Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет
Кружок «Волшебные краски»
Воспитатель: Кулешова С. Р.
2018-2019г.
Пояснительная записка
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия «Волшебные краски». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельносВ силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества
Задачи:
-Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
-Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
-Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
-Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Методы и приёмы используемые на занятиях :
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ) ;
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки) ;
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные) ;
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения, сравнение двух техник)
Принципы работы с детьми:
-доступность отбираемого материала;
-постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
-индивидуальный подход к детям;
-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых,
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Форма и методы реализации программы:
-групповая и индивидуальная работа с детьми;
-выставки творческих работ в группе;
-консультации для родителей и педагогов;
-оформление предметно-окружающей среды.
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции.
Театрализованная деятельность:
Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов.
Физическая культура:
Использование здоровьесберегающего принципа. Для реализации данного принципа предлагается: ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; осваивать навыки рационального дыхания (необходимые при обучении рисованию воздушными фломастерами) с помощью дыхательных упражнений; использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
Музыка:
Музыкатерапия – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия.
Коммуникация:
Использование на занятиях художественного слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие качества:
-инициативность;
-самостоятельность;
-любознательность;
-наблюдательность;
-воображение, фантазия, образное мышление;
-творческие способности;
-склонность к экспериментированию;
-способность к принятию решений.
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
-о выразительных средствах искусства
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
-создавать композицию, используя выразительные средства изобразительного искусства
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Перспективное планирование
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1
Тема: «Радуга дуга» («заливка»)
Цели: познакомить детей с понятием «заливка», со свойствами материалов, закрепить понятия «виды и жанры изобразительного искусства», названия цветов спектра, холодными и теплыми цветами, создать эмоционально благоприятный настрой на изобразительное творчество.
Занятие 2
Тема: «Весёлые кляксы» (кляксография)
Цели: познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Занятие 3
Тема: «Улетает наше лето» (смешивание цветов)
Цели: создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Располагать изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу. Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рассказывать о том, что нарисовали. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Занятие 4
Тема: «Бабочки» (монотипия)
Цели: познакомить со способом изображения «монотипия», продолжать работу с гуашью и акварелью, с инструментами, необ ходимыми для освоения материалов, развивать воображение, абстрактное мышление, чувство прекрасного.
Занятие 5
Тема: « Букет осени» (воскография)
Цели: познакомить детей с восковыми мелками и их свойствами (мягкостью, яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду), научить интересному и выразительному сочетанию восковых мелков и акварельных красок; научить выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы.
Занятие 6
Тема: «Осенние мотивы» (раздувание краски)
Цели: познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности; помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка) что даёт случайный, непредсказуемый эффект.
Занятие 7
Тема: «Я шагаю по ковру из осенних листьев» (печать по трафарету)
Цели: познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
Занятие 8
Тема: «Осенние дары» (пластилинография)
Цели: познакомить детей с рельефным изображением в скульптуре, развивать умение «раскрашивать» пластилином по контуру. продолжать освоение техники в цвете, правильно компоновать изображение на плоскости.
Октябрь
Занятие 1
Тема: «Вот она какая, осень золотая» (восковые мелки и акварель)
Цели: учить выделять выразительные средства, характерные для поэтических и музыкальных произведений о природе, сопоставлять и анализировать их; формировать умение использовать в рисунках художественные свойства изобразительных материалов для создания образа природы; развивать фантазию и творческий подход к изображению.
Занятие 2
Тема: «Рябинка» (пластилинография)
Цели: учить создавать изображение растений, передавать их характерные особенности, живописность, грамотно располагать изображение на плоскости, развивать эстетические чувства.
Занятие 3
Тема: «Осеннее дерево («обрывная аппликация»)
Цели: закреплять приемы техники, развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические чувства.
Занятие 4
Тема: «Невиданный зверь» (материалы по выбору)
Темы: развивать умение выбирать материалы для создания образа, самостоятельность, активность в поисках способов изображения.
Занятие 5
Тема: «Фруктовый натюрморт»
Цели: продолжать учить создавать композицию по правилам живописного изображения, передавать красоту фруктов, используя многочисленные оттенки цветов, получая их самостоятельно, развивать эстетические чувства.
Занятие 6
Тема: «Красивый зонтик» (объемная аппликация)
Цели: продолжать осваивать навыки объемной аппликации, декоративного оформления предмета, развивать мелкую моторику, чувство ритма, цветовой гармонии.
Занятие 7
Тема: «Деревья смотрят в озеро» (монотипия)
Цели: продолжить знакомство детей с рисованием двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику
Занятие 8
Тема: «Ёжик» («тычок» жесткой полусухой кистью)
Цели: научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела «тычками» без предварительной прорисовки, дополнять деталями.
Ноябрь
Занятие 1
Тема: «Животные наших лесов («тычок» жёсткой кистью)
Цели: воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.
Занятие 2
Тема: «Волшебные петли»
Цели: воспитывать эстетическое восприятие природы; учить изображать животных; развивать цветовосприятие и чувство композиции.
Занятие 3
Тема: «Волшебные фигуры» (цветные карандаши)
Цели: развивать умение видеть в геометрической фигуре изображение предмета или объекта, дорисовывать изображение необходимыми деталями, развивать воображение, фантазию.
Занятие 4
Тема: «В подводном мире» (ладонная, пальчиковая живопись)
Цели: совершенствовать умение в изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.
Занятие 5
Тема: «Дождик, дождик, капелька».
Цели: раширять представления о графике, продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности, сочетать воедино действия со словами стихотворения. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к природе.
Занятие 6
Тема: «Живописная нить»( ниткография)
Цели: познакомить с техникой, развивать мелкую моторику, воображение, фантазию, чувство прекрасного.
Занятие 7
Тема: «Зебра» ( рисование крупой.)
Цели: учить рисовать крупой, чередуя гречку и рис. Учить тщательно намазывать клей на основу и приклеивать крупу ровным слоем. Развивать мелкую моторику, воображение, фантазию.
Занятие 8
Тема: «Подводный мир» (аппликация из сухих растений)
Цели: учить составлять сюжетное изображение с использованием природного материала, располагать композицию грамотно, развивать воображение, мелкую моторику, эстетические чувства.
Ноябрь
Занятие 1
Тема: «Первый снег»
Цели: учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
Занятие 2
Тема: «Пингвины на льдинах» (печать по трафарету)
Цели: учить наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов, используя технику «тычка».
.
Занятие 3
Тема: «Снегири на ветках»
Цели: формировать у детей обобщенное представление о птицах; пробуждать интерес детей к известным птицам; расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя технику «тычка».
Занятие 4
Тема: «Снежинки» (воскография)
Цели: учить изображать явление природы на бумаге; продолжать учить наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета.
Занятие 5
Тема: «Зимний вечер»
Цели: закреплять навыки симметричного вырезания (фигурки людей, домики), использовать прием обрывания(деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу, развивать творчество детей.
Занятие 6
Тема: «Зимний лес»
Цели: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить рисовать зимний лес, используя воскографию.
Занятие 7
Тема: «Ёлочка нарядная» (рисование пальчиками, оттиск поролоном, аппликация)
Цели: закрепить умение изображать ёлочные игрушки, новогодний праздник, использую смешанные техники изображения, развивать эстетические чувчтва.
Занятие 8
Тема: «Умка» (воскография + аппликация ватой и фольгой)
Цели: учить равномерно наносить клей на силуэт, заклеивать ватой внутри контура. Воспитывать аккуратность.
ЯНВАРЬ
Занятие 1
Тема: Чудо, чудо-Рождество (пастель, акварель, поролоновые палочки- печатки)
Цели: познакомить с православным праздником Рождества, развивать образную память, инициативность в художественном творчестве, творческие способности, приобщать к историческим традициям русского народа.
Занятие 2
Тема: «Зимушка-Зима»
Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении произведений художников; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита; рисовать зимний пейзаж в технике тампонирования.
Занятие 3
Тема: «Пурга» (рисование «по мокрому» и «набрызгом»)
Цели: Закрепить умение рисовать «по – мокрому». Учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме; закреплять знаний детей о цветообразовании; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Занятие 4
Тема: «Наши зимние забавы» (гуашь + поролоновые палочки- печатки)
Цели: Закрепить умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм, развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Занятие 5
Тема: «Морозные узоры на окне» (свеча+акварель)
Цели: Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры; учить детей работать свечой (или белым восковым мелком). Воспитывать эстетическое отношение, развивать творческие способности.
Занятие 6
Тема: «Зимние напевы» (набрызг)
Цели: Вызвать эмоциональный отклик на изображение зимнего пейзажа, учить самостоятельно, придумывать композицию рисунка.
Занятие 7
Тема: «Снежная королева» (мятая бумага, живопись по – мокрому)
Цели: Учить изображать снег, лед, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах.
Занятие 8
Тема: «Зимний лес» (работа с солью)
Цели: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарный запас образной лексикой. Учить рисовать зимний лес, используя бросовый материал.
Февраль
Занятие1
Тема: «Полярная ночь» ( рисование зубными щётками).
Цели: продолжать учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности, используя технику рисования зубной щёткой
Занятие 2
Тема: «Снеговик» ( обрывная аппликация)
Познакомить с техникой отрывной аппликации, учить наклеивать кусочки бумаги внутри контура. Учить дорисовывать детали подручными средствами.
Занятие 3
Тема: «Укрась варежки» ( печатанье, рисование ватными палочками)
Цели: тренировать умение делать аккуратные печати, учить составлять орнамент. Воспитывать аккуратность.
Занятие 4
Тема: «Придумай и дорисуй» ( материалы по выбору детей)
Цели: учить детей создавать новые образы. Развивать воображение.
Занятие 5
Тема: «Красивые снежинки» Нетрадиционная техника: рисование солью, манной крупой.
Цели: развивать умение соблюдать симметрию, воспитывать аккуратность.
Занятие 6
Тема: «Наша Армия родная» (рисование+ аппликация)
Цели: продолжать развивать умение сочетать в работе различные материалы, воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.
Занятие 7
Тема: «Аквариум» (свеча+акварель)
Цели: продолжать освоение с художественных техник, развивать чувство композиции и цвета.
Занятие 8
Тема: «Масленица» (акварель + пастель)
Цели: Познакомить с происхождением древнего праздника, его традициями, учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность.
МАРТ
Занятие 1
Теиа: «Подарок маме» (торцевание)
Цели: продолжать освоение «торцевания» при изображении мимозы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.
Занятие 2
Тема: «Весна в гости к нам спешит» (рисование на пластике)
Цели: Учить создавать образ весны, закрепить знания о портретной живописи, развивать образное представление, воображение.
Занятие 3
Тема: «Витраж»
Цели: познакомить с витражом, учить детей рисовать эскиз витража, развивать творческие способности.
Занятие 4
Тема: «Ранняя весна» (монотипия пейзажная)
Цели: воспитывать эстетическое восприятие природы и её изображения в пейзажах; учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветерок); совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны.
Занятие 5
Тема: «Весенние цветы» (рисование углем)
Цели: Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру.
Занятие 6
Тема: «Матрёшка» (нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками)
Цели: Ознакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушкой; Развивать умение украшать силуэт матрешки. Формировать эстетический вкус и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности.
Занятие 7
Тема: «Космическое пространство» (граттаж)
Цели: учить создавать изображение звёздного неба, используя гуашь, воск, мыльные пузыри, развивать эстетические чувства.
Занятие 8
Тема: «Чудо – писанки»
Цели: познакомить с искусством миниатюры на яйце – славянскими писанками, дать представление об истории возникновения этого вида искусства, о специфике композиции и орнаментального строя; формировать интерес к народному искусству; учить рисовать на объемной форме.
МАЙ
Занятие 1
Тема: «Праздничный салют» (граттаж)
Цели: Учить распределять по листу разноцветные брызги, развивать творческое воображение.
Занятие 2
Тема: «Сирень цветет» (рисование жесткой кистью)
Цели: Учить передавать в рисунке соцветия, передавать их форму и цвет; смешивать краски для получения сиреневого цвета.
Занятие 3
Тема: «Одуванчики» (торцевание)
Цели: закрепить технику торцевания
Занятие 4
Тема: «Волшебный цветок» ( рисование пастелью).
Цели: учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.
Занятие 5
Тема: «Березы весной» (пластилинография).
Учить делать ствол дерева из пластилина, плавно и аккуратно примазывать пластилин к основе. Развивать чувство композиции.
Занятие 6
Тема:«Дождь и радуга» ( рисование по сырой бумаге)
Цели: продолжать знакомить детей с техникой рисования - рисование по сырой бумаге. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение.
Занятие 7
Тема: «Насекомые» (монотопия предметная)
Цели: закреплять умения детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.
Занятие 8
Тема: Итоговая выставка рисунков
Цели: рассматривать с детьми рисунки, поощрять их за работу в течении года, выбрать лучшие работы.
Материал: рисунки детей за год.