Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок литературы в 9 классе "Великое счастье жить на Земле, многострадальной голубой планете"

1. На основе анализа рассказов С. Никитина выявить авторское отношение к раскрытию философской проблемы счастья, смысла человеческой жизни. 2. Побудить учащихся задуматься над вопросом о смысле собственной жизни, помочь им подняться на уровень философских обобщений. 3. Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве писателя-владимирца С.Никитина, вызвать в них восхищение писателем как яркой, неповторимой личностью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 37»

УРОК литературы в 9 классе

« Великое счастье жить на земле, многострадальной голубой планете» /по творчеству владимирского писателя

Сергея Никитина/.

Учитель литературы

высшей категории: Федорова И.А.

2019 г.

ТЕМА УРОКА: « Великое счастье жить на земле, многострадальной голубой планете» /по творчеству владимирского писателя Сергея Никитина/.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. На основе анализа рассказов С. Никитина выявить авторское отношение к раскрытию философской проблемы счастья, смысла человеческой жизни.

2. Побудить учащихся задуматься над вопросом о смысле собственной жизни, помочь им подняться на уровень философских обобщений.

3. Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве писателя-владимирца С.Никитина, вызвать в них восхищение писателем как яркой, неповторимой личностью.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ НА УРОКЕ:

Репродуктивный.

Эвристический.

Исследовательский.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Монологически организованная речь.

Развернутые ответы на вопросы учителя в ходе беседы.

Восприятие и конспектирование лекции.

Сообщения по самостоятельным наблюдениям (по тексту).

Иллюстрации учащихся к рассказам С. Никитина.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

Портрет С. Никитина.

Выставка книг С. Никитина.

На доске высказывания писателя и высказывания о нем:

«Жизнь моя прошла, как большой праздник. Я радовался тому, что отдавал людям… Уходя, я оставляю им всеи через это остаюсь вместе с ними»

/С. Никитин /

«Ты – народ, живи в нем органично, как атом кислорода в атмосфере земли»

/С. Никитин /

«Он привлек к себе внимание вдумчивым отношением к вечному, непреходящему»

/Татьяна Малышева /

На урок приглашена супруга С. Никитина Клара Михайловна Никитина, принявшая участие в беседе вместе с ребятами.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Вся мировая литература, начиная с самых ранних эпох своего существования заставляла человека задумываться над вопросом о том, во имя чего существует он. Что такое жизнь, что такое смерть – об этом размышляют герои Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Эти проблемы не обходятся ни одним вдумчивым и серьезным писателем. Именно поэтому нам понятны слова Т. Малышевой, сказанные о нашем земляке, владимирском писателе Сергее Никитине: «Он привлек к себе внимание вдумчивым отношением к вечному, непреходящему». А раз эти проблемы вечны, они важны и сегодня для каждого из нас.

- Я просила вас, ребята, провести опрос среди ваших сверстников, среди учителей школы и записать результаты этого своеобразного интервью на тему: Как я понимаю счастье? В чем я вижу смысл своей жизни?

(Следуют ответы учащихся, смысл которых в том, что большинство людей видит счастье в материальном благополучии, в хорошей работе, семье. Некоторые ребята с удивлением сообщают, что даже учителя порой затрудняются ответить на вопрос о том, что такое счастье.)

ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ: Из ваших сообщений о проведенных интервью видно, что вопрос о счастье – вопрос очень сложный, на который нельзя дать однозначного ответа. И каждый человек отвечает на него по-своему. Для большинства людей счастье – это определенное состояние в какой-то момент жизни, связанное с определенным ощущением.

Обратимся к рассказам Сергея Никитина и попытаемся определить, как он в своих произведениях решает проблему счастья и смысла человеческой жизни.

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ:

Обратимся к рассказу «Бубенчик».

Система вопросов:

Раскройте смысл названия рассказа.

Примерный ответ учащихся: «Рассказ называется «Бубенчик», так как этим словом называет герой рассказа Егор свою жену Галину. Значение этого слова в рассказе несколько раз меняется. «Бубенчик» - по отношению к маленькой девчушке – это звучит ласково и нежно. Но по отношению к взрослой Галине слово приобретает иной оттенок: пренебрежительно-раздражительный».

Отношение Егора к Галине показано в динамике. Как оно меняется и почему?

Галина вначале знакомства приводила Егора в восторг своей красотой, легким отношением к жизни, веселым, общительным характером. Но постепенно Егор понимает, что у его хорошенькой жены нет ничего за душой: нет никаких интересов, нет любопытства, нет желания активно вмешаться в жизнь. Она живет, как трава, Егор сравниваете с «бубенчиком», с «птичкой».

С помощью каких словесных приемов показывает автор изменение характера взаимоотношений героев?

Во-первых, через восприятие Егора Никитин показывает занятия Галины,

подчеркивая, что она все время спит. Слово «спит» приобретает здесь двоякий

смысл: физиологический сон и нравственный. Галина была похожа на маленькую, кругленькую, «сытую изящную» кошечку. Всем хотелось «приласкать и погладить ее». Но у Егора это вызывало раздражение: «Он чувствовал, что сильно раздражен, и если будет продолжать говорить с женой, то в конце концов начнет кричать, а она плакать».

Каков смысл введения в рассказ образа Воркуевой? Почему образ жизни Воркуевой вызывает у Галины Дмитриевны резкий протест?

Воркуева своим появлением в рассказе лишний раз дает почувствовать Галине Дмитриевне бессмысленность и нелепость ее собственной жизни. Воркуева, по словам Галины, «работает от зари до зари, мотается с мокрыми от росы ногами по бригадам, обедает наскоро». Разве это счастье? Но Александра Сергеевна считает себя счастливой, так как жизнь ее полна смысла. И ради этого смысла она готова терпеть неудобства и неприятности.

Никитин – автор открытых оценок. Какова, по-вашему мнению, авторская позиция? Как она проявляется?

Никитин сочувствует Егору, раскрывая его внутренние мысли, их драматизм: «Как могло случиться, что он – талантливый, трудолюбивый и на самом деле всю жизнь трудившийся человек – мог увлечься этой праздной, ограниченной женщиной и даже жениться на ней? Как мог он проглядеть, что она эгоистична, пошла и некультурна?»

Но автор нигде в рассказе не раскрывает внутренних мыслей Галины Дмитриевны, потому что она вообще не мыслит.

Каков смысл финальной сцены рассказа?

Егор, приехав из деревни, не мог заставить себя идти домой, ему хотелось потолкаться на вокзале, в станционном буфете, ему хотелось скорее бежать в институт, чтобы быть с людьми, чтобы работать.

Обратимся еще раз к словам автора, которые раскрывают смысл отношения Никитина к жизни: «Ты – народ, живи в нем органично, как атом кислорода в атмосфере земли». Это ключ к авторскому пониманию сложной философской проблемы счастья.

Итак, обобщим, как же понимает счастье каждый из героев Никитина и как раскрывается в рассказе авторская позиция?

1). Какой из рассказов Никитина представляется вам наиболее интересным в плане проявления авторского отношения к решению проблемы счастья?

/Учащимся было предложено заранее прочитать рассказы «Семь слонов», «Тряпки», «Голубая планета», «Огуречный агроном»/. Ученики выбрали для обсуждения рассказ С. Никитина «Тряпки».

2). Как вам представляется, кто из героев рассказа ближе автору? Почему?

Во-первых, автору ближе И.Ф. Тролль, так как именно от лица этого героя ведется повествование в рассказе. Как и герою рассказа «Бубенчик», Троллю чужды самые, казалось бы, близкие люди: жена и дочь. Они эгоистичны, расчетливы, меркантильны. Тролль видит счастье в любимом труде: он занимается наукой. Но все блага жизни за то, что он в лабораториях вдыхает ядовитые пары, достаются его жене и дочери, пустой и эгоистичной.

Во-вторых, автору близок Владимир Андреевич своим отношением к жизни, тем, что ему чужд иждивенческий подход к окружающим людям.

3). Как в этом рассказе раскрывается сквозная авторская мысль: «Великое счастье – жить на Земле, многострадальной голубой планете»?

По мнению автора, счастье – это жить на Земле, но жить осмысленно, наполнено во имя какой-то цели. Тролль видит счастье в занятиях наукой, Владимир Андреевич – в писательском труде. Они заняты созидательным трудом. Их жизнь преображает планету. Они умеют находить счастье даже в самых обыденных вещах: в умении доить корову, косить траву, печь хлеб.

4). Система образов рассказа строится на принципе противопоставления. Как использует Никитин художественную деталь в целях раскрытия образов героев?

Повествуя о своих любимых и нелюбимых героях, автор умело использует в рассказе художественную деталь. Например, один из знакомых Инги носил красные носки. Эта деталь назойливо повторяется в рассказе, как бы обезличивая их владельца.

О Владимире Андреевиче автор скажет, что на лице его часто было выражение усталой грусти, но без всяких признаков «мощного презрения», свойственного окружению Инги.

Учитель: Таким образом, Никитин – автор открытых оценок. Акцентирование нашего внимания на каких-то выразительных деталях позволяет автору определить свою жизненную позицию, обозначить свой авторский взгляд на мир. По моему мнению, этот взгляд Никитина особенно ярко выражен в прекрасных словах писателя, сказанных о себе как о человеке, по-настоящему счастливом: «Жизнь моя прошла, как большой праздник. Я радовался тому, что отдавал людям… Уходя, я оставляю им все и через это остаюсь вместе с ними».

Второй урок может быть посвящен заслушиванию самостоятельных исследований учащихся по поставленной проблеме на материале других рассказов С. Никитина и «защита» иллюстраций к произведениям писателя.

К.М. Никитина охотно отвечала на вопросы учащихся относительно прототипов рассказов С. Никитина, о том, почему так много произведений у писателя о счастье и о счастливых людях.

Прозвучал взволнованный рассказ о Сергее Никитине как писателе и своеобразной, неповторимой личности. В конце встречи К.М. Никитина ответила согласием на предложение бывать в школе по возможности чаще, так как учащимся интересны рассказы очевидцев, людей, близко знавших и хорошо помнящих этого исключительно талантливого человека земли Владимирской – Сергея Никитина.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: А что же такое счастье в моем понимании?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области