РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «ИНТЕЛЕКТ - КАРТ»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИ МЕТОДА «ИНТЕЛЕКТ - КАРТ»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самореализации. Для детей 4-5 лет- это естественное стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания.

Проблеме познавательной активности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина, И.С.

Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Развитию познавательной активности детей 4-5 лет способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Однако, практика показывает наличие противоречия. Это выражается в том, что современные дети демонстрируют познавательный интерес, но познавательная активность не всегда на высоком уровне, инициативу в самостоятельном использовании знаний, умений в различных видах деятельности зачастую они не проявляют.

Это и привело нас к поиску новых форм, методов развития познавательной активности дошкольников 4-5 лет, которые не только позволят ребенку стать субъектом собственного познания, но и образовательную деятельность сделать увлекательнее.

На наш взгляд, таким универсальным методом является метод «интеллект-карт».

Данный метод стал известен в отечественной педагогике во второй половине XX века благодаря книгам Тони Бьюзена «Супермышление», «Научите себя думать». Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован В.М.Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

Свойства «интеллект-карт»

- Наглядность (в интеллект-карте наглядность представлена максимально: в виде предметов; объектов; рисунков и порядка действий с ними);

- Привлекательность (хорошая интеллект-карта всегда имеет эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Как говорит Т.Бьюзен «настраивайтесь на создание красивых карт»);

- Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использования цвета и образа, интеллект-карта легко запоминается);

- Своевременность (кроме этого она помогает выявить недостаток информации);

- Творчество (а так же стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения познавательной задачи);

- Возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить еще лучше содержательную информацию, дополнить ее новыми идеями).

Кроме этого, интеллект-карта предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелок, шрифтов).

Уникальность интеллект-карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей.

Кроме этого, интеллект-карта предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелок, шрифтов.

Интеллект – карты мы начали составлять с детьми 4-5 лет. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Первым нашим опытом стало создание карты на тему "Зима". Совместно с детьми и родителями мы подобрали материал, примерно определили зоны- секторы, в которых его разместили. Интеллект- карта, находясь в группе весь сезон, дополняясь по мере необходимости, стала одним из важных элементов развивающей среды. Следующую интеллект-карту мы создали, учитывая некоторые нюансы. Так, разделение на секторы стало более чётким.

В рамках реализации экологического проекта «День Земли», мы создали интеллект-карту «Земля – наш дом!», объединив в себе содержание нескольких интеллект-карт, создаваемых по разным подтемам: «Времена года»; «Животные»; «Растения»; «Я сберегу тебя, Земля» и другие.

Опыт показал, начинать использовать интеллект - карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Например, в области  социально-коммуникативного развития на этапе развития сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте интеллект-карта помогает  детализировать сюжет, описать возможные ролевые действия участников игры.

В старшем дошкольном возрасте интеллект – карта может помочь детям на этапе «сговора» спланировать свою деятельность, подготовить или изготовить элементы атрибутов  для сюжетно-ролевой игры.

В области речевого развития -  интеллект-карта используется,  мной совместно с детьми,  как наглядная схема для составления описательных рассказов, пересказов с последовательно развивающемся сюжетом, а так же  при развитии самостоятельного словесного творчества детей.

В области познавательного развития  с помощью интеллект – карты мы формируем осознанные познавательные действия и собственную творческую активность  в детях. Не заменима интеллект-карта в проектной  деятельности с детьми, позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать выводы.

Уже сегодня дети и сами предлагают новые «тропинки-веточки», основанные на неожиданных вопросах. И не всегда просто удержать интерес детей к какой-то теме и выйти вместе с ними на путь исследования, шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.

 Искренняя увлеченность взрослого играет очень большую роль в мотивации взаимного интереса ребенка, и я не скрываю, если и сама что-то узнала или осмыслила впервые

Инновационность моего опыта работы заключается в том, что задействованы все участники образовательных отношений, и во всех случаях ребёнок является самым активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт, что удовлетворяет его естественное стремление к познанию и самостоятельной творческой деятельности.

Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития познавательной активности и познавательного интереса свидетельствует об эффективности выбора данного метода. Изучение проводилось с использованием диагностических методик М.Б.Шумаковой, Л.Н.Прохоровой, В.С.Юркевич.

В результате, отмечается положительная динамика (на 30% больше) в развитии познавательной активности детей 4-5 лет. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают познавательное содержание темы, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и стараются устанавливать причинно-следственные связи.

Считаю, что опыт, представленный мной, имеет практическую значимость, так как его можно использовать в любой дошкольной образовательной организации, и он является средством развития познавательной активности детей 4-5 лет и развитию профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.08.2020