Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Взаимодействие педагога-музыканта с родителями учащегося на начальном этапе обучения в детской школе искусств»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств города Пугачёва Саратовской области»

Методический доклад:

Взаимодействие педагога-музыканта с родителями учащегося

на начальном этапе обучения в детской школе искусств.

Казакова Т.В. преподаватель

отделения «Специальное фортепиано»

г.Пугачев 2019 г

Гуманистическая направленность современного дополнительного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников. Работа с родителями занимает немаловажное место в воспитании и успешном обучении детей в ДШИ. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь - семья.

К сожалению, в настоящее время педагог может столкнуться с различными проблемами в отношениях семьи и школы. Наиболее распространёнными, на мой взгляд, являются:

- чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;

- недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах;

- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у их детей.

К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как к «кружку» или «секции», где ребёнок проводит своё свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе. Однако исследователи музыкальной педагогики и психологии выдвигают ряд аргументов в пользу обучения музыке. В том числе положительные аспекты, формирующиеся в процессе занятий в музыкальной школе, а именно:

1. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину ребёнка: заниматься на инструменте надо регулярно. Систематичность занятий воспитывает характер, упорство и выдержку.

2. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности: он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

3. Играющие и поющие дети лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику: фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи человека.

4. Музыкальное образование помогает ребёнку в понимании компьютера. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, сплошь иерархичного и структурного.

5. Музыкальные занятия развивают навыки общения (коммуникативные навыки).

6. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности, и ребёнок с таким опытом в будущем не «завалит» серьёзный экзамен, собеседование при приёме на работу, ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах, приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Учитывая данные положительные аспекты, многие семьи привлекают своих детей к обучению в музыкальной школе. С точки зрения реализации музыкально-образовательной стратегии со стороны семьи предполагается:

- адекватная диагностика задатков ребёнка, его способностей, возможностей, личностных особенностей, интересов, предпочтений, желаний;

- осмысление ближайших и отдалённых перспектив получения ребёнком музыкального образования, определения уровня притязаний;

- выбор музыкально-образовательного учреждения.

Кроме того, на этапе первоначального погружения в систематические музыкальные занятия – помощь ребёнку в установлении контакта с педагогом; освоение нового распорядка дня и тренингового вида домашних заданий; поддержка при первых успехах и неудачах; наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребёнка, предупреждение ситуаций эмоционального дискомфорта. Задача педагога - оказать помощь семье и одновременно усилить её ответственность за воспитание подрастающего поколения. Можно предложить следующие виды педагогической помощи ребёнку силами членов его семьи:

1. Организация домашней музыкальной среды, которая включает в себя: звуковую среду (ненавязчивое звучание музыки, отвечающей критериям физического и психического здоровья ребёнка и обогащающей его педагогически целесообразными художественными впечатлениями); предметную среду (наличие музыкальных игрушек, элементарных и профессиональных музыкальных инструментов, позволяющих ребёнку обретать опыт самостоятельной музыкальной деятельности; информационную среду (наличие источников, посредством которых ребёнок получает аудио-, видео- информацию о музыкальном искусстве.

2. Создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, которая способствует естественности общения ребёнка с музыкальным искусством, музыкальному самообразованию и успешности домашних музыкальных учебных занятий.

Кроме того, можно предложить ряд рекомендаций, направленных на совершенствование музыкально-педагогического процесса и установления тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком и его семьёй:

1. Присутствие на уроке родителей или членов семьи. Учащиеся дошкольного или младшего школьного возраста просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога в виду малого объёма памяти, недостаточной концентрации внимания и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают первоочередными помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней работы, составленный совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность её выполнения.

2. Приобщение к концертной деятельности: посещение музыкальных театров, концертных программ филармонии и других концертных площадок города. Кроме того, родители не должны быть безразличными к концертам , в которых принимает участие ребёнок. Такие концерты полезны с музыкально-просветительской точки зрения (можно адекватно оценить уровень исполнения своего ребёнка и сравнить с другими ребятами, а ребёнок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей).

3. Домашние концерты, организованные к семейным праздникам или другим праздничным датам. Можно предложить ребёнку, кроме подготовки музыкальных номеров, оформить пригласительные билеты или самостоятельно приглашать гостей по телефону. Несколько советов по проведению домашних концертов:

а) Не приглашать слишком много гостей, на присутствие кого-то кроме домашних должно быть обязательно – это повышает ответственность юного музыканта.

б) Во время концерта нельзя разговаривать, ходить по комнате, делать замечания, т.е. создать атмосферу настоящего концерта.

в) Необходимо наградить игру ребёнка аплодисментами, несмотря на уровень исполнения, сказать одобряющие слова. Юный музыкант должен почувствовать, что его игра нравится другим, приносит слушателям удовольствие.

г) Совместное музицирование с кем-то из взрослых или сверстников. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнёрских отношений, взаимной поддержки.

Одной из важнейших форм взаимодействия педагога с семьёй является беседа, в ходе которой выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребёнка, его интересы и увлечения, мотивация учения и т.д.). Успешность (или не успешность) такого взаимодействия во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его общения. Вот некоторые рекомендации в общении с родителями:

1. Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству.

2. Во время беседы изучайте индивидуальные особенности, цели, методы и традиции семейного воспитания. Учитывайте личные интересы родителей.

3. В первой фазе беседы придерживайтесь нейтрального состояния, не включайтесь в ситуацию разговора эмоционально. Жалобы и претензии выслушивайте молча, оставайтесь вежливыми и доброжелательными. Можно использовать нейтральные фразы – «Успокойтесь», «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю». Это поможет родителю успокоиться, и он будет готов к конструктивному диалогу. Во второй фазе необходимо организовать равноправное взаимодействие – проявлять открытость, принимать чувства родителей, показывать любовь к ребёнку (это снимет психологическую защиту), подчёркивать значимость родителей в воспитательном процессе. Можно использовать фразы типа: «Я хотел бы с Вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с Вами наши действия…», «Мне нужна Ваша помощь…».

4. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка, ищите наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

5. Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.

Работа семьи и педагога-музыканта по воспитанию ребёнка и формированию у него любви к музыкальным занятиям одинаково сложна и интересна. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

Литература:

Зак А., Мадорский Л. Ваш ребёнок – ученик музыкальной школы (Электронный ресурс). – http: //www.7ya.ru/pub/music/

Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу (Текст)//Музыкальная психология и психотерапия, 2009 - №6 – с. 75-78

Матвеева Л.В. Педагогическое сопровождение ребёнка и семьи в процессе музыкального образования (Текст)// Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр./ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – с. 63-80

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога (Текст). 4-е издание. – М.: Музыка, 1982. – 300 с., портр., ил., нот.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области