Снижения тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры.

в статье раскрывается практический опыт по снижению уровню тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Снижения тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры.

Аннотация: в статье раскрывается практический опыт по снижению уровню тревожности у детей дошкольного возраста при помощи игры.

Abstract:the article deals with the practical experience to reduce the level of anxiety among children of pre-school age with the help of games

Ключевые слова: тревожность, дети, игра.

Keywords: anxiety, children, game.

В последнее время растет количество детей, отличающихся повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс развития назад. Высокий уровень тревожности негативно отражается на социализации ребенка, он боится ошибиться,это препятствует развитию его позитивной самооценки и гармоничному становлению личности, также отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д. Такие дети, будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно дома и в саду, стараютсяточно выполнять требования воспитателей и родителей, не нарушают правил поведения, убирают за собой игрушки. Обычно таких детей называют застенчивыми и скромными. Однако такое их поведение носит защитный характер- ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, также могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера- это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Тревожность следует отличать от тревоги, в современной научно - популярной литературе часто смешиваются понятие «тревога» и «тревожность». Однако, это разные вещи. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка( например, ребенок волнуется перед выступлением на публику), а тревожность является устойчивым состоянием, когда состояние тревоги повторяется в самых разных ситуациях. [3]

Тревожность, не связана с какой - либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда (например, при непосредственной образовательной деятельности в саду, при общении с незнакомым человеком). Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Физиологическими признаками тревоги является учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах. Однако, помимо физиологических существуют и поведенческие признаки: ребёнок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы.

Таким образом, ‏высокий уровень тревожности оказывает существенное негативное воздействие практически на все сферы жизни ребенка. А тема снижения уровня тревожности дошкольников является актуальной в настоящий момент.

Работая в детском психоневрологическом санатории, я часто сталкиваемся с тревожными детьми, и для снижения уровня их тревожности я использую игровые методы, которые доказали свою эффективность на практике.

Для изучения эмоционального состояния детей в группе яиспользуются рисуночный тест Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек».

Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Исследование проводилось в детском психоневрологическом санатории «Искорка», где дети проходят реабилитацию с патологиями нервной системы, психики и речи, опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Исследование детей проводилось в течение двух дней с 13-14.11.2018 года, в первую половину дня.

Выборка: 20 человек, из них 55% мальчиков и 45% девочек в возрасте от 5 до 7 лет, выборка сформирована стихийно, все обследуемые являются пациентами детского санатория. Дети которые приняли участие в исследовании - это дети с психоневрологическими заболеваниями, часто с неблагополучных семей, опекаемые дети или дети с детских домов.

Дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти. Наматывали волос на палец или карандаш, качали ногой. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышения тревожности, например, потели ладони, появлялось покраснение кожи в области лица и шеи.

В ходе рисуночного теста Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек» было выявлено, что у 13% детей присутствует высокий уровень тревожности, у 57% средний уровень и 30% исследуемых показали низкий уровень тревожности. Анализируя рисунки некоторых детей, мы получили следующие результаты: Например, анализ рисунка Миши В. рассказал нам о наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими . Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Мира П. при рисовании сильно нажимала на карандаш, несколько раз исправляла рисунок. Когда рисовала человека, то руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена, рисунок ребенок расположила в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка. Исследования рисунка Вероники Ш. Мы можем сделать следующие выводы. Возможно проявление признаков агрессии, так как в рисунке человека мы видим, что Вероника изобразила мальчика. Об признаках агрессии может говорить и изображение пальцев без ладоней. У человека сильно затушеваны волосы и также видно выделение некоторых деталей, что говорит о повышенном уровне тревожности. (листву дерева ребенок изобразил также в виде затушевки, но не выразительной).

Таким образом данные исследования свидетельствуют о необходимости снижения уровня тревожности у дошкольников

Для достижения положительных результатов в санатории педагогами и психологами совместно с родителями проводится планомерная работа с тревожными детьми.

Основные направления этой работы таковы:

-повышение самооценки и уверенности ребенка в себе;

-обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

-развитие навыка владения собой в трудных ситуациях.

Важное место здесь отводится играм и упражнениям. Например, для повышения самооценки и уверенности в себе широко применяются игры: «Комплементы», «Волшебные очки», «Волшебный стул»,«Ласковое имя» и др., упражнения: «Я умею, я могу», «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни» и др. Цель этих игр и упражнений – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников. Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

При помощи игры решаются самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего стать школой коллективных отношений .

Богаты коррекционные возможности сюжетных игр и игр драматизаций. Разыгрывая ранее встречавшиеся трудные ситуации в играх-драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», «Какая у меня мама», «Какой у меня папа», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.

После 6 недель занятий с детьми, было проведено контрольное тестирование, ходе рисуночного теста Дж.Бака «Дом. Дерево. Человек» было выявлено, что уровень тревожности у детей снизился: 2% детей показали высокий уровень тревожности, у 30 средний уровень и 68 исследуемых показали низкий уровень тревожности,анализ полученных результатов показал целесообразность использования игр для снижения уровня тревожности у дошкольников.

Таким образом, игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, затрагивает все стороны личности ребенка, будоражит чувства и эмоции, требует работы мысли и воображения. В игре формируется самооценка, самоконтроль, организованность. Игра укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы. В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. Она является для ребенка средством самовыражения, удовлетворения потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а так же развивает определенные навыки и умения.

Главным условием снижения уровня детской тревожности является внушение ребенку чувства уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолевать лежащие на пути препятствия. 

Литература:

1.Никитина, В. Тревожные дети: О совместной работе педколледжа и ДОУ / В. Никитина // Дошкольное воспитание. 2006. №1. с. 102 – 104

2.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001

3.Электронный ресурс: http://multiurok.ru/files/ighra-kak-sriedstvo-snizhieniia-trievozhnosti-povy.htm/

Воспитатель Шипицына Яна Юрьевна

ГБУЗ КО КДПНС «Искорка» г.Кемерово





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.09.2020