Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

До принятия христианства правила жизни были растворены в самих текстах, способах их исполнения и передавались непосредственно из уст в уста, что свидетельствует о синкретической природе народной педагогики. Слово, музыка, действие, пространство и время исполнения, сами участники, слушатели и исполнители – все слито в единое целое, оказывая комплексное воздействие на ребенка. Так, уже над колыбелью ребенка звучала песня со свойственной ей неразрывностью содержания и исполнения. «Колыбельная – не только приём наиболее быстрого убаюкивания ребенка, но и средство контакта ребенок – мать, сообщения первоначальной информации об окружающем мире, о его устройстве и взаимоотношениях с человеком» [28].

Музыкальные произведения народного творчества вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории. Трудовые песни зародились во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой древности. «Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда» [20]. Исторические песни возникали по поводу важных явлений в истории народа – таких, которые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений.

Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают, способны к полноценному творчеству. «С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного» [18]. У ребенка вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его.

Частью эстетического воспитания является музыкальное образование. А.Н. Зимина в своей работе «Основы музыкального воспитания и развития» определяет, что «музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.н.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей» [18].

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов.

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребенка. Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно. «Навык вырабатывается в любом виде труда, в любой деятельности, даже если трудовой процесс совершается формально, механически. Способность же к тому виду деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств, творческого отношения» [18].

При организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности.

В процессе систематической работы дети приобретают:

умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей;

проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов;

развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.

Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности. Каждая песня должна исполняться детьми эмоционально, выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненная песня теряет свою эстетическую ценность, и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять, а также внести в нее что-то новое – а это уже импровизация. А импровизация является неотъемлемой чертой народного творчества.

В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества: и это еще одна черта народного творчества – коллективность.

Ю.В. Алиев определяет музыкальное воспитание как: «целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания» [2]. Это определение более объемнее, чем у А. Н. Зиминой, где музыкальное воспитание «процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни» [18]. Интересно что, музыкальное воспитание в «Музыкальной энциклопедии» трактуется как процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, что подходит рамкам нашей темы.

В связи с тем, что образовательная программа, предусмотренная темой данной работы, будет внедрена в практику учреждения дополнительного образования, то в работе мы коснемся школьного возраста. Вначале мы дадим краткую психологическую характеристику детей школьного возраста, обучающихся в ДМШ.

У младших школьников необходимо активизировать разнообразную, и особенно исполнительскую, музыкальную деятельность младших школьников. Чрезвычайно важно в этом возрасте развитие навыков грамотного, выразительного и эмоционального хорового пения. Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.

Постижение лучших образцов народной музыки раскрывающих, прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.

Первокласснику присуще наивно-реалистическое восприятие, характеризующееся непониманием того, что произведение искусства кем-то и для чего-то создано. Он еще недостаточно внимателен к художественной форме произведения. «Затем постепенно, в процессе становления учебной деятельности как ведущей, у первоклассников формируются умения воспринимать значимые единицы художественного текста, проникать в его содержание через форму» [28].

У учащихся первого – второго классов происходит постепенное формирование умений эстетического восприятия формальной и содержательной структуры художественного произведения, а в последующих (третьем – четвертом) классах эти умения получают дальнейшее развитие и позволяют проникнуть в глубины художественного мира произведения и смысла, вовлекать в круг чтения произведения с более сложной художественной формой. «Ученик по существу еще не перестает быть ребенком со всеми присущими детству «атрибутами»: наивностью и доверчивостью, любовью к игре и песне, запасом любознательности и любопытства, верой в свое «светлое будущее» [2].

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты. В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это благоприятный период для формирования познавательного отношения к миру.

«Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы» [44]. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости.

У старших школьников активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне.

Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10 – 11 до 14 – 15 лет. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников.

Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10 – 11-летних – получить у других людей оценку своих возможностей. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12 – 13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14 – 15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении.

У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру).

Они стремятся восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой, к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером.

Подросток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав с взрослым, и по-прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению к взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности.

Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Музыка в любом возрасте вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Содержательное, осмысленное переживание музыки учащимися первых двух классов (7 – 8 лет) основывается, главным образом, на выделении таких динамических характеристик музыкальной речи, как темп, громкость, опираясь на которые дети делают свои заключения об эмоциональном характере прослушанной музыки спонтанно, помимо стимуляции взрослых.

В музыкальном восприятии детей следующей возрастной ступени (9 – 10 лет) наблюдается сравнительно большая точность оценки эмоционального характера музыки: предметное содержание ассоциации наряду с эмоциональным тоном музыкального произведения постепенно становится главной предпосылкой эстетической оценки и выбора.

Значительные сдвиги в музыкальном восприятии, наблюдаемые на следующей возрастной ступени (11 – 14 лет), связаны с формированием личности ребенка, изменением его интересов, накоплением запаса общих и специальных знаний. Лишь к концу этой возрастной ступени обнаруживается явное усиление и углубление эмоциональной отзывчивости на музыку (особенно среди девочек), симптомом чего, например, является возникшая способность усматривать в музыке отражение переживания человека.

Особенности последнего, юношеского этапа развития музыкального восприятия (15 – 17 лет) определяются огромной ролью знаний в области узкой специальности. Учащиеся более или менее хорошо разбираются в жанрах демонстрируемых произведений, выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (лад, тональность, гармонические, тембровые и динамические особенности), анализируют архитектонику произведения, обнаруживая иногда при этом достаточную независимость суждений индивидуальный вкус. Хотя в процессе восприятия и у них нередко возникают различные образы, однако они не столь обильны, как у предшествующей возрастной группы.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

Далее в данной главе мы рассмотрим особенности певческой культуры у детей школьного возраста, необходимые нам в рамках нашей темы.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет легкие и детский голосовой аппарат, способствует выработке правильной осанки у детей. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. «У поющих детей часто облегчается лечение обострений хронических катаров носоглотки и верхних дыхательных путей, хронического тонзиллита» [2].

Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. «В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки» [35].

Особенностью фольклорного ансамбля является хоровое пение.

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

петь песни разного эмоционального содержания;

чувствовать настроение музыкального произведения и передавать его в своем исполнении;

петь двухголосные песни;

соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова).

В старших классах учатся:

оптимально брать дыхание во время пения;

уметь распределять его при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от piano до forte);

сохранять вдыхательную установку;

при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз;

уметь пользоваться цепным дыханием, петь легко, мягко, не форсируя звук;

знать свои голосовые возможности, не злоупотреблять громкостью звучания голоса;

знать, что в тембре и диапазоне голоса могут появиться изменения, связанные с мутацией;

ясно, грамотно произносить текст, петь, соблюдая ритмическую четкость и ясность дикции в песнях с разночтениями в тексте и несовпадением длительностей в партиях голосов;

чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия;

определять характер содержания разучиваемого произведения, давать вариант его интерпретации;

Учащиеся учатся импровизировать:

двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в хар ре музыки;

подголоски к мелодиям песен;

подголоски к мелодиям песен;

мелодии на стихотворные тексты.

Необходимым условием их формирования певческих навыков является певческая установка, под которой понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернуть плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: мгновенная задержка дыхания и выдох со звукообразованием. «Правильное дыхание не только способствует нормальному развитию голоса, но и охраняет голосовой аппарат от заболеваний, улучшает состояние всего организма» [2]. Воспитание дыхания – одного из основных компонентов вокального процесса – требует длительной и терпеливой работы. Если оно воспитывается с детства как естественное чередование вдоха и выдоха, на плавной словесной речи, оно и в старшем возрасте приводит к положительным результатам.

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В дыхании она обеспечивает наилучшие качества певческого звука также является необходимым условием чистоты интонации. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяется цепное дыхание. Усвоение каждым певцом навыков певческого дыхания поможет овладеть наиболее сложным видом хорового дыхания, так называемым цепным дыханием. Это трудный, но необходимый навык; часто цепное дыхание является решающим художественно-исполнительским приемом в передаче содержания произведения. В этом проявляется еще одно свойство народного творчества – коллективность.

Другим важным моментом в вокальной работе с хором является развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Чаще всего причина напряженного, неестественного, крикливого пения – скованный артикуляционный аппарат. Необходимо укреплять мускулы губ, языка; научиться умело, раскрывать рот при пении.

Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать руководителю, для того , чтобы правильно подобрать репертуар. «Различают четыре основных стадии развития голоса: 7 – 9 лет – младший домутационный возраст, 10 – 13 лет – старший домутационный возраст, 13 – 15 лет – мутация, 16 – 18 лет – послемутационный период» [15].

Голосовой аппарата детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7 – 8-летнего ребенка небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12 – 13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее, собраннее. Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков.

Если певческое воспитание учащихся с 1 класса идет правильно, то к 10 – 12-ти годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах у девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Для возраста 13 – 14-ти лет характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в их организме. Физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестает быть главным. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить и перемену в его объеме: некоторые учащиеся, певшие свободно и на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо. При еще чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу иногда сипловатый оттенок.

К 16-ти годам (иногда раньше) у мальчиков в тембре проявляется оттенок будущего взрослого голоса – ученик то поет «новым» голосом, то переходит снова на прежний. Окончательное формирование голоса происходит к 20-ти годам.

Народное творчество синкретично и в фольклорном ансамбле присутствует не только пение, но и музыкально-ритмические движения, соответствующие каждому конкретному музыкальному произведению.

Движение под музыку развивает у школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Музыкальные игровые песни направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжета, музыкальную характеристику персонажей. Например, хороводные – текст которых подсказывает последовательность движений. В русской народной песне сочетается художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа.

В параграфе 1.2 мы определили, что совместное пение, музыкально-ритмические движения, охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положительно влияют на робких, неуверенных в себе детей, создают благодатную атмосферу для индивидуального развития. В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей. На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Говоря о воспитании детей младшего школьного возраста, средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. В период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе.

Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Новообразование критической фазы начала подросткового возраста, чувство взрослости, – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых.

В силу своих возрастных особенностей подвижны, нетерпеливы и не могут, как это необходимо, долго и тщательно работать над песней. Поэтому важно вызвать у них интерес к самому процессу разучивания и в работе давать им возможность проявить активность, инициативу.

Список используемой литературы

Агапкина, Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. [Текст] / Т. А. Агапкина. – М.: Индрик, 2002. – 816 с.

Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. [Текст] / Ю. Б. Алиев, Л. А. Безбородова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. [Текст] / А. К. Байбурин. – М.: Наука, 1993. – 253 с.

Бакланова, Т. И. Народная художественная культура. [Текст] / Т. И. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.

Бачинская, Н. Русское народное музыкальное творчество. [Текст] / Н. Бачинская, Т. Попова. – М.: Музыка, 1974. – 152 с.

Белинский, В. Г. О драме и театре. [Текст] / В. Г. Белинский. – М., Искусство, 1983. – 445 с.

Белякова, Г. С. Славянская мифология. [Текст] / Г. С. Белякова. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. [Текст] / П. Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.

Большая советская энциклопедия. [Текст] / О. Ю. Шмидт. - М.: Советская энциклопедия, 1940. – 427 с.

Брудная, Л. И. Энциклопедия обрядов и обычаев. [Текст] / Л. И. Брудная, 3. М. Гуревич. – СПб.: Респекс, 1996. – 560 с.

Велецкая, Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. [Текст] / Н. Н. Велецкая. – М.: Наука, 1978. – 113 с.

Волков, Г.Н. Этнопедагогика. [Текст] / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

Грашина, М. Языческий календарь. Миф, обряд. [Текст] / М. Грашина, М. Васильев. – М.: Вече Год, 2013. – 388 с.

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Текст] / В. И. Даль. – СПб. – М.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. – 810 с.

Добровольская, И. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. [Текст] / И. Добровольская. – М.: Музыка, 1987. – 122 с.

Жиров, М. С. Феномен музыкального фольклора. [Текст] / М. С. Жиров, Л. П. Сараева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – 152 с.

Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. [Текст] / М. Забылин. – М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. – 607 с.

Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. [Текст] / А. Н. Зимина. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

Золотова, Т. Н. Русские календарные праздники в западной сибири. [Текст] / Т. Н. Золотова. – Омск: ООО Издатель-Полиграфист, 2002. – 234 с.

Зуева, Т. В. Русский фольклор. [Текст] / Т. В. Зуева. – М.: Флинта, 2002. – 400 с.

Карпов, А. В. Язычество, христианство, двоеверие. [Текст] / А. В. Карпов. – СПб.: Алетейя, 2008. – 184 с.

Косарев, М. Ф. Основы языческого миропонимания [Текст] / М. Ф. Косарев. – М.: Ладога-100, 2003. – 352 с.

Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество. [Текст] / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1977. – 378 с.

Левит, С. Я. Культурология. XX век. Энциклопедия. [Текст] / С. Я. Левит. – СПб.: Изд-во фонда поддержки науки и образования, 1998. – 907 с.

Мадлевская, Е. Л. Русская мифология. [Текст] / Е. Л. Мадлевская. – М.: Вече, 2000. – 753 с.

Михайлова, Л. И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре. [Текст] / Л. И. Михайлова. – М.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1998. – 14 с.

Народная культура в современных условиях. [Текст] / Н. Г. Михайлова. – М.: М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2000. – 219 с.

Никитченков, А. Ю. Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе. [Текст] / А. Ю. Никитченков. – М.: Прометей, 2011. – 118 с.

Николюкин, А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. [Текст] / А. Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.

Носова, Г. А. Язычество в православии. [Текст] / Г. А. Носова. – М.: Наука, 1975. – 150 с.

Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. [Текст] / С. И. Ожегов. – М.: Оникс, 2011. – 736 с.

Попович, М. В. Мировоззрение древних славян. [Текст] / М. В. Попович. – Киев: Наукова думка, 1985. – 157 с.

Потебня, А. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов. [Текст] / А. Потебня. – М.: Московский университет, 1865. – 102 с.

Радынова, О. П. Музыкальное воспитание. [Текст] / О. П. Радынова. – М.: Академия, 1998. – 240 с.

Руднев, В. А. Обряды народные и обряды церковные. [Текст] / В. А. Руднев. – Л.: Лениздат, 1982. – 159 с.

Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. [Текст] / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1994. – 790 с.

Рыбаков, Б. А. Народный календарь. [Текст] / Б. А. Рыбаков. – Свердловск: Средне-уральское кнжное издательство, 1980. – 112 с.

Славянская слобода. Календарь языческих праздников. Электрон. дан. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// slavyans. myfhology. info/ calendar/calendar.html

Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных трудов. [Текст] / М. А. Некрасова. – М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. – 172 с.

Сумцов, Н. Ф. Символика славянских обрядов. [Текст] / Н. Ф. Сумцов. – М.: Восточная литература, 1996. – 298 с.

Толмачев, Ю. А. Народное музыкальное творчество. [Текст] / Ю. А. Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

Хилько, М. Е. Возрастная психология. [Текст] / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Наука, 2010. – 194 с.

Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Щербакова, О. С. Этнокультурное воспитание детей и подростков на региональных народно-певческих традициях в условиях досуга. [Текст] / О. С. Щербакова. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2013. – 220 с.

Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора. [Текст] / В. М. Щуров. – М.: Музыка, 2007. – 400 с.

Юдин, А. В. Русская народная духовная культура. [Текст] / А. В. Юдин. – М.: Высшая школа, 1999. – 330 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области