Педагогический проект
"УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ"
Семенов, 2019г.
Проект "Учимся общаться"
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный (3 месяца).
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Аленушка», родители.
Форма реализации: непосредственно-организованная образовательная деятельность с детьми; совместная деятельность детей и взрослых (воспитателей, специалистов, родителей).
Место реализации: МБДОУ детский сад №4 «Малышок», средняя группа «Аленушка».
Группа по разработке проекта: воспитатели: Титова Л.С., Крошкина Н.В., педагог-психолог Новоселова И.В., музыкальный руководитель Яшина О.А.
Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2019 г.
Актуальность проекта. Формирование навыков речевого общения у детей дошкольного возраста относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики ключевых компетентностей детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
В связи с этим был разработан проект «Учимся общаться».
Цель проекта: формирование навыков культуры речевого общения и навыков поведения детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
развитие свободного общения детей со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение детьми нормами речи;
повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей и вовлечение их в процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
способствование созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду.
Ожидаемые результаты: в результате проекта мы предполагаем развитие у детей следующих социальных и коммуникативных компетентностей:
«Любознательный, активный»:
задает вопросы взрослому,
в случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»:
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве);
способен изменять стиль общения с взрослым и сверстником в зависимости от ситуации.
«Овладение необходимыми умениями и навыками»:
у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
владеет достаточным словарным запасом;
свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.
Разработка проекта
Направления деятельности и ее этапы. | Содержание деятельности |
1 этап - организационный этап. Определение темы проекта. Целеполагание, задачи. Актуальность проекта. | Тема проекта «Учимся общаться» Цель проекта: формирование навыков речевого общения детей дошкольного возраста. |
2 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта. 1. Подбор и изучение психолог-педагогической литературы по проблеме общения. 2. Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. 3. Анализ результатов мониторинга по образовательной области "Речевое развитие". 4. Создание в группе речевой предметно-развивающей среды. | - О.С.Ушакова "Методика развития речи детей дошкольного возраста"; - В.В.Гербова "Развитие речи в детском саду"; - М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения"; - А.Г.Арушанова "Речь и речевое общение дошкольников"; - А.И.Максаков "Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников" |
3 этап – методическое обеспечение проекта 1. Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. 2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация». 3. Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых игр. 4. Подборка музыкальных произведений и произведений художественной литературы. 5. Работа с родителями. | НООД: - "Зимняя история"; - "Лесные жители зимой"; - "В мире вежливых слов"; - "Теремок"(драматизация сказки); - "Собираемся в гости"; - "Волшебный цветок"; - "Если я потерялся"; - "Садик наш он так хорош"; - "Моя семья"; - "Моя любимая игрушка" (описат. рассказ); - "Чайник" Л.Толстой (пересказ); - "Поможем медвежонку" Режимные моменты: - д\и "Коврик мира"; - д\и "Назови ласково"; - д\и "Знакомство"; -д\и "Встреча друг с другом"; -д\и "Пожалей Зайку"; -д\и "Рисуем всей группой"; -д\и "Ладонь на ладонь"; -д\и "Один-много"; -д\и "Большой-маленький"; - д\и "Скажи наоборот"; - д\и "Мои друзья" ---------------------------------------------------------- -создание игровых ситуаций "Семья"; - с\р игра "Детский сад"; -с\р игра "Поликлиника"; -с\р игра"Скорая помощь"; -с\р игра "Кукольный театр"; -с\р игра "Магазин"; -с\р игра "Салон красоты" ---------------------------------------------------------- -п\и "(имя) лови!"; -п\и "Ровным кругом"; -п\и "Найдем себе пару"; - п\и "Помощники"; -п\и "Мышеловка" ---------------------------------------------------------- Музыкальное сопровождение: - "Если добрый ты" (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского); - "Песенка Снеговика" (Ю.Энтин); - "Ничего на свете лучше нету..." (Ю.Энтин из м\ф "Бременские музыканты"); - "Улыбка"; - "Песенка Львенка и Черепахи" (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова). Художественная литература: - "Чайник" Л.Толстой; - "Три поросенка" пер. С.Михалкова; - "Разве так играют" Я.Аким; - "Волк и козлята" р.н.с.; - "Волшебное слово" В.Осеева; - "Крошка Енот" Л.Муур; - "Дядя Степа" С.Михалков; - "Как Утенок свою тень потерял" М.С.Пляцковский; - "Сказки" В.Сутеев. Пальчиковая гимнастика и динамические паузы: - "Вверх ладошки"; - "Лоб, нос, голова"; - "10 мышек"; - "Кто живет под потолком"; - "Вышли пальчики гулять" Работа с родителями: - семинар "Особенности коммуникативных умений младших дошкольников"; - консультация "Формирование навыков речевого общения дошкольников"; - родительское собрание"Взаимодеиствие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры детей" |
4 этап – презентация |
Перспективное планирование
Январь | |
1 неделя | НООД «Зимняя сказка» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация» Программное содержание: - формирование умения доброжелательно общаться со сверстниками; - сохранение и укрепление эмоционального благополучия детей; - формирование элементарных представлений о правилах поведения в природе; - формирование умения согласовывать слова в предложении, употреблять существительные в И.п. и В.п.; - активизация и обогащение словарного запаса детей. Д\и «Знакомство», «Назови ласково» С\р игра «Детский сад» П\и «(имя) лови!» Чтение художественной литературы: Л.Муур «Крошка Енот», Н.Носов «Живая шляпа» Работа с родителями: семинар «Особенности коммуникативных умений детей 4-5 лет» |
2 неделя | НООД «В мире вежливых слов» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация» Программное содержание: - формирование умения у детей использовать в речи вежливые слова, быть искренним в проявлении любви к людям и друг другу; - активизировать словарный запас детей, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «извините» и др. - расширять представление детей о правилах поведения в общественных местах. Д\и «Встреча друг с другом», «Вежливые слова», «Прятки с голоском» С\р игра «Магазин» П\и «Ровным кругом» Чтение художественной литературы: В.Осеева «Волшебное слово», Б.Заходер «Хрюша на елке» Музыкальное сопровождение: «Если добрый ты» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского) |
3 неделя | НООД «Моя семья» (составление рассказа из личного опыта) Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация» Программное содержание: - формирование умение детей образовывать форму множественного числа существительных; - формирование монологическую речь детей; - побуждение детей к активному употреблению в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; -углубление представлений о семье, родственниках и родственных отношениях; - обогащение и активизация словаря по теме «Семья». Д\и «Встреча друг с другом», «Ласковые слова», «Один-много» П\и «Карусель» Чтение художественной литературы: Е.Благина «Посидим в тишине», р.н.с. «Волк и козлята» |
Февраль | |
1 неделя | НООД «Чайная посуда» Л.Толстой (пересказ) Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественная литература» Программное содержание: - формирование навыков речевого общения детей; - закрепление навыка грамматически правильного оформления высказываний; - формирование монологической и диалогической речи детей; - формирование навыков связного последовательного пересказа по опорным вопросам; - совершенствование интонационной выразительности речи; - активизация и обогащение словаря по теме «Посуда» Д\и «Чайная посуда», «Назови ласково» П\и «Помощники» С\р игра «Кафе» Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Федорино горе» |
2 неделя | НООД «Лесные жители зимой» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» Программное содержание: - формирование у детей умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; - формировать умение у детей образовывать форму множественного числа существительных; - побуждение детей к активному употреблению в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; - формирование диалогической речи детей. Д\и «Один-много», «Большой-маленький» С\р игра «На приеме у доктора Айболита» П\и «Карусель», «Пузырь» Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Доктор Айболит», сказка «Заюшкина избушка» Работа с родителями: консультация «Формирование навыков речевого общения дошкольников» |
3 неделя | НООД «Теремок» (драматизация сказки) Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественная литература» Программное содержание: - совершенствование интонационной выразительности речи; - формирование умения выразительно пересказывать сказки, передавая характерные особенности героев; - формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; - активизация словаря детей по теме «Животные»; - формирование монологической и диалогической речи детей. Д\и «Коврик мира», «Мои друзья» П\и «Найди себе пару» С\р игра «Кукольный театр» Чтение художественной литературы: «Три поросенка» пер. С.Михалков Музыкальное сопровождение: «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского) |
4 неделя | НООД «Если я потерялся» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Познание» Программное содержание: - обсуждение с детьми информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного или ближайшего окружения; - пополнение и активизация словаря детей; - освоение правил безопасности в экстренной для ребенка ситуации. Д\и «Телефон» П\и «Мышеловка»,( «10 мышек») С\р игра «МЧС» Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа» Музыкальное сопровождение: «Песенка Снеговика» |
Март | |
1 неделя | НООД «Собираемся в гости» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» Программное содержание: - совершенствование диалогической речи детей; - помощь в замене часто используемых детьми указательных местоимений и наречий; - формирование умений детей употреблять сущесивительные с обобщающим значением. Д\и «Скажи наоборот», «Я знаю названия …» П\и «Карусель» С\р игра «В гостях» Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Маша–растеряша» Работа с родителями: родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры детей» |
2 неделя | НООД «Волшебный цветок» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация» Программное содержание: - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях; - формировать умение использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивированно; - упражнять в словообразовании по анологии; - активизация словаря детей. Д\и «Мои друзья», «Ладонь на ладонь» С\р игра «Детский сад» П\и «Кто живет под потолком» Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Сказки», С.Михалков «Усатый-полосатый» |
3 неделя | НООД «Моя любимая игрушка» (составление описательного рассказа) Программное содержание: - развивать умение детей составлять описательный связный рассказ об игрушках с использованием схемы; - закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета; - формировать умение употреблять существительные с обобщающим значением; - обогащение и активизация словаря детей по теме «Игрушки» Д\и «Где спрятался Зайка?», «Пожалей Зайку» П\и «Ёжик» С\р игра «Магазин игрушек» Чтение художественной литературы: М.С.Пляцковский «Как утенок свою тень потерял», К.И.Чуковский «Путаница» Музыкальное сопровождение: «Песенка Львенка и Черепахи» (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова) |
4 неделя | Презентация проекта Досуг «Путешествие с Граммотейкой» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка» Программное содержание: - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; - формирование доброжелательного отношения со сверстниками; - формирование навыков речевого общения детей в различных жизненных ситуациях. |