Учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 г.Брянска
Автушенко Анастасия Александровна
Программа занятий по духовно-нравственному воспитанию
«Уроки нравственности»
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования.
Духовно - нравственное воспитание поможет сформировать ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и формировании основных нравственных ценностей.
Программа формирования нравственных ценностей детей младшего школьного возраста разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа направлена на детей младшего школьного возраста и рекомендуется для использования классным руководителям, социальным педагогам и педагогам учреждений дополнительного образования. Сферой применения разработанных занятий может служить внеучебная воспитательная деятельность педагога. Планирование составлено из расчёта – 1 час в неделю. Программа рассчитана на полгода обучения с учетом уплотнения материала на праздничные дни и каникулярное время. Программа предусматривает групповые занятия (12-15 детей). По необходимости проводятся индивидуальные беседы. Длительность занятия 40 минут в соответствии с санитарными нормами. Диагностические методики проводятся раз в месяц.
Цель программы: формирование нравственных ценностей детей младшего школьного возраста, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:
формирование способности к нравственному воспитанию;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Для реализации каждой задачи необходимо применение соответствующих методов. В условиях программы используются методы
формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, пример.
организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, воспитывающие ситуации
Ценностные установки нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, на которые опирается программа согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, к обществу: справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
В результате работы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания у детей должны отслеживаться следующие результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
Контроль результатов эффективности занятий проводится с помощью диагностик. Рекомендуемые методики диагностики нравственной сферы детей младшего школьного возраста:
Рисунок семьи (Захаров А. И.)
Диагностика этики поведения (А.И. Шемшурина)
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Г.М. Фридман)
Диагностика нравственной самооценки детей (Л. Н. Колмогорцева)
Методика «Что мы ценим в людях» (И.Б. Дерманова)
Диагностика нравственной мотивации (С.Ф. Сироткина)
Основной принцип построения программного материала – последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Программа состоит из трёх разделов:
Введение (2 часа) – направлено на постепенное включение ребенка в воспитательную деятельность
Культура поведения (14 часов) – проведение непосредственной воспитательной работы с целью реализации задач программы
Итоговое занятие (1 час) – проводится с целью закрепления полученных знаний и навыков
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Содержание занятий строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.
Тематический план программы «Уроки нравственности»
I. Введение (2 часа)
Цель: показать значение культуры поведения в жизни человека.
Урок 1. Культура поведения и ее значение в жизни человека
Задачи:
Помочь осознать значение культуры поведения в жизни человека.
Дать представление о понятиях "этика", "этикет".
Урок 2. "Хорошо" и "плохо" в поведении
Задачи:
Дать представление о том, что такое "хорошо" и "плохо" в поведении.
Учить различать хорошую и плохую сторону поступка.
II. Культура поведения (11 часов)
Тема: Нравственное поведение (11ч.)
Цель: дать представления о правилах нравственного поведения.
Урок 3. Человек живет среди людей
Задачи:
Дать представление о таких понятиях как доброта, сопереживание, забота, внимание.
Учить проявлять заботу, вниманию по отношению к окружающим.
Составить правила доброты.
Урок 4. Поведение в школе
Задачи:
Познакомить с правилами поведения в школе.
Учить оценивать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе.
Урок 5. Правила работы в классном коллективе
Задачи:
Показать важность при работе в коллективе таких качеств личности как дисциплинированность, трудолюбие, справедливость в распределении обязанностей.
Учить следовать правилам дружной работы.
Урок 6. Практикум
Задачи:
Научить организовывать перемены.
Разучить игры для отдыха на перемене.
Познакомить с правилами дружной игры.
Урок 7. Дружба
Задачи:
Дать представление о дружбе и ее значении в жизни человека.
Учить следовать правилам дружбы.
Урок 8. Честность в дружбе
Задачи:
Показать важность в дружбе такого качества как честность.
Учить использовать правила честности в жизненных ситуациях.
Урок 9. Внимание и забота
Задачи:
Учить сопереживанию, проявлению заботы и внимания.
Научить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия.
Урок 10. Речевой этикет
Задачи:
Познакомить со знанием речевого этикета в жизни человека.
Заложить основы употребления устойчивых оборотов речи.
Урок 11. Употребление устойчивых оборотов речи
Задачи:
Обобщить представление детей о вежливых словах.
Учить умственному употреблению устойчивых оборотов речи.
Урок 12. Имя и его значение в жизни человека
Задача: Показать значение имени в жизни человека и невозможность употребления кличек и прозвищ.
Урок 13. Приветствие и прощание
Задачи:
Познакомить со значение слов приветствия и прощания в жизни человека.
Учить умственному и правильному употреблению слов приветствия.
Урок 14. Старших нужно уважать
Задачи:
Закрепить навыки поведения со взрослыми.
Воспитывать уважение к старшим.
Урок 15. Семейные традиции
Задачи:
Дать представление о семье и ее значении в жизни человека.
Формировать уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Урок 16. Труд
Задачи:
Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
III. Итоговое занятие (1 час)
Цель: закрепить полученные знания и навыки.
Урок 17. Праздник вежливых ребят
Задачи:
1.Обобщить знания по темам раздела.
2.Показать художественные номера по теме «Культура поведения»