Дидактическое пособие
«Совушка – умная головушка»
«Совушка – умная головушка» - это многофункциональное дидактическое пособие, которое направлено на формирование и закрепление математических представлений о количестве предметов, о составе чисел до 5 и геометрических формах. Это пособие мы рекомендуем для работы с детьми до 5лет, а также для детей с ОВЗ.
Цель:
Закреплять умения сравнивать предметы по количеству, устанавливать отношения между понятиями много, один, больше, меньше, столько же.
Учить определять количество предметов путем пересчета (в пределах 5), познакомить с цифрами 1-5, учить узнавать их среди других цифр и правильно соотносить цифру с количеством предметов.
Развивать умение анализировать, сравнивать, отсчитывать предметы,
располагать геометрические фигуры на плоскости.
Игра «Сколько».
Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать слух, внимание, закреплять знаний о геометрических фигурах, их свойствах.
Ход игры: На полотно поочередно выкладываются геометрические фигуры с разным количеством фигур (квадраты- 5шт., треугольники-4шт, круги-2шт, овалы-3шт). Воспитатель загадывает загадку-описание о геометрической форме, а дети отгадывают загадку , пересчитывают фигуры и показывает соответствующую цифру. Играющие догадываются, что это треугольник (круг, квадрат, овал) пересчитывают, сколько фигур на полотне и показывают цифру, соответствующую количеству геометрических форм. Сосчитайте сколько?
Загадки-описания:
1. Три угла, три вершины, три стороны. (треугольник)
2. Четыре стороны, четыре угла, все стороны равны (квадрат).
3. Какую фигуру нельзя построить при помощи палочек (круг) и т. д.
4.Если вытянуть круг, то получится какая фигура? Угадайте и покажите фигуру.
Игра «Считай – не ошибись».
Цель. Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать мышление, внимание.
Ход игры: В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.
«Найди свое место»
Воспитатель беспорядочно выставляет цифры в ряд на полотно. Детям предлагается правильно расположить цифры по порядку от 1 до 5 слева – направо.
Аналогично можно расположить цифры в ряд в убывающем порядке от 5 до 1.
Игра « Какой цифры не стало?»
Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель располагает на полотно ряд чисел от 1 до 5. В игре убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Дети находят цифру и ставят ее на нужное место.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотри таблицу, запомни, как расположены фигуры и разместить свои фигуры на полотне точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. После этого воспитатель поворачивает таблицу обратной стороной к ребенку. Выполнив задание, ребенок рассказывает, как он разместил фигуры, сверяет результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
"Помоги найти"
Цель: - учить раскладывать фигуры на группы - закреплять геометрические фигуры Ход игры: Посмотрите как много разных фигур расположилось на полянке. Наши фигуры потерялись! Помогите им найти свою группу. Мы наши фигуры разложим по форме. Треугольники положим стопочкой друг на друга или в ряд, так же сложим квадраты, круги, овалы.
«Помоги исправить ошибку»
Цель: учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между количеством геометрических фигур и цифрой, обозначающих количество фигур.
Материалы: геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры должны быть одного цвета.) Цифры от 1 до 5.
«Художники»
Цель: Развивать абстрактное мышление.
Ход игры: из геометрических фигур составить рисунок на заданную тему, придумать и построить из геометрических фигур различные образы и фигуры
Игра « Путаница».
Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры.
В игре цифры раскладывают на полотно. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Воспитатель комментирует действия детей.
Игра «Назови соседей»
«Сломанная машина» или «Чего не хватает?»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
Игра «Какой цифры не стало?»
В этой игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку».
Способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится
Дидактическая игра «Продолжи цепочку»
Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать мышление, внимание.
По образцу выложить в определённом порядке геометрические фигуры (например: красный круг, зелёный треугольник), назвать фигуры.
«Много, мало, один»
Воспитатель раскладывает на полотно 3 группы фигур: «много» - 5 квадратов, «мало» - 3 круга и 1предмет – 1 звезда. Воспитатель называет слова : много, мало, один, а дети показывают группу, на которой располагаются «много» - 5 квадратов, «мало» - карточка с 3 кругами и «один» - карточка, где 1 звезда.
Д/и. «Подбери цифру»
Аналогичные игры.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
"Распознавание по форме"
Цель игры – сенсорное развитие, группирование по форме. Закрепить в речи детей названия геометрической формы (круг, квадрат, треугольник). Развитие внимания, восприятия. Расширение словарного запаса. Перемешайте геометрические фигуры и предложите ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.)
Дидактическая игра « Угадай фигуру»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах.
Учитель задает вопросы, дети отвечают. Например:1. Три угла, три вершины, три стороны. (треугольник) 2. Четыре стороны, четыре угла, все стороны равны (квадрат) .3. Четыре стороны, четыре угла, стороны попарно равны (прямоугольник) .4. Какую фигуру нельзя построить при помощи палочек (круг) и т. д.
Развивающая игра "Какая фигура исчезла? "
На полотно прикреплены изображения геометрических фигур. Ребенок внимательно рассматривает картинки и старается их запомнить, затем он отворачивается, а воспитатель прячет одну из фигур. Ребенок поворачивается и пытается узнать. какая из фигур исчезла. угадав фигуру, произносит ее название и описывает ее.