

владеет достаточным словарным запасом;

свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.

  Разработка проекта

Направления деятельности и ее этапы.

Содержание деятельности

1 этап - организационный этап.

Определение темы проекта.

Целеполагание, задачи.

Актуальность проекта.

Тема проекта «Учимся общаться»

Цель проекта: формирование навыков речевого общения детей дошкольного возраста.

2 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта.

1. Подбор и изучение психолог-педагогической литературы по проблеме общения.

2. Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ результатов мониторинга по образовательной области "Речевое развитие".

4. Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.

- О.С.Ушакова "Методика развития речи детей дошкольного возраста";

- В.В.Гербова "Развитие речи в детском саду";

- М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения";

- А.Г.Арушанова "Речь и речевое общение дошкольников";

- А.И.Максаков "Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников"

3 этап – методическое обеспечение проекта 1. Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация».

3. Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых игр.

4. Подборка музыкальных произведений и произведений художественной литературы.

5. Работа с родителями.

НООД:

- "Зимняя история";

- "Лесные жители зимой";

- "В мире вежливых слов";

- "Теремок"(драматизация сказки);

- "Собираемся в гости";

- "Волшебный цветок";

- "Если я потерялся";

- "Садик наш он так хорош";

- "Моя семья";

- "Моя любимая игрушка" (описат. рассказ);

- "Чайник" Л.Толстой (пересказ);

- "Поможем медвежонку"

Режимные моменты:

- д\и "Коврик мира";

- д\и "Назови ласково";

- д\и "Знакомство";

-д\и "Встреча друг с другом";

-д\и "Пожалей Зайку";

-д\и "Рисуем всей группой";

-д\и "Ладонь на ладонь";

-д\и "Один-много";

-д\и "Большой-маленький";

- д\и "Скажи наоборот";

- д\и "Мои друзья"

----------------------------------------------------------

-создание игровых ситуаций

"Семья";

- с\р игра "Детский сад";

-с\р игра "Поликлиника";

-с\р игра"Скорая помощь";

-с\р игра "Кукольный театр";

-с\р игра "Магазин";

-с\р игра "Салон красоты"

----------------------------------------------------------

-п\и "(имя) лови!";

-п\и "Ровным кругом";

-п\и "Найдем себе пару";

- п\и "Помощники";

-п\и "Мышеловка"

----------------------------------------------------------

Музыкальное сопровождение:

- "Если добрый ты" (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского);

- "Песенка Снеговика" (Ю.Энтин);

- "Ничего на свете лучше нету..." (Ю.Энтин из м\ф "Бременские музыканты");

- "Улыбка";

- "Песенка Львенка и Черепахи" (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова).

Художественная литература:

- "Чайник" Л.Толстой;

- "Три поросенка" пер. С.Михалкова;

- "Разве так играют" Я.Аким;

- "Волк и козлята" р.н.с.;

- "Волшебное слово" В.Осеева;

- "Крошка Енот" Л.Муур;

- "Дядя Степа" С.Михалков;

- "Как Утенок свою тень потерял" М.С.Пляцковский;

- "Сказки" В.Сутеев.

Пальчиковая гимнастика и динамические паузы:

- "Вверх ладошки";

- "Лоб, нос, голова";

- "10 мышек";

- "Кто живет под потолком";

- "Вышли пальчики гулять"

Работа с родителями:

- семинар "Особенности коммуникативных умений младших дошкольников";

- консультация "Формирование навыков речевого общения дошкольников";

- родительское собрание"Взаимодеиствие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры детей"

4 этап – презентация

Перспективное планирование

Январь

1 неделя

НООД «Зимняя сказка»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация»

Программное содержание:

- формирование умения доброжелательно общаться со сверстниками;

- сохранение и укрепление эмоционального благополучия детей;

- формирование элементарных представлений о правилах поведения в природе;

- формирование умения согласовывать слова в предложении, употреблять существительные в И.п. и В.п.;

- активизация и обогащение словарного запаса детей.

Д\и «Знакомство», «Назови ласково»

С\р игра «Детский сад»

П\и «(имя) лови!»

Чтение художественной литературы: Л.Муур «Крошка Енот», Н.Носов «Живая шляпа»

Работа с родителями: семинар «Особенности коммуникативных умений детей 4-5 лет»

2 неделя

НООД «В мире вежливых слов»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Программное содержание:

- формирование умения у детей использовать в речи вежливые слова, быть искренним в проявлении любви к людям и друг другу;

- активизировать словарный запас детей, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «извините» и др.

- расширять представление детей о правилах поведения в общественных местах.

Д\и «Встреча друг с другом», «Вежливые слова», «Прятки с голоском»

С\р игра «Магазин»

П\и «Ровным кругом»

Чтение художественной литературы: В.Осеева «Волшебное слово», Б.Заходер «Хрюша на елке»

Музыкальное сопровождение: «Если добрый ты» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского)

3 неделя

НООД «Моя семья» (составление рассказа из личного опыта)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Программное содержание:

- формирование умение детей образовывать форму множественного числа существительных;

- формирование монологическую речь детей;

- побуждение детей к активному употреблению в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-углубление представлений о семье, родственниках и родственных отношениях;

- обогащение и активизация словаря по теме «Семья».

Д\и «Встреча друг с другом», «Ласковые слова», «Один-много»

П\и «Карусель»

Чтение художественной литературы: Е.Благина «Посидим в тишине», р.н.с. «Волк и козлята»

Февраль

1 неделя

НООД «Чайная посуда» Л.Толстой (пересказ)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература»

Программное содержание:

- формирование навыков речевого общения детей;

- закрепление навыка грамматически правильного оформления высказываний;

- формирование монологической и диалогической речи детей;

- формирование навыков связного последовательного пересказа по опорным вопросам;

- совершенствование интонационной выразительности речи;

- активизация и обогащение словаря по теме «Посуда»

Д\и «Чайная посуда», «Назови ласково»

П\и «Помощники»

С\р игра «Кафе»

Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Федорино горе»

2 неделя

НООД «Лесные жители зимой»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»

Программное содержание:

- формирование у детей умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;

- формировать умение у детей образовывать форму множественного числа существительных;

- побуждение детей к активному употреблению в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- формирование диалогической речи детей.

Д\и «Один-много», «Большой-маленький»

С\р игра «На приеме у доктора Айболита»

П\и «Карусель», «Пузырь»

Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Доктор Айболит», сказка «Заюшкина избушка»

Работа с родителями: консультация «Формирование навыков речевого общения дошкольников»

3 неделя

НООД «Теремок» (драматизация сказки)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественная литература»

Программное содержание:

- совершенствование интонационной выразительности речи;

- формирование умения выразительно пересказывать сказки, передавая характерные особенности героев;

- формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

- активизация словаря детей по теме «Животные»;

- формирование монологической и диалогической речи детей.

Д\и «Коврик мира», «Мои друзья»

П\и «Найди себе пару»

С\р игра «Кукольный театр»

Чтение художественной литературы: «Три поросенка» пер. С.Михалков

Музыкальное сопровождение: «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского)

4 неделя

НООД «Если я потерялся»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Познание»

Программное содержание:

- обсуждение с детьми информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного или ближайшего окружения;

- пополнение и активизация словаря детей;

- освоение правил безопасности в экстренной для ребенка ситуации.

Д\и «Телефон»

П\и «Мышеловка»,( «10 мышек»)

С\р игра «МЧС»

Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа»

Музыкальное сопровождение: «Песенка Снеговика»

Март

1 неделя

НООД «Собираемся в гости»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»

Программное содержание:

- совершенствование диалогической речи детей;

- помощь в замене часто используемых детьми указательных местоимений и наречий;

- формирование умений детей употреблять сущесивительные с обобщающим значением.

Д\и «Скажи наоборот», «Я знаю названия …»

П\и «Карусель»

С\р игра «В гостях»

Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Маша–растеряша»

Работа с родителями: родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры детей»

2 неделя

НООД «Волшебный цветок»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Программное содержание:

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

- формировать умение использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивированно;

- упражнять в словообразовании по анологии;

- активизация словаря детей.

Д\и «Мои друзья», «Ладонь на ладонь»

С\р игра «Детский сад»

П\и «Кто живет под потолком»

Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Сказки», С.Михалков «Усатый-полосатый»

3 неделя

НООД «Моя любимая игрушка» (составление описательного рассказа)

Программное содержание:

- развивать умение детей составлять описательный связный рассказ об игрушках с использованием схемы;

- закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета;

- формировать умение употреблять существительные с обобщающим значением;

- обогащение и активизация словаря детей по теме «Игрушки»

Д\и «Где спрятался Зайка?», «Пожалей Зайку»

П\и «Ёжик»

С\р игра «Магазин игрушек»

Чтение художественной литературы: М.С.Пляцковский «Как утенок свою тень потерял», К.И.Чуковский «Путаница»

Музыкальное сопровождение: «Песенка Львенка и Черепахи» (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова)

4 неделя

Презентация проекта

Досуг «Путешествие с Граммотейкой»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»

Программное содержание:

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- формирование доброжелательного отношения со сверстниками;

- формирование навыков речевого общения детей в различных жизненных ситуациях.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 22.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области