Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Воспитание дружелюбия через игру»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для воспитателей

«Воспитание дружелюбия через игру»

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети

изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще

всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое

обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в

«дочки-матери».

«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр». Между детьми

дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях

формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. И не всегда они

складываются благополучно. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствует

нормальному общению детей, но и могут мешать воспитательно-образовательному

процессу в целом. Поэтому педагог должен быть внимательным и умело корректировать

разногласия. Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо.

Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за

непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно

различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между

родителями и детьми в одной и другой семье.

Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они

предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с

определёнными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений

педагогами широко используется игра. Потребность ребёнка в общении позволяет

педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания,

формирования общественных качеств личности.

Такие игры не могут двигать вперёд физическое, нравственное и умственное

развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети,

однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём

сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские

отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. При таком подходе

дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную

направленность, способствуют их сплочению. У детей игры занимают самое большое

место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися

игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети

быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том,

чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они

были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать

ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем

возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Однако нередко наблюдается и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик

отбирает у одного товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу;

девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает в круг «кошку» - свою

приятельницу. Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных

товарищах по группе, действуют в ущерб им, т. е. их дружба не имеет той моральной

основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование

именно такой основы и должно начинаться в дошкольные годы.

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку

нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его

замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх

развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным

образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной

игрой. С ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не

удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты.

Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и

шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а

перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят

разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать

различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в

пассажира и в водителя.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы,

которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка,

автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно

ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем

куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному.

Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны

внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру

только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В

творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои

представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в

процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок

обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе

игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его

представления, делает их более живыми.

Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал

дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных

играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно

договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей

интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры

продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития

воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре,

тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти

общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи

формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Педагогическое руководство самой игрой и детскими взаимоотношениями имеет свои

особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в тех случаях, когда воспитатель

считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры,

распределения ролей, соблюдения правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя,

дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры,

предоставляющего детям свободу выбора решений.

Игра «Давайте поздороваемся»

Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.

Участники по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто

встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться

именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным

образом:

один хлопок — здороваемся за руку,

два хлопка — здороваемся плечиками,

три хлопка — здороваемся спинками.

Примечание. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

Игра «Запретное движение»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Описание игры. Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

- Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять различные движения, кроме

одного.

Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и т.д.). Дети

повторяют их.

Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание),

которое дети не должны повторять. Даётся сигнал к началу игры. Дети должны повторять все

движения психолога, кроме «запретного».

Примечание. Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить

детей из игры не следует.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области