Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

План самообразования педагога — психолога на тему: «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии»

Выполнил: педагог — психолог

Н.Т. Лермонтова

Ковернино

2018

Индивидуальный план самообразования педагога-психолога

МДОУ детский сад «Ромашка»

Педагог — психолог Лермонтова Наталия Тимофеевна

Образование: высшее, Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина.

Индивидуальная тема: «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии»

Когда начата работа над темой: сентябрь 2018 год

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 год

Цель самообразования: систематическое повышение педагогом - психологом своего профессионального уровня.

Задачи самообразования:

- совершенствование теоретических знаний и практических умений;

- овладение новыми формами, методами и приемами работы.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

изучение литературы и имеющего опыта по данной проблеме;

определение цели и задач над темой;

разработка систем мер, направленных на решение проблемы;

отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов;

подведение итогов, оформление результатов.

Форма предоставления результата самообразования: отчет по проведенной работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме.

Актуальность выбранной темы.

Человеческий разум имеет три ключа,

которые открывают все: знание, мысль, воображение.

Виктор Гюго

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного  развития общества является  человек, способный к творческому созиданию. ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка».

Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

В работах В. С. Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте и она считает, что воображение больше чем другие познавательные психические процессы связано с чувствами человека; воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Л. С. Выготский утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поскольку опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда не имея достаточного опыта, ребенок по - своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения кажутся неожиданными и оригинальными.

О. М Дьяченко, в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте- это дошкольное детство.

Воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов).

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В среднем дошкольном возрасте воображение приобретает творческий характер. Однако воображение в этом возрасте может успешно протекать лишь в непосредственной связи с внешней деятельностью ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста воображение приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.

Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества) и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

Одним из видов арт-терапии является песочная терапия.

Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой – либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, и занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Цель – развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии.

Задачи:

раскрыть сущность понятия «воображение», выявить его функции;

рассмотреть особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;

охарактеризовать сущность понятия «песочная терапия»;

провести практическую работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию воображения с использованием песочной терапии.

Реализация задач:

Активное включение детей в занятия песочной терапией.

Учебно-методическое обеспечение:

Перспективный план;

Методическая разработка серии конспектов занятий.

Материально-техническая база:

стол для рисования песком,

интерактивный стол для игр с песком,

магнитофон,

коллекция миниатюрных фигурок (домики, деревья, животные, птицы, люди, сказочные персонажи и др.)

кубики,

разноцветные камешки,

формочки для песка и др.

Масштаб проекта:

Соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях доу.

Участники:

Педагог — психолог,

Дети старшего дошкольного возраста,

Воспитатели,

Родители.

Срок реализации: проект рассчитан на один учебный год.

Этапы:

1. Подготовительный этап:

Анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.

Разработка перспективного плана работы на один учебный год.

Диагностика с целью выявления уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики исследования:

1.  Методика «Где чье место» для изучения умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах (приложение 1);

2. Тест «Свободный рисунок» (Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина, Г.А. Урунтасова.

3. Методика «На что это похоже?» для выявления уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления (Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).

Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.

2. Основной этап: Подобрать и апробировать специальные игровые задания с использованием песочной терапии по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Заключительный этап:

По завершению цикла коррекционно - развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с педагогами, родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика развития воображения у детей.

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Изучение методической литературы по теме самообразования:

Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. - Смоленск, 2012.

Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. - М., 2010.

Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 2012. - №16.

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.

Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 2010.

Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей //Дошкольное воспитание. - 2011. - №12.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПБ: Речь, 2012.

Сроки проведения

Ход работы

сентябрь - октябрь

Изучение психолого-педагогической литературы.

Написание перспективного плана работы.

ноябрь

Выявление уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

декабрь

Составление программы занятий по данной теме, конспекты занятий.

январь — апрель

Проведение занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

май

Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме.

Приложение 1

Методика: «Где чье место?»

Цель: посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.

Для проведения этой методики используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области