Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование мнемотехники в развитии умственных способностей детей с ОНР в условиях логопедической группы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: « Использование мнемотехники

в развитии умственных способностей детей

с общим недоразвитием речи в условиях

логопедической группы»

Подготовила:

Соколенко Лариса Александровна,

учитель-логопед

1.Литературный обзор состояния вопроса

История темы педагогического опыта в педагогике

Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую информацию.

Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон.

Выделяют шесть направлений мнемотехники: - народная мнемотехника; - классическая мнемотехника; - педагогическая мнемотехника; - цирковая (эстрадная) мнемотехника; - спортивная мнемотехника; - современная мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

1.2. История изучения темы педагогического опыта

Для умственного развития детей дошкольного возраста большое значение оказывает развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно – умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; развитие воображения, а именно – развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы; развитие памяти – ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, в его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности – источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Взяв в основу мнение великих педагогов, изучив виды мнемотехники, определив цель обучения мнемотехнике (развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания), выявив эффективность в развитии умственных способностей, пользуясь готовыми схемами педагогов, изменяя и совершенствуя их по-своему, создавая свои собственные мнемотаблицы, мы стали использовать приемы мнемотехники в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации.

Мнемотаблица  – это схема, в которую заложена определенная информация. 

Мнемодорожка – это соединение нескольких мнемоквадратов.

Мнемоквадрат – это картинка (изображение) слова или словосочетания.

Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы.

В педагогике и психологии под «моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Отличительной чертой общего недоразвития речи является полное сохранение интеллекта ребенка и способность его к обучению. Для детей с ОНР характерно нарушение звукопроизношения, малый словарный запас, недоразвитие фонематического слуха.

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Базой для формирования представляемого педагогического опыта является логопедическая группа, которую посещают дети 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.

У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас (в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий), неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием речи в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

3.Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте

Данная методика направлена на «интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Мнемотехника представляет из себя систему целенаправленных приемов и способов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, попутно идет развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, восприятия, а так же развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Мнемотехника помогает детям перешагнуть через барьер неуверенности.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагаем упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать, либо последовательность действий, которые надо запомнить и выполнить.

Содержание мнемотаблицы – это предметное, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев. Главное передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В мнемотаблице можно изобразить все. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов на необходимую тему. Кроме этого в Интернете можно найти уже готовые таблицы и схемы.

В первый год мы используем цветные мнемотаблицы. Во второй год схемы рисуем одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка  яркими красками в символических изображениях.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:-развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;- развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различных видов);

-развитие связной и диалогической речи;

-обучение детей правильному звукопроизношению;

-развитие мелкой моторики рук;

-преодоление робости, застенчивости детей, формирование умения свободно держаться перед аудиторией;

-подготовка к обучению в школе.

3.2.Актуальность педагогического опыта

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе – всего этого добиться помогут занятия по мнемотехнике. В настоящее время система дошкольного образования претерпевает изменения и активно обновляется. Использование мнемотехники способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, отраженных в федеральных государственных стандартах.

Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей с ОНР, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

3.3.Научность педагогического опыта

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2.Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

3.Принцип интеграции образовательных областей, обеспечивающий формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум;

4.Принцип комплексно-тематический, позволяющий интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

3.4.Результативность педагогического опыта

На сегодняшний день в логопедической группе проводится планомерная работа по использованию приёмов мнемотехники в умственном развитии детей с ОНР.

Разработаны мнемотаблицы по всем лексическим темам, созданы дидактические игры с опорой на имеющийся материал.

С помощью приемов мнемотехники удалось достичь следующих результатов:

-дети, имея схему-подсказку, чувствуют себя более уверенно, успешно справляются с заданиями, что мотивирует их на познавательную и речевую активность;

-воспитанники группы  в полном объёме знают обозначение схем, подбирают их самостоятельно под тему, умеют выстраивать по заданному алгоритму диалогическую и монологическую речь;

-у детей в достаточной степени развиты умственные способности, психические процессы;

-у детей расширился кругозор, увеличился активный словарный запас;

-у дошкольников более развита общая и мелкая моторика;

-к концу подготовительной группы у 100 % воспитанников правильное звукопроизношение, дети легко дают характеристику гласным и согласным звукам;

-воспитанники имеют навыки фонематического анализа и синтеза;

-дети умеют согласовывать слова в предложении, составлять схемы предложений;

-более 80 % выпускников группы имеют уровень подготовки к обучению в школе выше среднего.

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта

Новизна представляемого педагогического опыта заключается в использовании мнемотаблиц не только для развития монологической речи, но и для развития умственных способностей дошкольников:

-развитие памяти, формирование у детей навыков запоминания информации, используя эффективные приёмы мнемотехники;

-развитие логического мышления и речи;

-управление своим вниманием;

-совершенствование воображения, восприятия: зрительного, слухового, тактильного ощущения (прикосновения);

-расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира;

-развитие воображения.

Мнемотехника помогает детям перешагнуть через барьер неуверенности. Освоив приёмы мнемотехники, ребёнок впоследствии самостоятельно сможет выбрать наиболее удобный ему способ кодирования и запоминания информации.

Мнемотехника обеспечивает развитие личности ребенка во всех образовательных областях, а также широко может применяться в коррекционной работе с детьми с ОНР.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

Данный метод организации работы с детьми отличается:

 -интегративностью – образовательная деятельность реализуется на всех этапах коррекционной работы;

-экономичностью – используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

-процессуальностью – развитие ребенка рассматривается как процесс;

-здоровьесбережением – проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, задействуется «зона ближайшего развития», ребенок не испытывает давление со стороны педагога, педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

-универсальностью – может использоваться педагогами других групп и детских садов.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Работу на занятиях строим в три этапа:

1 этап:рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется отработка метода

запоминания. Сначала с помощью педагога, затем самостоятельно.

Мы используем приемы мнемотехники на всех этапах коррекционной работы.

1.Артикуляционная гимнастика.(Приложение1)

2.Дыхательная гимнастика.

3.Работа по формированию правильного произношения звуков.

(Приложение 2)

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

4.Развитие лексико-грамматических категорий:

1)образование родственных слов;

2)согласование существительного и числительного;

согласование в роде, числе и падеже;

3)образование глаголов;

4)образование сложных слов;

5)образование притяжательных прилагательных и т.д.

5. Развитие связной речи:(Приложение 3)

1)заучивание стихов;

2)составление описательных рассказов;

Алгоритм работы при составление рассказа по мнемотаблицам:

-рассматривание мнемодорожек;

-составление предложений по мнемодорожкам;

-рассматривание мнемотаблиц;

-составление рассказа педагогом;

-составление рассказа детьми. 

3)пересказ художественных текстов;

Алгоритм работы по пересказу:

-чтение педагогом текста и демонстрация картинок;

-ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста);

-демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы;

-повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу;

-коллективный пересказ;

-самостоятельный пересказ текста;

-анализ самостоятельных пересказов детей.

6.Обучение грамоте. (Приложение 4)

Весь процесс подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием с применением моделей артикуляции звуков мы разбили на два этапа.

Первый этап - подготовительный.Он направлен на формирование предпосылок к овладению первоначальным чтением. Занятия начинаются с проведения частичного звукового анализа, на котором дети учатся распознавать место звука в слове. Для создания учебно-познавательной мотивации с применением моделей артикуляции звуков, мы вводим игровые моменты. На каждом занятии присутствуют маленькие человечки из волшебной страны, в которой письмо осуществляется с применением моделей артикуляции звуков.

Дети знакомятся вначале с гласными звуками и их моделями, учатся выделять гласный звук в составе слова, обозначив его соответствующей моделью артикуляции.

Ребенок приучается наблюдать за правильным артикулированием звуков, что развивает внимательное отношение к звуковому составу слова, к интонированному произношению каждого звука.

Мы осуществляли следующую последовательность знакомства со звуком:

- произносится и артикулируется звук;

-устанавливается соответствие между положением органов артикуляционного аппарата и моделью артикуляции соответствующего звука;

- называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

- в слоговом ряду найти лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;

- предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствующую модель артикуляции;

- подобрать слова на заданную модель артикуляции;

- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

- составить слог на заданную модель артикуляции;

- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;

- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

- составить слова из моделей артикуляции звуков и т.д.;

- выделить звук в слове (в начале, середине и конце слова), показывая модель артикуляции звука;

- звуковой анализ простых слов, в которых есть изучаемый звук (порядок звуков в слове и их количество).

Второй этап – этап подготовки к обучению грамоте, на котором параллельно с моделями артикуляции звуков начинают вводиться буквы. Дети обучаются также умению проводить звуковой анализ и синтез слов.

7.Развитие мелкой моторики при выполнении пальчиковой гимнастики.

8.Выполнение физкультминуток.

Схемы сопровождают словесные инструкции при выполнении движений. Помогают детям с общим недоразвитием речи в воспроизведении двигательного задания, не нарушая последовательность элементов действия, не опуская его составные части.

Мнемотаблицу мы также разрезаем и используем как дидактическую игру, выполняя следующие игровые действия:

1) восстановить последовательность картинок по памяти;

2) смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3) определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

4) найти лишнюю картинку;

5) найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6) «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7) найти и поднять нужную картинку, при прочтении взрослым отрывка текста.

Выводы

При развитии детей с ОНР наряду с общепринятыми методиками вполне обосновано использование мнемотехники, эффективность которой представлена в данном опыте.

Мнемотехника оказывает большое влияние на развитие умственных способностей дошкольников.

Мнемотехника многофункциональна. Возможности её использования достаточно широки. Применять мнемотаблицы можно на всех этапах коррекционной работы.

Мнемотехника позволяет сделать процесс обучения интересным,

занимательным, развивающим.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Овладение приёмами мнемотехники способствует дальнейшему успешному обучению детей в школе.

Использование мнемотехники является перспективным направлением совершенствования и коррекции речи детей с ОНР. Мнемотаблицы позволяют поддерживать интерес ребёнка к выполнению артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, автоматизации звуков, работе с лексической темой, обучению грамоте, задают последовательность описания, рассказа о предмете, событии и т.д.

Приемы и методы мнемотехники могут использовать воспитатели, учителя-логопеды, психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Литература

1.Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию. Связной речи у детей (5 – 7 лет). - СПб.: КАРО, 2007.

2.Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Спб., 2000

3.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием.- М., 2005

4.Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников//Дошкольная педагогика. – 2006 (июль – август).

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области