Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока

Цель Формирование образовательных компетенций учащихся информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных через реализацию моно проекта по теме «Однокоренные слова» 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

по предмету русский язык во 2 классе

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа имени Валерия Павловича Чкалова» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ

Учитель начальных классов

Саубанова Р.Г.

Технологическая карта урока – по русскому языку

по теме:«Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Класс:2 класс

УМК" Школа России"

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Учебник:«Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Тема урока: Однокоренные слова

Цель:Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию моно проекта по теме: «Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Форма работы: групповая, индивидуальная , парная

Методы:

Частично-поисковый

Наглядный

Контроля (самоконтроль, самооценка)

Основные понятия

Однокоренные слова, корень слова.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Технологии

Технология проблемного обучения, коллективная форма работы (работа в группах, парах), ИКТ, игровая технология.

Оборудование

ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс + электрон. учебник, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы

Список используемой литературы:

«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

«Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

«Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.

7. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

8. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

9.«Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

10.«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

11.«Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

Электронные источники информации:

– творческое сообщество учителей

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный этап.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие.

Я рада новой с вами встрече.

    Мне с вами интересно, друзья.

    Умные ваши ответы

    С удовольствием послушаю я.

    Мы сегодня снова будем читать, писать,

    Делать выводы и рассуждать

- Проверим готовность. По каким критериям?

Вспоминают критерии ,

проверяют свою готовность.

Коммуникативная:взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивная:Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Работа в тетради.

Чистописание.

Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против.

Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

Вав Вбг Ввд … … (найдите закономерность и напишите следующие 2 сочетания Вге, Вдё)

Какую букву отрабатывали? Оцените записи друг друга в паре.

Работа со словом стол:

Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения.

Учитель подводит к подбору родственных слов к словустол. Запись слов с «окошками» на месте неизученных орфограмм. Выделение корня. Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница.

Какие знания понадобились при подборе родственных слов? (У родственных слов есть общее значение и общая часть – корень).

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. записывают словостол, заглавную буквуС.

Учащиеся работают со словомстол. Рассуждают, записывают.

Предположения детей.

Коммуникативная:Слушать собеседника;

- Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательная:Выделять существенную информацию.

Регулятивная:Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

Постановка учебной задачи

Динамическая пауза.

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм,

мотивировать к изучению темы.

-У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи.

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться?

Как вы думаете, какая тема урока?

Учитель фиксирует тему на доскеНаписание корня в родственных словах.

Какие цели поставим перед собой, у нас 3 цели:

- упражняться,   в чем? …..(в умении находить родственные слова);

-развивать, что? … (орфографическую зоркость);

- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).

- Составьте предложение с одним из слов. (Мама купила новое пальто.)  Разобрать по членам (письменно), составьте модель предложения найти словосочетания(устно).

Организовать работу в группах;

Обеспечить контроль за выполнением задания.

Гимнастика для глаз

Деление на группы произвольное, по форме предмета (на столах детей фигуры разного цвета, размера и формы)

К нам в гости пришла семья родственных слов. Отгадайте загадки и узнаете их.

В воде я живу, без воды пропаду. (Рыба)

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая, ну- ка, в сказку загляни! (Рыбка)

Сначала рыбку половили, потом ушицу мы сварили,

И вплоть до самого утра мы просидели у костра.

Мы уезжаем с речки, жалко.

Эх, была хорошая... (рыбалка).

- Давайте разбираться, почему названные вами слова можно назвать родственными словами.

Рыба и рыбак

- Какое слово появилось в русском языке раньше? Почему? Кто

такой рыбак? (Слово рыбак

можно объяснить при помощи слова

рыба)

Если одно слово образовалось от др

у того, как бы родилось от него, то как можно назвать эти слова? (Родственные.)

Рыбка Что обозначает это слово? (Маленькая рыба.)

С помощью какого слова мы его объяснили? Значит, от какого слова оно образовалось? Сделайте вывод. (Слово рыбка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.) Рыбалка

-Что обозначает это слово? (Ловля рыбы.) С помощью какого слова мы его объяснили? От какого слова оно образовалось? Сделайте вывод.

(Раз слово рыбалка образовалось от слова рыба , значит, это родственные

слова.)

- Что же общего мы нашли у всех этих слов?

(Образовались от одного слова

рыба; можно объяснить их значение с помощью слова рыба.)

Если все эти слова можно объяснить с помощью одного слова, что вы

скажете про значение,

про смысл всех этих слов? (Значение имеет что то общее, слова похожи по смыслу.)

- Давайте подведем итог : какие же слова называются родственными?

Вывешивается карточка: « Похожи по смыслу».

Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Регулятивная:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают учителя;

- Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

Открытие «нового» знания

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

инструкция

целеполагание

предъявление результата

Упражнение 290.

Каждая группа работает со своей группой слов.

1 группа – гриб

2 группа – хлопать

3 группа – дар

4 группа - белый

А план работы такой:

Прочитать слова.

Определить, являются ли слова родственными или есть лишние.

Выделить корень.

. Обратить внимание на слово, которое объясняет другие.

Сформулировать правило нахождения родственных слов.

Сформулировать правило написания корня родственных слов.

Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Слушаем результаты работы групп.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на доске модель:

Родственные слова

Общее значение Общая часть - корень

О чём говорит эта схема?

Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему?

Сформулируйте правило.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило нахождения родственных слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Запись слов. Выделение корней.

Регулятивная:

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная:Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической

Структу-рирование полученных знаний

Построение способа действия

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Стр. 7, стр. 11.

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова.

Составьте алгоритм написания корней родственных слов.

Физминутка

Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки».

1 группа – рыба, рыпка, рыбачить, рыбак.

2 группа – трава, трафка, травушка, травинка.

3 группа – дом, дамишко, домик, домовой.

4 группа – дубовый, дуп, дубок.

Решение проблемной ситуации

- Послушайте сказку «Родственница».

- Вы кто такие?

- Я гусь. Это гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Права ли гусеница?

- Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником, делают вывод.

Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.

Регулятивная:

-– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная:Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Составленный алгоритм нахождения родственных слов и единого написания корней родственных слов.

Упражнение в способе действия нахождения родственных слов и едином написании корней родственных слов.

Организация самостоятельной учебной деятельности

- Прочитайте слова:

Золото, золотой, золотник, позолота.

- Что объединяет эти слова? (родственные)

- Вспомним правило, как  пишется корень в однокоренных словах? (корень в однокоренных словах пишется одинаково)

- Спишите, выделите корень.

- Это разные слова или формы одного и того же слова? ( золото и золотой – формы 1 слова, т.к. основы одинаковые; остальные разные слова, т.к. основы разные)

Что означает слово золотой? (проверим по толковому словарю) Какое это слово? (многозначное: записано 1 раз, а значения даны под цифрами)

Работа в парах.

- Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова, выделите корень.                                                       Чужак.

   Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже Водяной пожаловал. Решил порадовать Воду новым стихотворением. Все старуху Воду ждут.

   Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. А Водяному прочитать стихотворение.

        За ночь вьюнок обвился

       Вкруг моего колодца…

      У соседей воды возьму!  (Тиё)

- Что за чужака приметила Вода? (водитель)

- Подберите однокоренные слова.

- Назовите семью Воды. Почему они родственники?

-Что за стих. прочитал водяной? ( хокку или хайку – японские стихи из 3 строчек)

- В чем секрет этих коротких стихов?( 1 секрет любования; 2 секрет- увидеть красоту в простом. Если человек ее видит и ценит, он счастливый)

-  О чем это стихотворение?

- Что вы заметили в записи 2 строчки? (многоточие)

- Как вы думаете, что нам хотел сказать автор? (задумался, залюбовался, а дальше возможен неожиданный поворот)

- Закройте последнюю сточку. Продолжите по смыслу. (освобожу от вьюнка и наберу воды из своего колодца)

- А теперь прочитайте последнюю строчку. Можно ли ее назвать неожиданным поворотом? (да, т.к. герой пойдет за водой к соседу, хотя имеет свой колодец)

- Почему? (герой хотел оставить эту красоту нетронутой)

- Что хотела сказать нам поэтесса? (берегите красоту)

- Герой хокку – наблюдательный человек? (да, только наблюдательный человек не забросит автоматически ведро в колодец, а прежде обратит внимание на неброскую красоту вьюнка)

- А можно назвать его чутким? (Герой не стал обрывать цветок, а попросил воды у соседа, это говорит о его чуткой душе, ведь он сохранил красоту)

То, что случилось, вызывает у героя досаду за неудобство или теплое чувство?

-  Так о чем это стихотворение? ( о красоте, которую человек не хочет нарушать)

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?

Сможем выполнить сейчас? (решение орфографической задачи).

Индивидуальная самостоятельная работа

—Предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Есть задания попроще

—на зеленых листках, а есть посложнее - на голубых

листках. Выберите себе листочек и выполняйте задание на них.

Зеленый листок

В каждой строчке найдите «лишнее» слово и зачеркните его.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисѐнок.

Волк, волна, волчонок.

Голубой листок

Подбери родственные слова к данному слову.

Гриб. Маленький гриб

_____________.

Тот, кто любит собирать грибы,

____.

Приготовленный из грибов (какой?)

____________________.

Часть гриба под землей

_________.

Проверяем выполнение

самостоятельного задания по образцу,он записан

доске. ( эталон)

Оцените свою работу.

Дети читают задания и выполняют их.

Действуют согласно составленному алгоритму.

Дети работают в парах.

Работа с текстом

Самостоятельно выполняют задания ( на уровень)

Регулятивные:

– действовать по инструкции в задании,

Познавательные:

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Регулятивные:

– действовать по инструкции в задании,

Познавательные:

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Выполненное задание. Процент выполнения задания

 Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Игра «Суета».

Больной, больница, большой.

Путь, дорога, путник.

Вода, река, водяной.

Часовщик, час, часть.

Работа с использованием локальной сети.

- Какую тайну раскрыли на уроке?

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

- Каковы признаки однокоренных слов?

Работа с использованием ИКТ

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов?

Оцените себя с помощью таблицы.

Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками»

Г. Цукермана, «лесенками продвижений»

Домашнее задание (на уровень)

( Приложение 1), выучить правила

Дают словесную оценку.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Приложение 1

Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить

Карточка №1.

  Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень. 

буква                            зимний

ходить                         букварь

зима                              поход

Карточка №2.

Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова.   Дополни свои.

Летят перелетные птицы

Прошедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.        

                     М. Исаковский

Карточка №3.

Запиши, как называют:

человека, который:

строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе; человека, который чинит часы.

Выдели корень. Подчеркни орфограммы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области