Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №43
Для детей 5-6 лет
(ОО «Познавательное развитие»)
Выполнила:
воспитатель старшей группы №3
Перелыгина О.В.
пгт. Мегет
2019 г.
Аннотация
Данный проект - это попытка создания системы выявления и развития особых способностей детей старшего возраста в рамках одной группы.
Проект основывается на имеющихся современных методиках (представлен теоретический обзор), а также включает некоторые авторские задумки.
Проблема
Педагоги и детские психологи как никто другой знают как легко погасить искорку детской любознательности, подорвать у ребёнка веру в себя: 2-3 раза отмахнулся от детских вопросов, проявил равнодушие или даже пренебрежение к детской поделке, рисунку… И всё! Искорка погасла. Возможно, человек так никогда и не узнает, что у него были особые способности. Многие считают, что настоящий талант себе дорогу пробьёт. Не забудем, однако, что талантливые дети – особые: нередко ранимые, обидчивые, часто неудобные в общении. Таким детям очень трудно расти, а педагоги и, тем более родители, не знают как им помочь.
Вывод один: всем нам необходимо учиться, проводить исследовательскую работу, обмениваться опытом.
Актуальность
Государству нужны талантливые люди! Именно они – творческие, увлечённые, смелые - способны по-новому посмотреть на многие привычные вещи, открыть новые пути развития каждого человека и всей страны в целом.
Государству нужны успешные люди! Такие люди рано осознали свои склонности и лучшие возможности, научились добиваться своей цели достойными методами. Они нашли своё место в жизни, получают удовольствие и удовлетворение от своей деятельности и приносят наибольшую пользу обществу.
Перед педагогами поставлена непростая и очень ответственная задача: «Формировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей…» (Национальный проект «Успех каждого ребёнка» 2019-2024 г.г.). Предлагаемый педагогический проект будет способствовать решению поставленной государством задачи.
Паспорт проекта
Тема: «Звёздочка, зажгись!»
Руководитель проекта: воспитатель старшей группы №3 Перелыгина О.В.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интегративные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети старшей группы №3 (5-6 лет), второй воспитатель группы Евдокимова В.П., музыкальный руководитель Кузнецова Л.И., инструктор по физкультуре Иванова Т.И., методист МБДОУ №43 Клоц Н.В., психолог МБДОУ №43 Деменёва А.В., родители.
Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный сентябрь – апрель 2019-20 г.г.)
Объект исследования: дети старшего возраста группы №3.
Предмет исследования: выявление и создание условий для развития особых способностей детей.
Партнёры: МБДОУ ДО Мегетская школа искусств, спортивная секция по футболу, театральная студия, кружки дополнительного образования при МБДОУ №43.
Гипотеза: если удастся разработать и внедрить в жизнь группы теоретически обоснованные мероприятия для выявления особых способностей детей, каждый ребёнок осознает область своих интересов, станет более активным, самостоятельным, добьётся значительных успехов в выбранном направлении.
Цель проекта
Создать и опробовать в рамках одной группы систему мероприятий по выявлению и развитию особых способностей детей.
Задачи:
Изучить современную методику раскрытия и развития способностей детей старшего дошкольного возраста;
Разработать план мероприятий, способствующих выявлению и развитию способностей воспитанников группы;
Разработать план взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности и организации сопровождения детей в развитии их особых способностей;
Создать условия для реализации намеченных мероприятий;
Проанализировать результаты работы над проектом.
Материалы и оборудование:
Оснащение центров детской деятельности согласно рекомендациям программы «От рождения до школы»; обогащение центров дополнительными пособиями и материалами, их «специализация» в зависимости от запросов детей, маркировка центров.
Организация постоянной выставки детских работ «Мои успехи»;
Игрушка для выбора детьми самостоятельной деятельности (Выбирайка);
Пособие для детей «Хочу узнать…» (выбор темы детско-родительских проектов).
ИКТ-материалы: фильмы познавательного содержания.
Формы работы и методы, которые, предположительно, будут использованы в работе над проектом:
На первом этапе воспитатели проведут начальную диагностику, используя обычную диагностику, предлагаемую основной программой «От рождения до школы»; с помощью различных методов педагогической диагностики (таких как наблюдение, беседа, опрос родителей, диагностики по Н.А.Коротковой) исследуют личностно-психологические особенности воспитанников.
На втором этапе педагоги будут использовать более точные и более специфичные методы, в том числе и тесты. При этом диагностировать будут детей, проявивших особые способности, выявленные на первом этапе. Будут использованы: «Опросник для выявления одарённых детей» А.А.Лосевой, «Опросник креативности» Дж.Рензулли в адаптации Е.Е.Туник, родители – заполнят «Карту одарённости» А.И.Савенкова. Психолог и воспитатели, знакомые с психологическими, поведенческими особенностями, присущими большинству одарённых детей, будут внимательно наблюдать за ними, фиксируя результаты наблюдений в специальном дневнике.
Помня о том, что любые тесты несут в себе значительную возможность ощибки, что нередко яркие проявления особых способностей ребёнка постепенно могут угаснуть или, наоборот, оставаться скрытыми долгое время, основными методами останутся: длительное наблюдение за воспитанником на протяжении всего пребывания в детском саду, изучение продуктов его творчества. Совместно с узкими специалистами и психологом будут подбираться различные, наиболее подходящие для каждого ребёнка, методики для определения развития творческих, интеллектуальных, социально-коммуникативных, моторных способностей, составляться маршрутные листы сопровождения.
Задачей воспитателей будет координация действий всех заинтересованных лиц (педагогов, психолога, родителей, детей), создание наиболее благоприятных условий для развития особых способностей каждого ребёнка и его положительного личностного развития. При педагогическом сопровождении детей постоянно будут использоваться проблемно-поисковые методы, метод проектов, личностно-ориентированный подход, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, дифференцированное обучение, деятельность в группах по интересам, предоставление детям свободного выбора вида деятельности при решении общей для группы задачи, применение детьми на практике своих способностей и умений.
Предполагаемый результат работы над проектом
Каждый воспитанник группы найдёт наиболее интересное для себя дело (или направление) и добьётся в нём определённых успехов; повысится самооценка детей, их целеустремлённость; дети научаться работать в команде и совместно планировать свою деятельность; многие из них преодолеют психологические барьеры, мешающие раскрытию их способностей.
Взрослые – педагоги и родители – повысят свою педагогическую грамотность и научатся правильно сопровождать детей в развитии их способностей и личностном становлении.
Часть Ι
Нормативно-правовая база
За последнее десятилетие в Российской Федерации приняты следующие документы, направленные на выявления и поддержание одарённых детей:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы , утверждённая распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792-р;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ Д.А.Медведевым 3 апреля 2012 г.;
Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015г. № 1239;
Национальный проект «Образование» на 2019 -2024 г.г., утверждённый 24 декабря 2018 г., подпроект «Успех каждого ребёнка». Куратор национального проекта заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голикова, руководители национального проекта министр просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильева, министр науки и высшего образования М.М.Котюков.
Часть ΙΙ
Этапы работы над проектом
Подготовительный
Воспитатели | Совместная работа воспитателей и детей | Родители, родители и дети |
Изучение нормативно-правовой базы, теории, программ по сопровождению одарённых детей. Подготовка информационного уголка для родителей по проекту Родительское собрание Подготовка маршрутных листов совместно с узкими специалистами, психологом, медицинским работником. | Первоначальная диагностика по программе «От рождения до школы» Подготовка небольшого концерта для родителей | Заполнение анкет «Способности Вашего ребёнка»; Ознакомление с материалами информационного уголка «Звёздочка, зажгись!» Подготовка к родительскому собранию, посвященному развитию способностей детей. Обсуждение маршрутов детей и внесение корректировки. Получение согласия родителей на психолого-педагогическую диагностику их детей. |
Основной этап
Воспитатели | Совместная работа воспитателей и детей | Родители, родители и дети |
Исследование личностно-психологических особенностей детей группы №3, подготовка педагогических рекомендаций по работе с воспитанниками Выявление особых способностей детей по методике А.А.Лосевой, Дж.Рензулли (адапт. Е.Е.Туник) Создание детских групп по интересам Создание условий для успешной работы групп по интересам Консультация «Что такое детско-родительский проект?» Помощь по просьбе детей. Подготовка практических заданий детям (группам) Организация участия в конкурсах разного уровня Ведение дневников наблюдений за особо одарёнными детьми, своевременная корректировка педагогической деятельности Ведение детских портфолио, организация персональных выставок Организация совместных с родителями мероприятий Организация и проведение родительских клубов, соответствующих детским группам по интересам. Мастер-классы, посвящённые развитию тех или иных способностей детей Консультация «Все ли дети талантливы?» Консультация «Риски в воспитании одарённых детей» . | Участие в тестировании, беседы с воспитателем; сюжетно-ролевые игры (по Н.А.Коротковой) Участие в конкурсе чтецов, в подготовке к празднику Осени, участие в муниципальном конкурсе по изодеятельности, участие в осеннем оформлении коридора. Составление маршрутных карт деятельности групп по интересам Обсуждение с детьми, что они хотели бы сделать (поставить цель), как достичь этой цели, что необходимо для деятельности. Фиксирование выработанного с детьми плана работы в группе Обучение началам исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову) Выполнение отдельными детьми и группами общественно-полезных практических заданий (по оформлению, подготовке подарков, изобретению рациональных способов уборки снега, подготовке репортажа и т.д.) Подготовка и участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах Просматривание своих портфолио, участие в организации своей выставки Активное участие детей Активное участие детей Активное участие детей | Написание эссе «Всё самое лучшее о моём ребёнке»; Заполнение опросника «Интересы и занятия моего ребёнка» Заполнение «Карты одарённости» А.И.Савенкова Помощь в создании условий для работы в группах по интересам; Ознакомление с планами работы групп, внесение своих предложений, поддержка задумок детей Работа над детско-родительскими проектами (по выбору детей); презентация проектов. Помощь детям по их просьбе или совместная деятельность Помощь в подготовке к мероприятиям, в оформлении наградных документов. Индивидуальные собеседования с родителями Помощь в ведении портфолио Совместные мероприятия с родителями: «Наша династия», «Самая спортивная семья», «Семейные увлечения» и др. Конкурс семейных стенных газет «Талантливые люди» Активное участие родителей. Проведение мастер-классов самими родителями (бабушками, дедушками). Проведение в форме «Круглого стола» |
Заключительный этап
Воспитатели | Воспитатели и дети | Родители, родители и дети |
Отчёт о работе по проекту: в виде презентации для родителей; Отчёт и презентация для воспитателей; Самоанализ. | Отчёты о работе в группах, фотовыставки, творческие выступления и т.д. Награждения детей, Праздник талантов | Помощь детям в подготовке к групповым отчётам Награждение активных родителей |
Использованная литература
Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет». Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2014.
Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаева. Программа «Одарённый ребёнок». Изд-во «Новая школа», М., 1992 г.
И.А.Лыкова, А.И.Буренина. «Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии». Издательский дом «Цветной мир», М., 2012 г.
Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы. Диагностический журнал. Старшая группа» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград, Изд-во «Учитель, 2011г.
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники), составитель Е.В.Дьяченко. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2013 г.
Развитие одарённых детей. Программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Авторы-составители Н.В.Алексеева, С.Е.Андриенко, Н.Г.Видова и др. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2010 г.
Часть ΙΙ