Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Декоративно-прикладное искусство Башкортостана

Цель приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов. Задачи Продолжать знакомить детей с бытом древних башкир Дать понятие народного декоративного искусства, выразительного создания образов башкирского искусства Продолжать воспитывать любовь к Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам. Развивать эстетическое чувство и вкус

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «ЖЕМЧУЖИНКА» Г.БЕЛОРЕЦК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конспект ООД в старшей группе №12 «Кашалотик»

Воспитатель: Хужиахметова З.Р.

г. Белорецк, 2019

Тема: «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана»

Цель: приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с бытом древних башкир

Дать понятие народного декоративного искусства, выразительного создания образов башкирского искусства

Продолжать воспитывать любовь к Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам.

Развивать эстетическое чувство и вкус

Оборудование: компьютер, проектор, грамзаписи башкирских мелодий, логико – смысловая схема «Башкирский орнамент», образцы геометрических и растительных узоров башкирского орнамента, предметы быта (полотенца, посуда).

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Все вместе мы отправимся в мир искусства, в мир красоты и творчества народных умельцев нашего края.

-Скажите, в какой республике мы живем?

(звучит башкирская мелодия, исполняемая на курае,на фоне музыки педагог читает стихотворение).«Башкирия! Моя земля и небо!Моя любовь, мой соловьиный край.Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.Мне жаль того, кому не пел курай.

Вы знаете, ребята. Вчера 20 марта, был юбилей нашей Республики, Башкортостану исполнилось 100 лет. 100 лет назад образовалась наша республика со своей столицей, которая как называется? Уфа

И конечно же,у нашей республики есть свой флаг, герб и гимн. Найдите на экране флаг и герб Башкортостана. (игра )

- Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы услышали, когда я читала стихотворение?- Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием?Да, курай - это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить об узорах, создаваемых руками народных мастеров. У каждого народа своя культура, свое искусство, свои узоры.

-Посмотрите, сколько у нас здесь много изделий. Как ВЫ думаете, кто их сделал? Башкирские мастера

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир Башкирии,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в Башкирии

Чудо люди—мастера!

- С давних времен башкиры ткали, вышивали, изготавливали и украшали ковры, покрывала башкирским орнаментом Рассмотрим один коврик. Какими узорами украсили его?

- Изготавливали и расписывали узорами деревянную посуду . (показываю деревянные изделия в группе). У вас на столах лежат разрезные картинки ковша для кумыса – напиток, который делают из молока лошади. В парах попробуйте собрать всю картину. Занимались резьбой по дереву. Чем украшали ложки? Делали бочонки для меда

Давайте посмотрим нарядную одежду башкир Головной убор женщин назывался каштан, он украшался из монет, кораллов, бисера. Платье –кулдэк- тоже был украшен красивыми лентами. Носили жилетку- камзул. На груди был хакал. Его тоже украшали кораллами в виде сетки, монетами. Считалось, чем больше монет, тем богаче женщина.

Мужчины большую часть времени проводили верхом на лошади, поэтому носили широкие штаны- салвар. Рубашка –кулдэк была обязательно длинная, до колен. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку- колаксын.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем быте, жизни, роде, природе, проявляли любовь к родному краю.

Украшали башкиры изделия узорами, которые наз-ся орнаментом. Рассматривая орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры? Симметрично повторяются, идут друг за другом

Башкирский орнамент делится на 2 группы: геометрические и растительные узоры.

Предлагаю рассмотреть основные фигуры:

Кускар- бараньи рога- символ скотоводства, плодородия, трав

Сердечко- гостеприимство народа

Солярный знак – знак солнца, тепла, жизни

Ромб- символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

-Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?

- треугольники, ромбы, зигзаги, круги, завитки, параллельные косые линии, розетки

-Какие цвета преобладают в башкирском орнаменте? Белый, красный, желтый, зеленый, черный

Игра «Найди башкирский орнамент»

Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. Проведем конкурс на лучшее оформление башкирской мужской рубашки. На партах у вас лежат заготовки рубашек, которые вы и будете украшать.

Мы знаем уже немало элементов башкирского орнамента. Сегодня познакомимся с еще одним элементом «Пастбище». Посмотрите, как он выглядит, как его рисовать. (показ). Возможно кто-то украсит свою рубашку этим элементом.

Физкультминутка

Мы узоры изучали и немножечко устали

А теперь давайте с вами мы подвигаем руками

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем

А потом их разведем и скорей к себе прижмем

А теперь быстрей-быстрей хлопай, хлопай веселей!

В руки кисточку возьмем,

Дружно мы ее взмахнем

В небе солнце нарисуем

В речке волны обведем

На курае поиграем

Меж ладоней покатаем

Крепко мы ее сожмем

Рисовать сейчас начнем

Посмотрите, какие раньше были рубашки. Украшены воротники, рукава и низ рубашки. На воротниках были кисточки. Но ваша рубашка может быть иным, без кисточек. Воротник можно украсить бусинками в виде точек, лентами в виде полосок. Украсить полностью рубашку узорами.

Кто уже придумал какими элементами башкирского орнамента будет украшать рубашку?

Правила:

- рубашку кладем на подложку, чтобы не испачкать стол

-чтобы узоры получились яркими и тоненькими, нужно рисовать кончиком кисточки или полным ворсом? Кисточку сильно мочить не надо, иначе узоры расплывутся.

-Выставка работ. Какие узоры нарисовали? Какими цветами?

И напоследок хочу пожелать Вам, ребята, чтобы бережно относились к изделиям народного искусства, любили свою Родину. Спасибо за занятие

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области