Основы композиции

План-конспект занятия по ИЗО для младших школьников в помощь педагогов дополнительного образования

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Основы композиции

Цель: познакомить учащихся с термином "композиция".

Задачи:

обучение учащихся с правилами компоновки рисунка на листе;

обучение размещения рисунка на листе, чтобы он выглядел выразительно;

правильно выбирать формат листа;

развитие пространственного представления, зрительной памяти;

развитие художественной речи;

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость;

воспитывать интерес к изобразительному искусству;

обогащать словарь.

Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Применение ТСО:компьютер, проектор, музыкальный фон.

Методические пособия:учебные таблицы «Компоновка на листе», образцы работ детей прошлых лет.

Материалы и инструменты для учащегося: акварельная бумага, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, палитра.

План занятия:

Организационная часть.

Подготовительный: вступление.

Основная часть: объяснение нового материала.

Практическая работа.

Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия:

Организационная часть

приветствие;

организация рабочего места;

проверка наличии обучающихся на занятии;

правила по технике безопасности.

Подготовительный: вступление

На каждом занятии мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования. Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками, гуашью. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов изобразительного искусства. А так как мы сегодня будем говорить о рисунке, то и работать будем в этом направлении.

Основная часть: объяснение нового материала

Постановка проблемы: Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань на бумагу. Необходимо вырезать квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента (в результате обсуждения выясняем, что, если не экономить бумагу (вырезать необходимую фигуру в центре, с боку и т.д.) может пропасть весь кусок ткани (бумаги), так как из него уже большой вещи не сошьешь.

Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».

Что вы можете сказать о рисунке под номером 1? (Ответы детей: Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок №2, наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок №3.

Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.

Контраст – приемы сопоставления цветовых пятен, противопоставление психологических характеристик

Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.

Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей.

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

Вот, например, великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И. Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова» (внимание на слайд). Очень долгое время ему не удавалось передать движение саней.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

Вы обратили внимание на выставку? На выставке вы видите различные работы учащихся прошлых лет. Как вы думаете, на всех работах правильно ли выполнеы работы с точки зрения композиции? (ответы детей).

Молодцы! Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это?

Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Бабочки - это замечательные и удивительные создания на нашей планете, это самые любимые насекомые, у них очень много цветов. Любоваться бабочками на природе летом можно бесконечно. Они красивы, легки, яркие, разнообразные, как будто сказочные создания, завораживают нас своим бесшумным полетом и красотой крыльев. И, поэтому, совершенно не удивительно, что нам хочется рисовать эти маленькие существа. Всё красивое всегда хочется запечатлеть не только в памяти или на фотографиях, но и в .

Бабочки — насекомые с полным циклом превращения, т.е. личинка превращается в куколку, внутри которой совершается удивительное превращение невзрачного червяка в красавицу-бабочку.

Обратите внимание на слайд, вы видите изображение бабочек в произведениях художников, например, "Охотник за бабочками" Карла Шпицвега, "Бабочки" В. фон Каульбаха. Народы связывали бабочек с любовью, душой, возрождением. Первые из них известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.

И так, приступим к работе! Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо повторить правила техники безопасности:

карандаши и кисточки – это острые предметы;

на столе не должно быть лишних предметов;

на столе и в кабинете поддерживать чистоту и порядок;

на перемене не бегать, ходить по коридору с правой стороны;

уходя домой не забывать свои личные вещи.

Практическая работа.

А сейчас самое время приступить к рисованию бабочки. У каждого на столе готовы материалы для выполнения работы.

Обратите еще раз внимание на слайд, как и у всех насекомых, тело бабочек делится на три главных отдела: голову, грудь и брюшко. Подобно всем насекомым, бабочки имеют три пары ног.

Чтобы нарисовать всю красоту этого прекраснейшего насекомого, мы начнем с поэтапного рисования (таблица поэтапного рисования карандашом, за счет чего можно выполнить рисунок).

Небольшая информация во время работы:

Бабочки очень красивые, их коллекционируют. В ряде стран создаются фермы по разведению бабочек: в Малайзии, на Новой Гвинее, в Южной Америке. Выставки живых тропических бабочек имеются во многих крупных городах мира, и их число увеличивается.

Учащиеся работают самостоятельно, у кого проблемы, подсказываю, помогаю.

Работы готовы? Давайте на магнитной доске создадим свою полянку для бабочек.

IV. Заключительный этап

Подведение итогов(выставка детских работ).

Какая красивая у нас получилась полянка! Посмотрите, ребята, какие красивые и разные у нас получились бабочки, нет ни одной похожей. Молодцы!

О чем мы сегодня говорили?

Чем мы сегодня занимались и какие материалы использовали?

Что вам было интересно на нашем занятии?

Были ли сложности при выполнении задания?

А какая работа вам понравилась больше и почему?

А сейчас давайте оценим ваши работы, у вас на столе магнит красного цвета. Каждый высказывает свое мнение по поводу композиции в рисунке, и голосует за правильно выполненную, по вашему мнению, работу.

Сегодня вы попытались в рисунке передать всю красоту этого прекраснейшего насекомого, стало понятно с чего надо начинать рисовать.

А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные. Каждая бабочка индивидуальна, у каждой бабочки своя необычная и красивая окраска. Справились с работой! По вашим работам понятно, что бабочки – это источник вдохновения.

Наше занятие подошло к концу, полученные знания вы будете использовать в работе в дальнейшем. Вы хорошо потрудились, я довольна вашими результатами. Спасибо! До следующего занятия!

Уборка рабочих мест.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.09.2020