Театр - путь к формированию личности.
Существует вид искусства, который всегда будет пробуждать в человеке лучшие качества. Это, безусловно, театр. В нем аккумулируется захватывающее, вдохновляющее, доброе, поучительное и величественное. Поэтому важно, чтобы дети ходили в театр. Это помогает сформировать кругозор, понять, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, путешествовать во времени. Как и литература, театр рисует полную картину жизни во всех оттенках цветовой гаммы.
Ради чего существует театр? Можно с уверенностью ответить – ради праздника добрых чувств. Ведь театр – это глубокое море, волны которого – вдохновение, талант, творчество, дарят зрителю радость от встречи с прекрасным искусством. А эта радость по невидимым нитям возвращается к актерам, заставляя их создавать каждый раз новый и неповторимый спектакль. Между прочим, театру не однажды предрекали гибель. Но он каждый раз выживал. Выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером, ведь искусству, которое служит для зрителя, суждена долгая жизнь.
Во многих детях, действительно, с детства виден артистический талант: играя, они перевоплощаются то в одного, то в другого персонажа, а иногда так мастерски вживаются в роль, что, наблюдая за ним, можно только восхищаться! Но, бывает и прямо противоположная ситуация: ребёнок замкнут, застенчив, плохо и неправильно говорит, заменяя звуки в речи. И той, и другой категории детей, могут быть показаны занятия в театральной отделении.
Так и в нашей Хандыгской детской школе искусств совсем недавно открылось театральное отделение «Фантазия». Программа обучения 4 года.
Освоение содержания программы обучения создает условия для развития творческого, коммуникабельного, инициативного человека, имеющего осознанные интересы, разносторонние знания и умения в области театрального искусства и культуры, способного применить их на практике. Все это способствует личностному саморазвитию учащихся, осознанию ими самих себя и своего места в обществе.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
На индивидуальном уроке «Основы сценической речи» проводятся упражнения для язычка и дыхательная гимнастика, что укрепляет дыхательную систему ребенка, его здоровье. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Вначале уделяется особое внимание сценической речи актеров: правильности и четкости произношения, определенной громкости, темпу, выразительности. Не стоит забывать и об особенностях поведения персонажа, всё это они изучают на уроке «Основы актерского мастерства». Дети часто сами придумывают движения. Иногда они отыскивают такие детали, что можно удивиться: как сам до этого не додумался?! Но хочется отметить, что только в теплой, душевной обстановке учащиеся могут полностью раскрепоститься, раскрыть свои способности и преобразиться.
А так же в нашем отделении проходят групповые занятия, такие как «Музыкальный театр», «Кукольный театр». Ученики овладевают техникой работы в жанре кукольного театра. Введение «Основ мастерства актера с куклой» как части учебного плана театрального отделения школы искусств обусловлено тем, что в кукольном театре дети могут выразить свои актерские способности, не зажимаясь, не боясь открытой сцены и глаз зрителя. Большое значение для воспитания внешней актерской техники имеют сопутствующие театральные дисциплины «Театральные игры» и «Сценическое движение».
Менторский тон наставника здесь не уместен. Дети могут слегка пошутить и пошалить, даже вместе с педагогом. Ну что ж, устройте перерыв! Пусть вы затратите больше времени, но зато, какая будет отдача! Вы увидите воодушевленную игру, счастливые глаза и приобретете новых друзей.
После общих репетиций наступает время отрабатывать отдельные эпизоды. Следующий этап – это стыковка. Опять репетиция всего спектакля, но уже добавляется музыка, звуковые и световые эффекты, выставляются декорации.
Наконец, генеральная репетиция, когда актеры выходят на сцену в костюмах. Это очень важно!
Костюм указывает на недочеты или, наоборот, вселяет уверенность, с его помощью делаются открытия, и просто к нему нужно немного привыкнуть. При неудачах ни в коем случае не надо паниковать, говорить: «Ничего у вас не получится»…. Это вселяет в детей неуверенность, страх перед выступлением, и, как результат, скованная игра, разочарование. Желательно подбодрить ребят, сказать «У нас все получится!», «Я в вас верю!».
Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни.
Каждое из отделений школ имеет свои преимущества, но театральное благодаря синтетической природе искусства театра предоставляет учащимся наибольшие возможности для развития творческих и креативных способностей. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Для ребенка актера, как и для ребенка зрителя, это в первую очередь мир сказок, тайн и волшебства. Это страна, где правит Добро. Это путешествие, возвращаясь из которого он уносит в своей душе самые светлые чувства. А для ребенка-актера это еще и благоприятная среда для самовыражения и самореализации, возможность «найти себя», преодолеть свои комплексы и страхи.