Конспект по формированию целостной картины мира
«Какая бывает осень»
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках трех периодах осени: ранняя, золотая, поздняя, особенности их проявления в растительном и животном мире.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
Развивающие:
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Воспитывать творческую личность.
Предварительная работа:
o Наблюдения за живой и неживой природой.
o Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
o Рассматривание картин и репродукций об осени.
o Чтение художественной литературы.
o Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень», фотографии изменения окраса диких животных.
Организационный компонент
Воспитатель приглашает детей на ковёр. Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею. А художники и поэты воспели её красоту в своих произведениях, обращает внимание на выставку: репродукции картин Левитана, Поленова.
- Давайте полюбуемся нашей выставкой и послушаем звуки осени
Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Осень наступила», спрашивает детей о времени года и о признаках. Уточняет и обобщает ответы. Сообщает, что осень можно разделить на три периода.
Дидактическая игра «Осень какая?»
- Если светит солнце - солнечная
- Если идет дождь - дождливая,
- Если дует ветер – ветреная,
- Если холодно – холодная,
- Если пасмурно – пасмурная,
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если ясно – ясная.
- Если тепло –теплая.
- Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.
- Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.
- Сентябрь обычно называют ранней осенью. В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (выслушивают ответы детей)
- Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?
- Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.
- Почему погода становится прохладной? (ответы детей)
- Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из цветов, дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.
- Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это? (показываем детям картинки.
Физминутка «тучи в небе хмурятся»
Тучи в небе кружатся (дети покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица (ходьба на мечте)
День осенний хмурится (руки на пояс, повороты)
Листопад на улице (кружатся)
По дороге стелется желтая метелица. ( легкий бег)
- Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе(выслушиваем ответы детей)
- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Послушайте:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)
- Какое явление можно наблюдать?
- Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как? (картинки)
- А как выдумаете, чем заняты люди в этот период? (выслушивает ответы детей и уточняет, что на селе много работы)
- Затем наступает поздняя осень - ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?
- Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая.
- Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.
- Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.
Ответы детей.
- Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай. А на прощанье я предлагаю вам сделать коллективную работу «Ёж» отпечатками своих ладошек.