Измалкова Ольга Валерьевна
Еловская Наталья Васильевна
МБДОУ №96
г. Иркутск
Праздники и праздничное общение
Праздник – это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребёнка, его становления как личность.
У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песен, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и не словесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить «роскошь человеческого общения», но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои «песенные или стиховые» таланты.
В прошлые времена детство не было изолировано от мира взрослых. И в будни, и в праздники дети и взрослые находились вместе. Дети чётко знали своё место и свои роли в любом праздничном действе. Подготовка к празднику и была обучением: учили и шить, и готовить, и ремонтировать, и петь, и плясать, и играть.
Праздник воспринимался детьми как время наслаждения общением, общностью близких и незнакомых людей, как радость коллективного действа. У каждого праздника «своя идея» (Л.Н.Толстой), своя историческая основа.
В наши дни празднуются, отмечаются в семьях и детских садах многие христианские праздники (Рождество, Крещение, Пасха, Троица и др.), народные календарные (Масленица). Идёт приобщение и к международным праздникам, таким как День Любви (День Святого Валентина), День Благодарения, День Земли.
Остались с нами и полюбившиеся в советские временна День 8 Марта, День Защитников Отечества (23 февраля), 1 Мая, который стал называться Днём Весны и Труда, и, конечно же, «праздник со слезами на глазах» - День Победы – 9 Мая.
Как же в наши дни проводить в детском саду праздники, чтобы дети развивали коммуникативные способности, обогащались интеллектуально, нравственно, чтобы не чувствовали себя исполнителями чужой воли или потребителями «шоу-продукции», а приобщались к истокам родной и мировой культуры?
Включенность детей в проживание событий как подготовки, так и проведение праздника будет зависеть от профессионального мастерства педагога. Ему придётся быть сценаристом, режиссером-постановщиком, исполнителем-артистом, руководителем, дизайнером-оформителем, гримёром, костюмером, а также знатоком фольклорных текстов и игр, традиций и ритуалов. Помогут воспитателю, конечно же, музыкальный руководитель и методист. Без участия родителей в подготовке и проведении народных праздников в наше время не обойтись. Значит, педагог должен проявить все организаторские умения, способности и таланты, чтобы приобщить родителей воспитанников к праздничному действу. При этом – никакой «обязаловки», важно суметь «заразить» родителей положительным отношением к событию, помочь осознать важность совместного праздничного действа и общения.
Именно на празднике, который даёт возможность чувствовать себя раскрепощено, ребёнок усваивает эталоны, нормы поведения: «как надо и как не надо». Лучшим воспитателем становится радость: от игр, от общения, от демонстрации своих способностей, от «сюрпризности», от полученного выигранного приза, подарка, комплимента.
Предлагаем «эскиз сценария» праздника. Именно «эскиз», так как считаем, что давать полный сценарий не стоит не только потому, что он лишает педагога творчества, но и потому, что невозможно проводить в детской группе ни одного мероприятия без учёта особенностей конкретных детей, их родителей и педагогов.
День рождения
День рождения дети считают вторым праздником после Нового года по той радости, которую ощущают от ожидания события, от подарков и поздравлений.
Домашняя часть Дня рождения обычно у каждой семьи своя, оригинальная, а в детских садах нередко сводится только к угощениям да хороводу-поздравлению. Для разнообразия дня, который, «к сожалению, только раз в году», предлагаем некоторые советы-рекомендации.
Каждый ребёнок будет счастлив, если в этот день он посидит на троне – специальном стульчике, задрапированном, украшенном под трон; если подержит в руках «веточку пожеланий» или «скипетр именинника».
Всем детям и имениннику будет интересно услышать «Летопись жизни». «Летопись заранее готовят родители, оформляя её фотографиями и маленькими комментариями из жизни наследника (наследницы). Для удобства «летопись можно сделать из рулона плотной бумаги, чтобы можно было расстелить на полу или вывесить, раздвинув на целую стену. А можно сделать «летопись» и из нескольких «папок для бумаг», их легко будет поставить в виде гармошки. Главное в «летописи» - фотографии и её главы.
I глава – «Как мама и папа меня ждали (моего появления)»
II глава – «Вот какой я родился (родилась)».
III глава – «До года я научился сам кушать, немножко ходить и разговаривать».
IV глава – «В два года я уже научился говорить, сам одеваться, играть».
V глава – «В три года у меня появились новые умения и друзья».
VI глава – « В четыре года я многое стал уметь делать сам».
VII глава - -«Сегодня мне пять лет; я умею… У меня есть замечетельные друзья… Я хочу, чтобы в шесть лет я умел… знал… Я мечтаю…».
Для зрительной ориентировки каждую «эпоху» длиной в год желательно оформить на бумаге другого цвета. Цифру, равную возрасту, написать чётко, ярко, крупно (1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет), дату рождения поместить на «титульной странице», можно оформить и знак Зодиака.
Когда именинник будет в центре круга детей сидеть на «троне», перед ним расположат его «летопись», которую прочитает воспитатель. При чтении возможна небольшая импровизация, например: «Пять лет назад в такой-то День у мамы и папы Левчук наконец-то появился Дима. Он был вот таким ( показывает фотографию в «летописи»). Дима ничего не умел – только ел спал, а потом он постепенно стал всему учиться» и т.д. «Сейчас Дима взрослый мальчик. Мы любим его за доброту, щедрость, за его маленькие шалости любим тоже…»
В ритуале именин непременно будет «поздравительная часть», когда каждый из детей подойдёт к Диме и скажет свои слова. Эти слова нужно придумать заранее, посоветоваться с родными, выбрать самые красивые и добрые из семейного «золотого запаса». А Диме тоже нужно заранее научиться красиво отвечать благодарностью на поздравления.
В день рождения обязательно будут вручение подарков-самоделок, «сладкий стол» с задуванием свечей на именинном пироге (торте), хоровод «Как на Димины именины», песни, стих, игры, конкурсы, сюрпризы.
Поздравительную газету, которую оформят дети, газету-коллаж с добрыми словами, записанными воспитателем, обычно хранят долго. Не только до следующих именин.