Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и авторской программы по литературному чтению Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. (М.: Просвещение, 2011).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
Программа предназначена для изучения литературного чтения в 4 классе на базовом уровне.
Программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 102 часа в год и 3 часа в неделю.
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно ориентированный характер обучения, остаются теми же, что и у авторов. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствует стандартам освоения обязательного минимума Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение» 4 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
основы для принятия культурных традиций своей страны;
основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных качествах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
ориентации в системе личностных смыслов;
ответственности человека за себя и близких, о необходимости любви, внимания, заботы;
способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств вины, совести как основы морального поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость или неудовлетворённость своей работой на уроке;
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в «Портфолио личных достижений».
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
находить информацию в тексте литературного произведения, фиксировать её с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя или учебника, выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание, доказательство своей точки зрения по теме урока из 9 — 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно - выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5-10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога;
демонстрировать образец правильного ведения диалога;
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к литературному произведению, в которым отражены схожие ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 — 10 слайдов, 47 обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в разговоре, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Обучающийся научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни.
готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Обучающийся научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение и эпитет).
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Содержание учебного предмета(102ч)
Летописи, былины, жития (8ч.) «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. Проект «Календарь исторических событий».
Чудесный мир классики (20ч.) Жизнь и творчество П. П. Ершова. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Жизнь и творчество А. С. Пушкина. АС. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство». Л.Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Жизнь и творчество А.П.Чехова. А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9 ч.) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид.. .», «Как неожиданно и ярко.. А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина.
Литературные сказки (10ч.) В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время - потехе час (8ч.) Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки». В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Страна детства (7ч.) Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Ёлка».
Поэтическая тетрадь (6ч.) В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». СА. Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». Природа и мы (11ч.) Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (6ч.) Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка». Родина (5ч.) И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина!В неярком блеске... ». Проект «Они защищали Родину».
Страна Фантазия (6ч.) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (7ч.) Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь». С.Лагерлеф «В Назарете».
Тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 8 |
2 | Чудесный мир классики | 20 |
3 | Поэтическая тетрадь | 9 |
4 | Литературные сказки | 10 |
5 | Делу время - потехе час | 8 |
6 | Страна детства | 7 |
7 | Поэтическая тетрадь | 5 |
8 | Природа и мы | 11 |
9 | Поэтическая тетрадь | 6 |
8 | Родина | 5 |
9 | Страна Фантазия | 5 |
10 | Зарубежная литература | 8 |
Итого | 102 |
Календарно тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
№ п/п | Тема урока | По плану | По факту |
Летописи, былины, сказания, жития (8 ч) | |||
1. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь-града» | ||
2. | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | ||
3. | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
4. | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | ||
5. | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | ||
6. | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | ||
7. | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского | ||
8. | Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» | ||
Чудесный мир классики (20 ч) | |||
9. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | ||
10. | П.П. Ершов «Конек - Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок | ||
11. | П.П. Ершов «Конек - Горбунок». Характеристика героев | ||
12. | А.С. Пушкин «Няне» | ||
13. | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» | ||
14. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | ||
15. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | ||
16. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | ||
17. | Внеклассное чтение. Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина | ||
18. | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | ||
19. | М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» | ||
20. | М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | ||
21. | М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Характеристика героев | ||
22. | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | ||
23. | Л.Н. Толстой «Детство» | ||
24. | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня | ||
25. | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого | ||
26. | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени | ||
27. | Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики» | ||
28. | Оценка достижений | ||
Поэтическая тетрадь (9 ч) | |||
29. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | ||
30. | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | ||
31. | Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...» | ||
32. | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | ||
33. | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | ||
34. | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | ||
35. | И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | ||
36. | Внеклассное чтение. Родные поэты. Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь» | ||
37. | Оценка достижений | ||
Литературные сказки (10 ч) | |||
38. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | ||
39. | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | ||
40. | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения | ||
41. | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте | ||
42. | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения | ||
43. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | ||
44. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения | ||
45. | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части | ||
46. | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок – игра «Крестики-нолики» | ||
47. | Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие | ||
Делу время – потехе час (8 ч) | |||
48. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | ||
49. | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | ||
50. | В.Ю. Драгунский «Главные реки» | ||
51. | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | ||
52. | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка | ||
53. | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения | ||
54. | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | ||
55. | Оценка достижений. | ||
Страна детства (7 ч) | |||
56. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | ||
57. | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения | ||
58. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | ||
59. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения | ||
60. | М.М. Зощенко «Ёлка» | ||
61. | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. Обобщающий урок «Страна детства» | ||
62. | Оценка достижений | ||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | |||
63. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | ||
64. | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | ||
65. | М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | ||
66. | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | ||
67. | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | ||
Природа и мы (11 ч) | |||
68. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | ||
69. | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе | ||
70. | А.И.Куприн «Барбос и Жулька» | ||
71. | А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | ||
72. | М.М.Пришвин «Выскочка» | ||
73. | М.М.Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | ||
74. | Е.И.Чарушин «Кабан» | ||
75. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | ||
76. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | ||
77. | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» | ||
78. | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | ||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||
79. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | ||
80. | С.А. Клычков «Весна в лесу» | ||
81. | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | ||
82. | Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка» | ||
83. | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | ||
84. | Оценка достижений | ||
Родина (5 ч) | |||
85. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | ||
86. | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | ||
87. | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | ||
88. | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Обобщающий урок «Родина» | ||
89. | Проект «Они защищали Родину. Оценка достижений» | ||
Страна Фантазия (5 ч) | |||
90. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | ||
91. | К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | ||
92. | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | ||
93. | Внеклассное чтение. «В путь, друзья!». Путешествие по стране Фантазии | ||
94. | Оценка достижений | ||
Зарубежная литература (8 ч) | |||
95. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | ||
96. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части | ||
97. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Характеристика героев | ||
98. | М. Твен «Приключение Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | ||
99. | С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||
100. | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство | ||
101. | Контрольная работа за II полугодие | ||
102. | Обобщающий урок «Зарубежная литература». Урок-игра «Литературные тайны» |