Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Оценка безопасности при проведении мероприятий военно-патриотического характера

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Оценка безопасности при проведении мероприятий военно-патриотического характера в МБОУ «СШ №3» г. Няндома Архангельской области»

Кейдалюк М.И.

Г. Архангельск

Актуальность исследования. В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но ранее оно не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Военно-патриотическое воспитание школьников представляет собой многоплановую систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к его защите.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в школах чаще носит эпизодический характер, отчетно-показательный. Отдельные мероприятия военно-патриотического характера не оказывают серьезного воспитательного воздействия на школьников. Поэтому патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Целью проведенного исследования явилось проведение оценки безопасности мероприятий военно-патриотического характера в МБОУ «СШ №3» г. Няндома Архангельской области. Практическая значимость работы заключается в разработке системы мероприятий военно-патриотического характера для военно-патриотического клуба «БАРС» и оценке ее эффективности.

С начала XXI века благодаря усилиям руководства страны, общественности и непосредственно работников сферы образования в России отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Приходит понимание того, чувства патриотизма, любви к своему Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в ребенке семьей, школой, системой образования. Следовательно, задача военно-патриотического воспитания, стоящая перед педагогами, весьма сложная и ответственная.

Исследование проводилось в МБОУ «Средняя школа №3» г.Няндома Архангельской области. Школа была основана 12 января 1986 года. Сейчас это крупнейшая школа Няндомского района, в ней обучается 949 учеников. Всего в МБОУ «СШ №3» г. Няндома работают 53 педагога. Из них 28 (53%) имеют высшую категорию, 17 учителей (32%) с 1 категорией и 8 учителей (15%) соответствуют занимаемой должности.

В школе 38 учебных кабинетов, среди них оборудованные кабинеты физики, биологии, химии, школьные трудовые мастерские. Кабинет информатики с бесплатным доступом в Интернет, интерактивные доски, мультимедиапроекторы, телевизоры. Имеется спортивный зал, стадион, спортивная площадка, оснащенная дистанциями для бега на 60, 100, 250 м, спортивными снарядами (турник, брусья), размеченной строевой площадкой, площадкой для метания гранат. Спортивный  зал размещается на 1 этаже здания. Площадь его составляет 162 кв.м. 

В 2008 году педагогом-организатором Дойковой Ириной Александровной на базе МБОУ «СШ №3» г. Няндома Архангельской области был создан военно-патриотический клуб «БАРС». В настоящее время в клубе 23 участника, из них 7 девочек и 16 мальчиков. Возраст участников клуба 13-17 лет.

Работа клуба осуществляется на основе Устава военно-патриотического клуба «БАРС». Устав клуба регламентирует деятельность клуба и включает в себя: права и обязанности членов клуба, утвержденную символику (герб и флаг), форму одежды, особенности организации учебно-воспитательного процесса. Данный устав был утвержден общим собранием клуба и директором образовательного учреждения.

Военно-патриотический клуб «БАРС» принимает участие в городских, областных, всероссийских военно-спортивных играх и слетах военно-патриотических объединений. Участники клуба активно помогают организовывать мероприятия военно-патриотического характера для всех учащихся школы.

Многие выпускники военно-патриотического клуба «БАРС» после окончания школы поступают в высшие военные учебные заведения, выбирая для себя профессии военных, спасателей, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников специальных подразделений. Причем не только юноши выбирают для себя военные профессии, но и девушки. Полученные в клубе навыки и умения помогают им в дальнейшей учебе.

Состояние материально-технической базы военно-патриотического клуба «БАРС»

В МБОУ «СШ №3» к числу основных нормативно-правовых документов обеспечения безопасности при проведении мероприятий можно отнести:

Сборник нормативных актов по обеспечению безопасности;

Комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц ОУ).

Подготовка к мероприятиям, а также тренировки клуба «БАРС» проходят в большом спортивном зале школы, там же проходят занятия физической и строевой подготовкой в холодное время года, отработка нормативов.

Процесс развития материально-технической и информационно-технической базы имеет положительную динамику. Ежегодно улучшается материально-техническое обеспечение клуба.

Стоит отметить, что воспитание культуры безопасности обучающихся позволяет позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций во время проведения мероприятий военно-патриотического характера в данном образовательном учреждении.

Определение уровня психологического состояния участников военно-патриотического клуба «БАРС»

На начальном этапе исследования в феврале 2017 г. мы решили сравнить уровень гражданственности и патриотизма обучающихся школы и участников военно-патриотического клуба «БАРС» с помощью анкеты «Гражданственность и патриотизм». Мы выбрали учеников 7-11 классов в количестве 23 человек и 23 участника клуба «БАРС». Возраст анкетируемых 13-17 лет. Целью анкетирования было: Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций школьников. Анкета состояла из 53 вопросов.

По результатам анкетирования на уровень гражданственности и патриотизма среди обучающихся, были получены следующие результаты: почти у половины опрошенных 43,4% (10 человек) низкий уровень гражданственности и патриотизма, у 39,2% (9 человек) - средний уровень, а высокий уровень только у 4 человек, что составило 17,4%.

По результатам анкетирования участников клуба «БАРС» было определено, что у 17,4% опрошенных низкий уровень (4 человека), у 52,2% (12 человек) - средний уровень, высокий уровень гражданственности и патриотизма у 30,4% опрошенных (7 человек).

Как мы видим, результаты анкетирования на уровень гражданственности и патриотизма у участников клуба «БАРС» выше, поэтому можно сделать вывод о том, что проводимая клубом работа имеет положительные тенденции в военно-патриотическом воспитании подростков МБОУ «СШ №3» г. Няндома.

Чтобы определить уровень социализированности участников клуба «БАРС», мы использовали методику профессора М.И. Рожкова. Методика состояла из 20 суждений, на которые предлагалось ответить «да» или «нет». Целью исследования являлось выявление социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Среди суждений были такие, как:

Мне нравится помогать другим;

Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца;

По результатам методики на определение уровня социализированности личности видно, что у 17,4% (4 человека) опрошенных участников клуба низкий уровень, у 34,8% (8 человек) – средний уровень, у 47,8% (11 человек) – высокий уровень социализированности.

Для определения оценки потребности в достижении цели участников клуба «БАРС», был проведен тест Ю.М. Орлова. Тест состоял из 23 суждений. Цель теста: измерение потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений.

Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижение цели. Потребность в достижение цели превращается в таком случае в личностное свойство, установку. Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей. Суждения теста:

Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности;

Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей;

Потребность в достижении цели у 13% (3 человека) опрошенных находится на низком уровне, у 34,8% (8 человек) – на среднем уровне, у 39,2% (9 человек) – на повышенном уровне и у 13% (3 человека) на высоком уровне.

Лица с высоким уровнем потребности в достижении цели отличаются следующими чертами: настойчивостью в достижении своих целей, постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше, склонностью сильно увлекаться работой, стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха, неспособностью плохо работать, неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи, готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.

Анкета В.В. Синявского и В.А. Федорошина была использована для оценки коммуникативных и организаторских способностей участников клуба «БАРС». Анкета состояла из 40 вопросов, среди которых были:

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

По результатам оценки коммуникативных и организаторских способностей было выявлено, что у 17,4% (4 человека) способности на низком уровне, у 21,7% (5 человек) – на уровне ниже среднего, у 26,1% (6 человек) – на среднем уровне, у 34,8% (8 человек) коммуникативные и организаторские способности на высоком уровне.

Те участники, которые обладают высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, и могут активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, предпочитают принимать самостоятельные решения, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Из выявленных результатов можно сделать вывод о том, что в дальнейшей работе необходимо сделать акцент и уделить особое внимание тем участникам, у которых определился низкий уровень гражданственности и патриотизма, социализированности, потребности в достижении цели, коммуникативных и организаторских способностей.

Проведение мероприятий военно-патриотического характера

После проведенных исследований, нами были определены дальнейшие направления работы. Разработан и внедрен ряд инструктажей по технике безопасности во время проведения тренировок и военно-спортивных игр. Разработана система мероприятий военно-патриотического характера для военно-патриотического клуба «БАРС» (табл. 1).

Таблица 1

Система мероприятий для военно-патриотического клуба БАРС»

№ п/п

Название мероприятия, цель

Участники

Дата

1.

Игра «Снежный десант»

Цель игры: сплочение коллектива, развитие волевых и физических качеств участников

Участники ВПК «БАРС»

Март 2017г.

2.

Оформление уголка клуба в школе

Цель: отражение достижений военно-патриотического клуба «БАРС, воспитание чувств коллективизма

Участники ВПК «БАРС»

Май 2017г.

3.

Летний школьный лагерь, отряд «БАРС»

Цель: совершенствование физической подготовки, организация содержательного досуга, формирование гражданско-патриотического сознания личности

Участники ВПК «БАРС»

1-22 июня 2017г.

4.

Присоединение к движению «ЮНАРМИЯ»

Цель: приобщение к традициям и истории России

Участники ВПК «БАРС»

19 ноября 2017г.

В марте 2017г. нами была разработана и проведена военно-спортивная игра «Снежный десант». Цель игры: сплочение коллектива, развитие волевых и физических качеств участников. Участникам игры предстояло продемонстрировать следующие умения и навыки: найти «мины», преодолеть «мышеловку», метнуть в цель гранату, пройти «зараженную зону», сбить мишень снежком, перевязать и транспортировать раненого.

В мае 2017г. совместно с участниками ВПК «БАРС» нами был оформлен уголок клуба в школе. Главная цель: отражение достижений военно-патриотического клуба «БАРС, воспитание чувств коллективизма. Для этого были разработаны проекты стенда «Наши достижения» и плаката военно-патриотического клуба «БАРС», а позже изготовлены и установлены в главном фойе школы. На стенде представлены основные достижения клуба: кубки, грамоты и благодарственные письма за участие в мероприятиях различного уровня.

С 1 по 22 июня 2017 года при летнем школьном лагере был сформирован отряд «БАРС». Цель отряда: совершенствование физической подготовки, организация содержательного досуга, формирование гражданско-патриотического сознания личности. С отрядом проводились мероприятия по физической подготовке, тренировки по волейболу и туризму.

19 ноября 2017 года ВПК «БАРС» присоединился к движению ЮНАРМИЯ России. Главная заявленная цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Мероприятие прошло в рамках открытия зонального центра патриотического воспитания в Няндоме.

Повторные исследования на определение уровня психологического состояния участников военно-патриотического клуба «БАРС»

После представленных мероприятий в декабре 2017 года было проведено повторное исследование. Мы увидели положительные тенденции в изменении уровня гражданственности и патриотизма у участников военно-патриотического клуба «БАРС».

Высокий уровень гражданственности и патриотизма участников клуба увеличился на 17,4% (было 7 человек - стало 11), средний уровень уменьшился на 8,7% (было 12 человек - стало 10), низкий уровень уменьшился так же на 8,7% (было 4 – стало 2 человека).

В результате проведения системы мероприятий способствует проявиться высокий уровень гражданственности и патриотизма, это свидетельствует о том, что участники клуба знают и помнят традиции своей страны, стали более дисциплинированны и исполнительны.

По результатам методики на определение уровня социализированности мы увидели, что высокий уровень увеличился на 4,4% (было 11 человек – стало 12), средний уровень остался без изменений (8 человек), низкий уровень уменьшился на 4,4% (было 4 человека – стало 3).

В процессе подготовки и проведения мероприятий участники показывали сплоченность, заинтересованность общим делом, ответственность за свои действия перед другими участниками военно-патриотического клуба «БАРС». Участники разделяли обязанности, каждый старался вносить свой вклад в коллективное дело.

По результатам оценки потребности в достижении цели также видно, что высокий уровень увеличился на 4,4% (было 3 человека – стало 4), повышенный уровень увеличился на 4,3% (9-10), средний уровень уменьшился на 4,4% (было 8 человек – стало 7), пониженный уровень уменьшился на 4,3% (было 3 человека – стало 2).

Это значит, что участники больше стремятся помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха, и все больше нацелены на достижение общего результата.

Из оценки коммуникативных и организаторских способностей видно, что высокий уровень увеличился на 4,3% (было 8 человек – стало 9), средний уровень увеличился на 8,8% (было 6 человек – стало 8), уровень ниже среднего остался без изменений (5 человек), низкий уровень уменьшился на 13,1% (было 4 человека – стал 1).

Наметились положительные тенденции в изменении уровня гражданственности и патриотизма среди участников военно-патриотического клуба «БАРС».

Можно сделать выводы о том, что средние показатели уровня гражданственности и патриотизма требуют проведения дополнительных занятий по организационным вопросам и умению общаться друг с другом.

В результате проведения системы мероприятий военно-патриотического характера и проведенных исследований, можно сказать о том, что работа МБОУ «СШ №3» г.Няндома по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям.

Выводы:

Изучение литературы ведущих специалистов, таких как В.И. Лутовинов «Военно-патриотическое воспитание российской молодежи» и А.Н. Вырщиков «Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе» показало, что проблемы военно-патриотического воспитания сейчас актуальны, но мероприятия по-прежнему часто носят только эпизодический характер. Для эффективности работы по военно-патриотической подготовке подростков необходимо изменить подходы к этой деятельности, отношение к ней, необходимо искать новые методики, новые формы и средства осуществления этого процесса.

В ходе оценки материально-технической базы можно сделать вывод о том, что оснащенность клуба «БАРС» находится в хорошем состоянии. Процесс развития материально-технической базы имеет положительную динамику. Ежегодно улучшается материально-техническое обеспечение клуба: закупается новая форменная одежда, спортивный инвентарь, барабаны.

В результате сравнения уровня гражданственности и патриотизма среди обучающихся 7-11 классов и участников военно-патриотического клуба «БАРС» мы выявили, что почти у половины опрошенных обучающихся - 43,4% (10 человек) - низкий уровень гражданственности и патриотизма, средний уровень - 39,2% (9 человек), - а высокий уровень - 17,4% (4 человека).

Однако результатам анкетирования среди участников клуба «БАРС» было определено, что низкий уровень опрошенных - 17,4% (4 человека), 52,2% (12 человек) - средний уровень.

Высокий уровень гражданственности и патриотизма среди опрошенных членов клуба «БАРС» - 30,4%, что на 13% выше.

Можно заметить, что проводимая клубом«БАРС» работа имеет положительные тенденции в военно-патриотическом воспитании подростков МБОУ «СШ №3» г. Няндома.

Анализ результатов первоначальных исследований по методикам: «Методика изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)», «Тест оценки потребности в достижении цели. Методика Орлова Ю.М.», «Оценка коммуникативных и организаторских способностей (В. В. Синявский, В.А. Федорошин)», свидетельствует о том, что готовность участников военно-патриотического клуба «БАРС» по безопасности при проведении мероприятий военно-патриотического характера возможна посредством системной и целенаправленной работы с привлечением представителей и специалистов разных областей: МЧС, МВД, психологов и медицинских работников.

Были разработаны, и проведены мероприятия военно-патриотического характера: военно-спортивная игра «Снежный десант», организация отряда при летнем школьном лагере, присоединение к движению «ЮНАРМИЯ», результаты которых представлены в оформлении уголка клуба «БАРС».

Повторное исследование среди обучающихся 7-11 классов и участников военно-патриотического клуба «БАРС» подтвердило эффективность проведенных мероприятий с положительной динамикой основных показателей безопасности.

Высокий уровень гражданственности и патриотизма увеличился на 17,4%, средний уменьшился на 8,7%, низкий уменьшился так же на 8,7%. По результатам методики на определение уровня социализированности высокий уровень увеличился на 4,4%, низкий уменьшился на 4,4%. Высокий уровень оценки потребности в достижении цели увеличился на 4,4%, повышенный увеличился на 4,3% , средний уменьшился на 4,4%, пониженный уменьшился на 4,3%. Высокий уровень оценки коммуникативных и организаторских способностей увеличился на 4,3%, средний увеличился на 8,8%, низкий уровень уменьшился на 13,1%. В результате проведения системы мероприятий военно-патриотического характера и проведенных исследований, можно сказать о том, что работа МБОУ «СШ №3» г.Няндома по военно-патриотическому воспитанию находится в динамике положительного развития и требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области