Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогический проект "Звёздочка, зажгись"

Цель создать и опробовать в рамках одной группы систему мероприятий по выявлению и развитию особых способностей детей. Задачи Разработать план мероприятий, направленных на выявление и развитие способностей воспитанников группы разработать план взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности и организации сопровождения одарённых детей Создать условия для реализации намеченных мероприятий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №43

Для детей 5-6 лет

(ОО «Познавательное развитие»)

Выполнила:

воспитатель старшей группы №3

Перелыгина О.В.

пгт. Мегет

2019 г.

Аннотация

Данный проект - это попытка создания системы выявления и развития особых способностей детей старшего возраста в рамках одной группы.

Проект основывается на имеющихся современных методиках (представлен теоретический обзор), а также включает некоторые авторские задумки.

Проблема

Педагоги и детские психологи как никто другой знают как легко погасить искорку детской любознательности, подорвать у ребёнка веру в себя: 2-3 раза отмахнулся от детских вопросов, проявил равнодушие или даже пренебрежение к детской поделке, рисунку… И всё! Искорка погасла. Возможно, человек так никогда и не узнает, что у него были особые способности. Многие считают, что настоящий талант себе дорогу пробьёт. Не забудем, однако, что талантливые дети – особые: нередко ранимые, обидчивые, часто неудобные в общении. Таким детям очень трудно расти, а педагоги и, тем более родители, не знают как им помочь.

Вывод один: всем нам необходимо учиться, проводить исследовательскую работу, обмениваться опытом.

Актуальность

Государству нужны талантливые люди! Именно они – творческие, увлечённые, смелые - способны по-новому посмотреть на многие привычные вещи, открыть новые пути развития каждого человека и всей страны в целом.

Государству нужны успешные люди! Такие люди рано осознали свои склонности и лучшие возможности, научились добиваться своей цели достойными методами. Они нашли своё место в жизни, получают удовольствие и удовлетворение от своей деятельности и приносят наибольшую пользу обществу.

Перед педагогами поставлена непростая и очень ответственная задача: «Формировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей…» (Национальный проект «Успех каждого ребёнка» 2019-2024 г.г.). Предлагаемый педагогический проект будет способствовать решению поставленной государством задачи.

Паспорт проекта

Тема: «Звёздочка, зажгись!»

Руководитель проекта: воспитатель старшей группы №3 Перелыгина О.В.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интегративные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети старшей группы №3 (5-6 лет), второй воспитатель группы Евдокимова В.П., музыкальный руководитель Кузнецова Л.И., инструктор по физкультуре Иванова Т.И., методист МБДОУ №43 Клоц Н.В., психолог МБДОУ №43 Деменёва А.В., родители.

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный сентябрь – апрель 2019-20 г.г.)

Объект исследования: дети старшего возраста группы №3.

Предмет исследования: выявление и создание условий для развития особых способностей детей.

Партнёры: МБДОУ ДО Мегетская школа искусств, спортивная секция по футболу, театральная студия, кружки дополнительного образования при МБДОУ №43.

Гипотеза: если удастся разработать и внедрить в жизнь группы теоретически обоснованные мероприятия для выявления особых способностей детей, каждый ребёнок осознает область своих интересов, станет более активным, самостоятельным, добьётся значительных успехов в выбранном направлении.

Цель проекта

Создать и опробовать в рамках одной группы систему мероприятий по выявлению и развитию особых способностей детей.

Задачи:

Изучить современную методику раскрытия и развития способностей детей старшего дошкольного возраста;

Разработать план мероприятий, способствующих выявлению и развитию способностей воспитанников группы;

Разработать план взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности и организации сопровождения детей в развитии их особых способностей;

Создать условия для реализации намеченных мероприятий;

Проанализировать результаты работы над проектом.

Материалы и оборудование:

Оснащение центров детской деятельности согласно рекомендациям программы «От рождения до школы»; обогащение центров дополнительными пособиями и материалами, их «специализация» в зависимости от запросов детей, маркировка центров.

Организация постоянной выставки детских работ «Мои успехи»;

Игрушка для выбора детьми самостоятельной деятельности (Выбирайка);

Пособие для детей «Хочу узнать…» (выбор темы детско-родительских проектов).

ИКТ-материалы: фильмы познавательного содержания.

Формы работы и методы, которые, предположительно, будут использованы в работе над проектом:

На первом этапе воспитатели проведут начальную диагностику, используя обычную диагностику, предлагаемую основной программой «От рождения до школы»; с помощью различных методов педагогической диагностики (таких как наблюдение, беседа, опрос родителей, диагностики по Н.А.Коротковой) исследуют личностно-психологические особенности воспитанников.

На втором этапе педагоги будут использовать более точные и более специфичные методы, в том числе и тесты. При этом диагностировать будут детей, проявивших особые способности, выявленные на первом этапе. Будут использованы: «Опросник для выявления одарённых детей» А.А.Лосевой, «Опросник креативности» Дж.Рензулли в адаптации Е.Е.Туник, родители – заполнят «Карту одарённости» А.И.Савенкова. Психолог и воспитатели, знакомые с психологическими, поведенческими особенностями, присущими большинству одарённых детей, будут внимательно наблюдать за ними, фиксируя результаты наблюдений в специальном дневнике.

Помня о том, что любые тесты несут в себе значительную возможность ощибки, что нередко яркие проявления особых способностей ребёнка постепенно могут угаснуть или, наоборот, оставаться скрытыми долгое время, основными методами останутся: длительное наблюдение за воспитанником на протяжении всего пребывания в детском саду, изучение продуктов его творчества. Совместно с узкими специалистами и психологом будут подбираться различные, наиболее подходящие для каждого ребёнка, методики для определения развития творческих, интеллектуальных, социально-коммуникативных, моторных способностей, составляться маршрутные листы сопровождения.

Задачей воспитателей будет координация действий всех заинтересованных лиц (педагогов, психолога, родителей, детей), создание наиболее благоприятных условий для развития особых способностей каждого ребёнка и его положительного личностного развития. При педагогическом сопровождении детей постоянно будут использоваться проблемно-поисковые методы, метод проектов, личностно-ориентированный подход, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, дифференцированное обучение, деятельность в группах по интересам, предоставление детям свободного выбора вида деятельности при решении общей для группы задачи, применение детьми на практике своих способностей и умений.

Предполагаемый результат работы над проектом

Каждый воспитанник группы найдёт наиболее интересное для себя дело (или направление) и добьётся в нём определённых успехов; повысится самооценка детей, их целеустремлённость; дети научаться работать в команде и совместно планировать свою деятельность; многие из них преодолеют психологические барьеры, мешающие раскрытию их способностей.

Взрослые – педагоги и родители – повысят свою педагогическую грамотность и научатся правильно сопровождать детей в развитии их способностей и личностном становлении.

Часть Ι

Нормативно-правовая база

За последнее десятилетие в Российской Федерации приняты следующие документы, направленные на выявления и поддержание одарённых детей:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы , утверждённая распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792-р;

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ Д.А.Медведевым 3 апреля 2012 г.;

Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015г. № 1239;

Национальный проект «Образование» на 2019 -2024 г.г., утверждённый 24 декабря 2018 г., подпроект «Успех каждого ребёнка». Куратор национального проекта заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голикова, руководители национального проекта министр просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильева, министр науки и высшего образования М.М.Котюков.

Часть ΙΙ

Этапы работы над проектом

Подготовительный

Воспитатели

Совместная работа воспитателей и детей

Родители,

родители и дети

Изучение нормативно-правовой базы, теории, программ по сопровождению одарённых детей.

Подготовка информационного уголка

для родителей по проекту

Родительское собрание

Подготовка маршрутных листов совместно с узкими специалистами, психологом, медицинским работником.

Первоначальная диагностика по программе «От рождения до школы»

Подготовка небольшого

концерта для родителей

Заполнение анкет «Способности Вашего ребёнка»;

Ознакомление с материалами информационного уголка

«Звёздочка, зажгись!»

Подготовка к родительскому собранию, посвященному развитию способностей детей.

Обсуждение маршрутов детей и внесение корректировки.

Получение согласия родителей на психолого-педагогическую диагностику их детей.

Основной этап

Воспитатели

Совместная работа воспитателей и детей

Родители,

родители и дети

Исследование личностно-психологических особенностей детей группы №3, подготовка педагогических рекомендаций по работе с воспитанниками

Выявление особых способностей детей по методике А.А.Лосевой, Дж.Рензулли (адапт. Е.Е.Туник)

Создание детских групп по интересам

Создание условий для успешной работы групп по интересам

Консультация «Что такое детско-родительский проект?»

Помощь по просьбе детей.

Подготовка практических заданий детям (группам)

Организация участия в конкурсах разного уровня

Ведение дневников наблюдений за особо одарёнными детьми,

своевременная корректировка педагогической деятельности

Ведение детских портфолио, организация персональных выставок

Организация совместных с родителями мероприятий

Организация и проведение родительских клубов, соответствующих детским группам по интересам.

Мастер-классы, посвящённые развитию тех или иных способностей детей

Консультация «Все ли дети талантливы?»

Консультация «Риски в воспитании одарённых детей»

.

Участие в тестировании, беседы с воспитателем;

сюжетно-ролевые игры (по Н.А.Коротковой)

Участие в конкурсе чтецов,

в подготовке к празднику Осени,

участие в муниципальном конкурсе по изодеятельности,

участие в осеннем оформлении коридора.

Составление маршрутных карт деятельности групп по интересам

Обсуждение с детьми, что они хотели бы сделать (поставить цель), как достичь этой цели, что необходимо для деятельности.

Фиксирование выработанного с детьми плана работы в группе

Обучение началам исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову)

Выполнение отдельными детьми и группами общественно-полезных практических заданий (по оформлению, подготовке подарков, изобретению рациональных способов уборки снега, подготовке репортажа и т.д.)

Подготовка и участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах

Просматривание своих портфолио, участие в организации своей выставки

Активное участие детей

Активное участие детей

Активное участие детей

Написание эссе «Всё самое лучшее о моём ребёнке»;

Заполнение опросника «Интересы и занятия моего ребёнка»

Заполнение «Карты одарённости» А.И.Савенкова

Помощь в создании условий для работы в группах по интересам;

Ознакомление с планами работы групп, внесение своих предложений, поддержка задумок детей

Работа над детско-родительскими проектами (по выбору детей);

презентация проектов.

Помощь детям по их просьбе или совместная деятельность

Помощь в подготовке к мероприятиям, в оформлении наградных документов.

Индивидуальные собеседования с родителями

Помощь в ведении портфолио

Совместные мероприятия с родителями: «Наша династия», «Самая спортивная семья», «Семейные увлечения» и др.

Конкурс семейных стенных газет «Талантливые люди»

Активное участие родителей.

Проведение мастер-классов самими родителями (бабушками, дедушками).

Проведение в форме «Круглого стола»

Заключительный этап

Воспитатели

Воспитатели и дети

Родители,

родители и дети

Отчёт о работе по проекту: в виде презентации для родителей;

Отчёт и презентация для воспитателей;

Самоанализ.

Отчёты о работе в группах, фотовыставки, творческие выступления и т.д.

Награждения детей,

Праздник талантов

Помощь детям в подготовке к групповым отчётам

Награждение активных родителей

Использованная литература

Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет». Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2014.

Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Программа «Одарённый ребёнок». Изд-во «Новая школа», М., 1992 г.

И.А.Лыкова, А.И.Буренина. «Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии». Издательский дом «Цветной мир», М., 2012 г.

Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы. Диагностический журнал. Старшая группа» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград, Изд-во «Учитель, 2011г.

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники), составитель Е.В.Дьяченко. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2013 г.

Развитие одарённых детей. Программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Авторы-составители Н.В.Алексеева, С.Е.Андриенко, Н.Г.Видова и др. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2010 г.

Часть ΙΙ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области