Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
План самообразования педагога — психолога на тему: «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии»
Выполнил: педагог — психолог
Н.Т. Лермонтова
Ковернино
2018
Индивидуальный план самообразования педагога-психолога
МДОУ детский сад «Ромашка»
Педагог — психолог Лермонтова Наталия Тимофеевна
Образование: высшее, Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина.
Индивидуальная тема: «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии»
Когда начата работа над темой: сентябрь 2018 год
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 год
Цель самообразования: систематическое повышение педагогом - психологом своего профессионального уровня.
Задачи самообразования:
- совершенствование теоретических знаний и практических умений;
- овладение новыми формами, методами и приемами работы.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
изучение литературы и имеющего опыта по данной проблеме;
определение цели и задач над темой;
разработка систем мер, направленных на решение проблемы;
отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов;
подведение итогов, оформление результатов.
Форма предоставления результата самообразования: отчет по проведенной работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме.
Актуальность выбранной темы.
Человеческий разум имеет три ключа,
которые открывают все: знание, мысль, воображение.
Виктор Гюго
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому созиданию. ФГОС ДО говорит о необходимости «создания благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка».
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
В работах В. С. Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте и она считает, что воображение больше чем другие познавательные психические процессы связано с чувствами человека; воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Л. С. Выготский утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поскольку опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда не имея достаточного опыта, ребенок по - своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения кажутся неожиданными и оригинальными.
О. М Дьяченко, в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте- это дошкольное детство.
Воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов).
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В среднем дошкольном возрасте воображение приобретает творческий характер. Однако воображение в этом возрасте может успешно протекать лишь в непосредственной связи с внешней деятельностью ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста воображение приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.
Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества) и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.
Одним из видов арт-терапии является песочная терапия.
Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой – либо символ в глубине бессознательного. Это один из современных методов психотерапии, который применяется в детской и взрослой практике.
Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, и занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Цель – развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по средствам песочной терапии.
Задачи:
раскрыть сущность понятия «воображение», выявить его функции;
рассмотреть особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;
охарактеризовать сущность понятия «песочная терапия»;
провести практическую работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию воображения с использованием песочной терапии.
Реализация задач:
Активное включение детей в занятия песочной терапией.
Учебно-методическое обеспечение:
Перспективный план;
Методическая разработка серии конспектов занятий.
Материально-техническая база:
стол для рисования песком,
интерактивный стол для игр с песком,
магнитофон,
коллекция миниатюрных фигурок (домики, деревья, животные, птицы, люди, сказочные персонажи и др.)
кубики,
разноцветные камешки,
формочки для песка и др.
Масштаб проекта:
Соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях доу.
Участники:
Педагог — психолог,
Дети старшего дошкольного возраста,
Воспитатели,
Родители.
Срок реализации: проект рассчитан на один учебный год.
Этапы:
1. Подготовительный этап:
Анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана работы на один учебный год.
Диагностика с целью выявления уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики исследования:
1. Методика «Где чье место» для изучения умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах (приложение 1);
2. Тест «Свободный рисунок» (Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина, Г.А. Урунтасова.
3. Методика «На что это похоже?» для выявления уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления (Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.
2. Основной этап: Подобрать и апробировать специальные игровые задания с использованием песочной терапии по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Заключительный этап:
По завершению цикла коррекционно - развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с педагогами, родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика развития воображения у детей.
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Изучение методической литературы по теме самообразования:
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. - Смоленск, 2012.
Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. - М., 2010.
Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 2012. - №16.
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011. – 80 с.
Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 2010.
Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей //Дошкольное воспитание. - 2011. - №12.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПБ: Речь, 2012.
Сроки проведения | Ход работы |
сентябрь - октябрь | Изучение психолого-педагогической литературы. Написание перспективного плана работы. |
ноябрь | Выявление уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. |
декабрь | Составление программы занятий по данной теме, конспекты занятий. |
январь — апрель | Проведение занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. |
май | Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме. |
Приложение 1
Методика: «Где чье место?»
Цель: посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики используется следующий рисунок:
Отдельно вырезаются кружки-вставки:
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».