Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»
…
Автор: Субботина Анастасия Михайловна,
МБОУ «Лицей», 8 В класс
Руководители: Субботина Наталия Александровна, учитель начальных классов,
Мохнаткина Наталья Валериевна, психолог
Кирово-Чепецк
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..............................3
I.Аналитический обзор…………………………………………………………...............................4
1.1.Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста………………………………………………….4
1.2.Сравнение воспитательного потенциала отечественных и зарубежных
мультфильмов…………………………………………………………………………………….5
II. Влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста ……………………………………………......7 2.1. Результаты анкетирования родителей и учащихся……………………………………...…7 2.2.Описание использованных методик и результатов эксперимента ………………………...8 III .Последствия просмотра мультфильмов для детей младшего школьного возраста…….10 Заключение……………………………………………………………………………………….12 Список информационных источников………………………………………………………….13 |
Приложение…………………………………………………………………………………….….14
Введение
Современный человек не мыслит свое существование без телевидения. Мы уже давно не замечаем, что телевизор, по сути, стал полноправным членом нашей семьи! Дети, особенно младшего школьного возраста, все каникулы и выходные проводят за просмотром мультфильмов. Как правило, родители бывают против такого развлечения, считая, что современные мультфильмы, особенно зарубежные, оказывают психическое давление на детей, другие – об этом не задумываются. Какое влияние оказывает просмотр отечественных и зарубежных мультфильмов на психоэмоциональное состояние младших школьников и восприятие окружающего мира и чего стоит опасаться детям и их родителям?
Выбор темы исследования был также продиктован тем фактом, что сегодня зарубежные мультипликационные фильмы и сериалы вытесняют отечественную мультипликацию, тем самым оказывая прямое воздействие на формирование личности подрастающего поколения. Эти факты определяют актуальность работы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что мультфильмы могут оказывать отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Цель работы: изучить влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
1. Познакомиться с теоретическими основами изучения влияния мультфильмов на психоэмоциональное состояние детей;
2. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных мультфильмов;
3.Определить приоритеты в выборе и просмотре мультфильмов у учащихся младшего школьного возраста и их родителей;
4.Экспериментально обосновать влияние мультфильмов на эмоциональное состояние и сознание детей младшего школьного возраста;
5.Сформулировать основные проблемы, возникающие из-за неумеренного просмотра мультфильмов и предложить пути их возможного решения;
Объект исследования: психоэмоциональное состояние младших школьников.
Предмет исследования: влияние мультфильмов российского и зарубежного производства на сознание младших школьников.
Основные методы исследования: анкетирование, эксперимент, наблюдение, сопоставительный анализ и синтез.
1.Аналитический обзор
1.1.Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста
Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат http://pandia.ru/text/categ/wiki/001/213.php детей ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми. Многие педагоги-классики, включая Яна Амоса Коменского, утверждали, что зрительные образы оказывают огромное воздействие на психику ребенка и завладевают сознанием ребенка.
Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность детей, развивать его воображение, формировать его мировоззрение. Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы дают детям новые представления, установки и примеры для подражания. И они более действенны, чем наставления и убеждения родителей.
Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на детей младшего школьного возраста объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание. Заражение – герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Внушение – герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Подражание – дети подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное [6, с. 246].
И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:
агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;
девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;
демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты;
безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям;
негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы [3, с. 36].
Вывод: Таким образом, мультфильм - это эффективное средство, в одном случае - решения благородных задач воспитания ребенка, в другом - манипулирования, скрытого управления им.
1.2.Сравнение воспитательного потенциала отечественных и зарубежных мультфильмов
Несмотря на то, что советские мультфильмы нельзя назвать современными, они до сих пор очень актуальны. К положительным сторонам данных мультфильмов психологи относят их высокое качество. Советские мультфильмы не были поставлены на поток, они производились в единичном экземпляре и вопросы качества ставились по главу угла. Музыкальным оформлением мультфильмов в большинстве случаев являлась классическая музыка знаменитых композиторов. Советский мультфильм направлен на формирование положительной детской картины мира, он добрый, спокойный, правильный, в нем прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств. В них нет насилия, зло имеет локальный легкопобеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.
Однако, пример с культовым мультфильмом «Ну, погоди» — наглядно показывает, как со временем меняются представления о том, что такое хороший или плохой мультфильм. Именно этот мультфильм едва не подпал под действие цензуры, когда с 1 сентября 2012 года был введен закон о защите детей от вредной информации [9]. Многие сцены из этого мультфильма, согласно данному закону, не могут показываться в дневном эфире и в детских программах, но именно для данного мультфильма из-за его высокого статуса и всеобщего признания было сделано исключение.
В зарубежных мультфильмах добро – локально и ситуативно. Со злом расправляются физически, его убивают. Образ женщины наделен взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Высмеиваются такие женские качества как целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность. Зарубежные романтические героини наделяются атрибутами гнева, злобы и жестокости. Цвет персонажей, как правило, имеет яркие, ядовитые краски, сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране. Этот прием эксплуатирует свойства детской психики реагировать на все самое яркое. Все внимание ребенка приковано к персонажу, который ведет ребенка туда куда захочет, не давая возможности отвлечься и поразмышлять. По мнению исследователей, дети, воспитанные на западных мультфильмах, теряют связь с историей своей страны и своих предков.
Проведя анализ мультфильмов, выходивших в 2015-2016 г., а также их рейтинг, можно сделать вывод, что западной мультипликации поступает в прокат больше, чем отечественной. (87% и 13%). (Приложение1, Таблица 1)
Согласно опросам родителей, наиболее доступный способ найти мультипликационный фильм – скачать в Интернете.
Самыми востребованными мультфильмами у россиян в Интернете по анализу специализированного журнала «Биржевой лидер» за 2016 г.[3] в отечественной мультипликации являются известные мультфильмы: «Барбоскины», «Маша и медведь», «Фиксики». В лидерах среди зарубежных: «Симпсоны», «Мадагаскар», «Вольт».
В российском мультфильме "Барбоскины", повествуется о дружной семье собак, где папа все свое свободное время проводит за игрой в компьютерные игры, сыновья же обожают играть в футбол, дочери интересуются красотой и модой.
В центре зарубежного сюжета «Симпсоны» находится обычная семья, состоящая из пяти человек. Глава семейства всегда достаточно небрежно относится к своей работе, любит вкусно поесть и попить пиво с друзьями после трудового дня. Анализируя сюжет рейтинговых мультфильмов, можно убедиться в том, что современные российские мультфильмы (а именно они выходят на большие экраны), мало чем отличаются от зарубежных.
Вывод: Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что западная мультипликация вытесняет отечественную. Современные отечественные мультфильмы утрачивают свой воспитательный потенциал на формирование культуры поведения детей.
2. Влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста
2.1. Результаты анкетирования учащихся и родителей
Цель анкетирования:
Определение предпочтений в выборе и просмотре мультфильмов (отечественных/зарубежных) у детей младшего школьного возраста и их родителей.
В анкетировании приняли участие дети младшего школьного возраста (7-11 лет) и их родители (30-40 лет).
14 % родителей не задумывается о том, что надо отбирать мультфильмы для показа своему ребенку, 22% -доверяют детским каналам. 90% родителей уверены, что им следовало бы контролировать процесс просмотра мультфильмов их детьми, однако на деле в 45% случаях дети самостоятельно выбирают, что им смотреть. (Приложение 2)
Анкетирование показало, что родители не всегда ограничивают детям время на просмотр мультфильмов. На вопрос «Сколько времени в день смотрит мультфильмы ваш ребенок» 28% родителей ответили «Сколько захочет», 12% - не знают, сколько времени тратит их ребенок на просмотр мультфильмов. (Приложение 2)
На вопрос «Как долго вы можете смотреть мультфильмы?» 18% учащихся ответили «Весь день», 28% -2 часа в день. (Приложение 2)
Для того, чтобы выяснить, какой системы воспитания придерживаются родители, детям были предложены иллюстрации героев из российских и западных мультфильмов.
Западные мультфильмы-100% узнаваемость, отечественные – только 56% учащихся назвали всех героев мультфильмов. (Приложение 2)
Вывод: Данные анкетирования показали, что большинство доступных для просмотра детьми мультфильмов подлежат тщательному психологическому анализу, а родителям при выборе телеменю для детей рекомендуется быть очень внимательными и серьезно подходить к этому вопросу, особо обращая внимание на возрастной ценз мультфильма.
2.2. Описание использованных методик и результатов эксперимента
Цель эксперимента: определение влияния мультфильмов на эмоциональное состояние и сознание детей младшего школьного возраста.
Для эксперимента было отобрано два мультфильма: «Время приключений» (2010г.) популярный американский мультсериал, который транслируется в нашей стране уже 6 лет и закончится в 2018 году. «Котенок по имени Гав» (.) – очень популярный в России мультсериал для малышей. Выбор данных мультфильмов имеет обоснование: мультфильмы ярко показывают контраст между современными американскими продуктами анимации и проверенными временем советскими мультфильмами Необычный внешний вид западного сериала и его специфический стиль, смешивающий страшные элементы с дурашливыми, обеспечивает сериалу культовый статус и большую фанатскую базу не только среди детей и подростков, но и среди взрослых. В мультфильме присутствуют яркие цвета, присутствует стилистически сниженная лексика, громкие резкие звуки и музыка. Второй мультфильм знакомит с реалистичными миловидными персонажами, цвета в нем умеренные, линии – плавные, музыка – негромкая и мелодичная.
Чтобы выявить, какое влияние оказывает просмотр небольшой серии мультсериала на детей младшего школьного возраста, их эмоциональное состояние, уровень тревожности, утомляемости, творческие и интеллектуальные способности, были использованы следующие методики:
1) Тест «Несуществующее животное»: определение уровня агрессии ребенка путем анализа рисунка (цветов, линий, расположения, других возможных составляющих рисунка).
2) Цветовой тест Люшера: определение эмоционального настроя детей с помощью диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов.
3) Тест тревожности (Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен,): определение степени внутренней тревожности ребенка с помощью проективного теста.
В исследовании участвовали учащиеся первых классов. Предварительно была проведена работа со школьным психологом, классными руководителями и родителями учеников.
Первой группе детей был предложен отечественный мультфильм «Котенок по имени Гав». Во время просмотра мультфильма первоклассники заворожено смотрели на экран, смеялись, сидели в свободных позах, потягивались, что указывало на расслабленность и ощущение комфорта во время просмотра. Некоторые школьники узнали мультфильм, но все равно смотрели с интересом. В самых забавных моментах ребята переглядывались, делились эмоциями.
Второй группе детей для просмотра была предложена одна из серий зарубежного мультфильма «Время приключений». Во время просмотра первоклассники ни на мгновение не отрывались от экрана: позы были застывшими, взгляд напряженным. Это рефлекторная реакция на тревожное начало мультфильма, на протяжении которого дети накапливали негативные эмоции и страх. Учащиеся настолько погрузились в содержание мультфильма, что, казалось, не замечали ничего вокруг. Дети не переговаривались, хотя им было не запрещали общаться.
После просмотра мультфильма, учащимся было предложено нарисовать любое животное. (Приложение 3)
Анализ теста «Несуществующее животное» показал, что большинство учащихся первой группы (92%) изобразили существующих животных. Цвета, использованные на рисунках, были яркими (преобладали желтый, голубой, зеленый, красный). На 68% рисунков животное изображено посередине и занимает основную часть листа, прорисованы детали, мелкие элементы, что говорит о хорошей самооценке и комфортном состоянии ребенка. На 45% рисунков изображено общение животного с человеком или другим животным, что показывает добрые чувства, проявление гуманизма, доверия. 58% школьников нарисовали образы или эпизод из просмотренного мультфильма.
После окончания 9-минутной серии 2 группа учащихся дольше переключала внимание на рисование. Преобладали рисунки, раскрашенные частично или тёмными цветами, с большим количеством штрихов или стертых линий. Это говорит о возможной тревожности. 25 % учащихся прорисовали у животных когти и зубы, что указывает на агрессивное настроение. На 66% рисунков нет людей, что можно интерпретировать как нежелание выстраивать отношения.
Для определения настроения учащихся использовали цветовой тест Люшера. Детям было предложено на выбор 8 цветов, которые они должны были проранжировать от самого приятного цвета до самого неприятного до и после просмотра мультфильма. У первой группы учащихся после просмотра мультфильма преобладали положительные эмоции, оптимистичный настрой. Дети отличались бодростью и высокой активностью. Энергетический показатель был на хорошем и высоком уровнях. У второй группы учащихся в выборе цветов преобладали сине-голубые оттенки, что указывает на проявление отрицательных эмоций и снижение активности.
Третья методика позволила определить эмоциональное отражение мультфильма на психике ребенка. Первоклассники должны были выбрать для каждой смоделированной ситуации соответствующую, по их мнению, эмоцию. У первой группы учащихся (93%) эмоциональный настрой относительно различных ситуаций был в норме: на рисунок с эмоционально-отрицательной ситуацией типа «Мать ругает ребенка» было грустное лицо, на позитивный типа «Прогулка с родителями», соответственно, веселое. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественная мультипликация принципиально не меняет проекцию взглядов ребенка на привычные ему вещи.
Тестирование второй группы учащихся показало, что дети испытывали психологический дискомфорт и нарушение в понимании психологических истин. Почти 48% детей выбрали эмоции, которые не соответствовали нормальному восприятию реальности: например, реакция на ситуацию «Мать с ребенком» – «грустное лицо».
Вывод: В результате проведенного эксперимента гипотеза подтвердилась: просмотр мультипликационных фильмов оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка как во время, так и сразу после просмотра. Кроме того, это состояние влияет и на процесс и качество обучения, так как дети испытывают бόльшую утомляемость. В этом плане отечественные мультфильмы оказались гораздо полезнее для младших школьников: цвета в них приглушенные, герои пропорциональные, музыка плавная, без резких переходов, речь героев не содержит сниженной лексики, отсутствуют сцены явной жестокости. Старые советские мультфильмы адресованы именно детям, а не взрослым. Про зарубежные мультипликационные фильмы этого сказать нельзя: яркие, дикие краски действуют раздражающе, части тела героев непропорциональны и часто имеют странную форму, музыка бывает страшной или тревожной, речь героев пестрит молодежным сленгом, намного выше процент слишком жестоких или слишком откровенных сцен.
3. Последствия просмотра мультфильмов для детей младшего школьного возраста
1.Проблемы с памятью
Постоянный просмотр мультфильмов приводит к тому, что у детей возникают проблемы с памятью. Они становятся рассеянными, им трудно сосредоточиться на каком-то конкретном предмете или объекте.
2. Проблемы с обменом веществ и лишним весом.
Длительное сидение перед экраном – это вынужденная гиподинамия ребенка и бессознательная еда того, что попадется под руку. Низкая физическая активность, граничащая с ленью, совместно с другими неблагоприятными факторами, отражается на здоровье ребенка и не только в виде избыточной массы тела, но и способствует высокому риску развития у этих детей всевозможных соматических заболеваний.
3. Появление зависимости.
4. Ухудшение успеваемости в школе.
. Одинаковые сюжетные линии, однообразность и похожесть персонажей, отсутствие поучительных уроков и смысла в мультфильмах приводит к однотипности мышления, узкому пониманию реальности. Дети и подростки начинают мыслить, как и их любимые герои, ограничивая себя определенными рамками: деньги, власть, могущество, победа над противником. Чрезмерный просмотр мультфильмов низкого качества ведет к быстрому снижению желания заниматься трудными задачами, если их решение не находится сразу, а требует напряженных усилий.
5. Повышение агрессивности.
Яркие, ядовитые цвета, в которые окрашены персонажи пагубно влияют на психику детей. Яркий цвет является раздражителем, который вызывает агрессию у детей.
6. Проблемы с речью учащихся.
Дети копируют не только поведение, но и речь любимых мульт-героев. А речь персонажей во многих мультфильмах не просто примитивна, но и порой безграмотна и вульгарна. Весь активный словарный запас детей сводится примерно только к тем словам и выражениям, которые они слышат в анимационных фильмах. Речь детей также становится безграмотной, однообразной, скудной
Заключение
Данная работа позволила расширить знания о мультфильмах и их воздействии на детей. Мультфильмы могут быть прекрасным средством воспитания детей, но в тоже время могут отрицательно влиять на их психическое и личностное развитие.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ источников показал, что в современной России интерес к зарубежным мультфильмам выше, чем интерес к отечественным: их чаще показывают на большом экране и в сетке телепрограмм, их больше скачивают с бесплатных Интернет-источников.
2. По силе и качеству воздействия на детей можно противопоставить советские мультипликационные фильмы, с одной стороны, и зарубежные, современные российские мультфильмы, с другой. Первые учат ребенка искренности, преданности, доброте, умению ценить дружбу и любовь, помогать другим, быть отзывчивыми и доброжелательными и другим важным для гармоничного развития личности, вторые – пример дурного поведения и внешних раздражителей.
3. При анализе детского психического и эмоционального состояния (после просмотра детьми предложенных мультфильмов, гипотеза нашла подтверждение
Результаты анкетирования показали, что родители не придают серьезного значения влиянию мультфильмов на психоэмоциональное состояние детей.
Поэтому, я поставила цель, донести до учащихся начальной школы и их родителей научные данные о вреде мультфильмов для детей.
Результаты работы:
Подготовка и проведение классного часа для учащихся начальных классов.
Основная задача классного часа: Формирование у учащихся представлений о добре и зле через поведение мультипликационных героев из советских мультфильмов.
Проведение агитационной работы по приобщению учащихся к созданию собственных мультфильмов.
Этот важный совместный процесс задействует различные отделы мозга, развивает речь и художественные навыки, приобщает к работе в команде. Один из вариантов собственных мультфильмов создан по рассказу В.Сухомлинского «Самые ласковые руки».
По проведенным исследованиям составлена памятка для родителей «Детство под угрозой: вредные мультфильмы».
Электронный вариант памятки создан в сервисе WikiWal и размещен на сайте учащихся 1 А класса.
Список информационных источников
1.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
2. Баркан А. В. Плохие привычки хороших детей. - М.: ООО «издательство Дрофа Плюс», 2007.-167 с.
3.Специализированный журнал «Биржевой лидер» http://www.profi-forex.org/internet/poiskovye-sistemy/jandeks/entry1008283931.html
4. Капков С. А. Энциклопедия отечественной мультипликации. – М.: Алгоритм, 2006. – 310 с.
5.Маркова Н.Е. Влияние СМИ и рекламы на психологию масс (Интервью 28.07.2013 г.) См.: http://www.youtube.com/watch?v=GNbscaWkh-Q
6.Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология.- М., 2002.- 528 с
7.Пацлаф Р. Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / Перевод с немецкого В. Бакусева. – М., 2003.
8. Список лучших мультфильмов по рейтингу http://www.megacritic.ru/top-multfilmov.html
9.Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html
Приложение 1
Таблица 1
Топ мультфильмов 2015-2016
Список лучших мультфильмов по рейтингу
№ п/п | Оценка критиков по 100-балльной шкале | Название мультфильма |
1. | 88 | Головоломка |
2. | 82 | Кубо. Легенда о самурае. |
3. | 86 | Крепость: щитом и мечом. |
4. | 83 | Барашек Шон |
5. | 81 | Зверополис |
6. | 79 | В поисках Дори |
7. | 80 | Книга жизни |
8. | 79 | Кунг-фу Панда 3 |
9. | 78 | Моана |
10. | 77 | Маленький принц |
11. | 76 | Монстры на каникулах -2 |
12. | 74 | Песнь моря |
13. | 73 | Хранитель Луны |
14. | 71 | Тайная жизнь домашних животных. |
15. | 71 | Губка Боб в 3D. |
16. | 72 | Снупи и мелочь пузатая в кино. |
17. | 69 | Снежная королева. Огонь и лед. |
18. | 70 | Смешарики. Легенда о золотом драконе. |
19. | 68 | Хороший динозавр. |
20. | 68 | Иван Царевич и Серый Волк -3. |
21. | 66 | Полный расколбас. |
22. | 68 | Снежная королева 2: Перезаморозка. |
23. | 66 | Миньоны. |
24. | 67 | Тролли. |
25. | 66 | Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение. |
26. | 64 | Аисты. |
27. | 63 | Дом. |
28. | 60 | Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры. |
29. | 60 | Большой собачий побег. |
30. | 60 | Робинзон Крузо: Очень обитаемый остров. |
Приложение 2
Анкета
Дети 7-10 лет
1. Какой у вас любимый мультфильм?
2. Какой герой из мультфильма вам нравится больше всего?
3. Где вы чаще всего смотрите мультфильмы?
4. Нравятся ли вам такие мультики, как «Котенок Гав», «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Вини Пух и все-все-все»?
5. Как долго вы можете смотреть мультфильмы без перерыва?
6. Смотрите ли вы мультфильмы вместе с родителями?
Родители
1. Какие мультфильмы смотрит ваш ребенок?
2. Смотрите ли вы мультфильмы вместе с ним?
3. Сколько времени в день смотрит мультфильмы ваш ребенок?
4. Есть ли у вас любимый мультфильм и какой?
5. Ознакомлен ли с ним ваш ребенок, если да, то какова была его реакция после просмотра?
6. Где вы «добываете» мультфильмы для своего ребенка?
7. Отбираете ли вы мультфильмы для показа своему ребенку?
8. Как вы относитесь к мультфильмам, которые выходят на экран последние несколько лет?
9. Вашему ребенку интереснее отечественные мультфильмы или зарубежные?
Некоторые результаты анкетирования родителей и учащихся
Диаграмма 1 Диаграмма 2
Диаграмма 3 Диаграмма 4
Приложение 3
Рисунки обучающихся