Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57472 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Программа педагога-психолога

психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса создание условий для обеспечения полноценного психологического и личностного развития детей дошкольного возраста содействие администрации МБДОУ д/c №4, педагогическому коллективу, родителям в создании условий для охраны психологического здоровья детей. Задачи • охрана и укрепление психологического здоровья детей • создание условий для психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду • психологический мониторинг воспитательно-образовательного процесса МБДОУ № 4 • осуществление систематической психодиагностической работы, направленной на выявление отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников, а также на определение динамики в развитии детей • проведение с воспитанниками коррекционно-развивающих мероприятий, развитие эмоционально-личностной, познавательной, и коммуникативной сфер детей дошкольного возраста • осуществление психологического консультирования и просвещения родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания и обучения детей, консультирование по вопросам, касающимся закономерностей психологического развития детей, а также по запросам родителей • психологическое просвещение педагогов и специалистов ОУ, психологическая поддержка в профилактике стрессоустойчивости, профессионального и эмоционального выгорания • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в МБДОУ д/с №4 • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе образовательных программ, учебно-методических пособий, работе ПМПк.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРИНЯТА РЕШЕНИЕМ

педагогического совета

Протокол №

«___» августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНА

Заведующий МБДОУ детский сад № 4 ____________М.Ю.Осичкина

приказ № от « » сентября 2018 г.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД №4

352696,

Краснодарский край,

Апшеронский район,

г.Апшеронск,

мкр. Соцгородок, 15;

apdou4@mail.ru

2018

Пояснительная записка

Программа психологического сопровождения педагога-психолога МБДОУ д/c №4 разработана в соответствии стребованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования МБДОУ №4,Уставом, локальными актами учреждения и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическая профилактика и психологическое просвещение всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ д/c №4 по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ д/c №4. В программу входит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный

1.Целевой раздел

   1.1 Принципы  и подходы  к  реализации   программы

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа  опирается на принципы :

 -принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

-соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при  проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ д/c №4;

-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие, индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными развивающими упражнениями и играми .

1.2. Цели и задачи деятельности педагога-психолога:

Цель работы педагога-психолога: психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса; создание условий для обеспечения полноценного психологического и личностного развития детей дошкольного возраста; содействие администрации МБДОУ д/c №4, педагогическому коллективу, родителям в создании условий для охраны психологического здоровья детей.

Задачи:

охрана и укрепление психологического здоровья детей;

создание условий для психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду;

психологический мониторинг воспитательно-образовательного процесса МБДОУ № 4;

осуществление систематической психодиагностической работы, направленной на выявление отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников, а также на определение динамики в развитии детей;

проведение с воспитанниками коррекционно-развивающих мероприятий, развитие эмоционально-личностной, познавательной, и коммуникативной сфер детей дошкольного возраста;

осуществление психологического консультирования и просвещения родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания и обучения детей, консультирование по вопросам, касающимся закономерностей психологического развития детей, а также по запросам родителей;

психологическое просвещение педагогов и специалистов ОУ, психологическая поддержка в профилактике стрессоустойчивости, профессионального и эмоционального выгорания;

содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в МБДОУ д/с №4;

участие в комплексной психолого-педагогической  экспертизе образовательных программ, учебно-методических пособий, работе ПМПк.

1.3.Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.

Развитие ребенка связано с решением трех основных задач. С ними сталкивается любой человек в самых разных ситуациях. Первая задача связана с ориентировкой в ситуации, с пониманием характерных для нее правил и законов, что является условием адекватного поведения. Вторая задача заключается в том, чтобы определить наиболее важные для субъекта стороны действительности. Другими словами, человек должен обозначить свои интересы и те ситуации, которые значимы для него. Третья задача заключается в необходимости оценки успешности достижения поставленных целей. Необходимо не просто определить желаемый результат, а постоянно отслеживать ход его достижения.

Очевидно, что решение перечисленных задач – долгий процесс, затрагивающий все сферы психики ребенка: познавательную, мотивационно-потребностную и эмоционально-личностную. В результате развития познавательной сферы ребенок приобретает инструменты ознакомления с окружающим миром. В то же время уровень развития его мотивационно-потребностной сферы как бы задает направления этого познания, выделяя в нем существенное и несущественное для ребенка. В результате выполнения поставленных перед собой задач ребенок либо испытывает удовлетворение при их успешном решении, либо сталкивается с трудностями, которые вызывают напряжение и порождают эмоциональные переживания. Для каждой из трех названных сфер существуют нормативные критерии развития.

Становление познавательной сферы на протяжении дошкольного возраста можно рассмотреть относительно следующих психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения.

В психологии и педагогике выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. О появлении процесса мышления можно говорить только тогда, когда перед ребенком встает необходимость решить какую-либо задачу.

Наглядно-действенное мышление является первым видом мышления, которым овладевает ребенок. Оно характеризуется неразрывной связью с практической деятельностью. Однако ошибочно предполагать, что мышление сводится лишь к непосредственным действиям с объектами. Путь развития любого психического процесса, как указывал Л. С. Выготский, представляется как сворачивание, переход в мыслительный, внутренний план первоначально развернутой вовне деятельности. В этом смысле наглядно-действенное мышление является не просто этапом становления детского сознания (на пути к формированию наглядно-образного и словесно-логического мышления); в его рамках появляются особые действия, позволяющие познавать окружающий мир. Например, можно наблюдать за тем, как малыш начинает сжимать, разбирать, взяв в руки новую игрушку. Цель этих действий – как можно лучше познакомиться с объектом. Однако перед ребенком можно поставить практическую задачу и тогда характер отношений с объектом измениться. Малыш начнет учитывать одни его свойства и перестанет уделять внимание другим. Так, если сделать из пластилина кораблик и дать его ребенку, то он будет рассматривать его, сжимать, мять. Но если предложить малышу отправить на кораблике «в плаванье солдатика», то он обратит внимание на строение кораблика, например, на его размер и длину. В этом случае дошкольник, в отличие от ребенка третьего года жизни, не просто применяет весь арсенал существующих в его распоряжении действий, а начинает учитывать тот результат, который вызывается его собственной активностью. Учет результата существенным образом меняет характер взаимодействия ребенка с объектом – в зависимости от произведенного действия дошкольник начинает специально ожидать тот или иной результат.

Хотя наглядно-действенное мышление не исчезает в дошкольном возрасте, определяющим познавательное развитие постепенно становится наглядно-образное мышление. Как следует из названия этого типа мышления, в его основе лежит умственный образ или представление об объекте или явлении. В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление является доминирующим. Благодаря использованию умственного образа ребенок обретает возможность предвосхищать ситуацию. Например, элементарное наблюдение за изменениями в течение суток позволяет дошкольнику понять, когда нужно готовиться ко сну, а когда просыпаться.

В ходе психологических исследований было доказано, что для осуществления процесса восприятия недостаточно обладать зрением, слухом, осязанием и т. д., то есть определенной степенью развития нервной системы. То, что у взрослого происходит как бы само собой, на самом деле является результатом становления особых форм познавательной деятельности. В отечественной психологии в первую очередь акцент делается на активном характере восприятия. Другими словами восприятие – не результат воздействия на органы чувств внешних объектов, а, наоборот, следствие взаимодействия с этими объектами. Фактически развитие восприятия представляет собой процесс овладения особыми действиями, с помощью которых ребенок открывает различные свойства объекта. При этом подобные действия восприятия осуществляется с помощью определенных средств – сенсорных эталонов, которые вырабатываются в культуре и передаются детям в процессе обучения и воспитания. В качестве сенсорных эталонов выступают такие свойства предметов, как величина, размер, цвет и т. д.

Психологи провели эксперимент, в котором детям четвертого года жизни нужно было попарно сравнить различные формы. Оказалось, что данная задача под силу далеко не всем малышам. Связано это вовсе не с тем, что дошкольник не видит различия, а с тем, что у ребенка отсутствует инструмент для сравнения. Ребенок должен наложить одну форму на другую и найти разницу между ними. Выполнение такого действия и представляет собой процесс восприятия. Это действие сначала осуществляется с реальными предметами, и правила его выполнения показывает взрослый. Первоначально подобные действия разворачиваются во внешнем плане и включают в себя движения глаз и рук. Поэтому, если ребенок просто повернул голову в сторону предмета, это не значит, что он стал совершать по отношению к нему действие восприятия.

В зависимости от задач, которые решает ребенок, выделяется четыре типа действий. Первый тип связан с опознанием, идентификацией объекта. При этом ребенок должен ответить на вопрос, является ли объект новым или это уже хорошо знакомый предмет. Для этого малышу достаточно либо зрительно, либо осязательным путем найти характерное свойство объекта. Например, он может узнать любимую игрушку по вмятине или царапине, по наличию хвостика или гребешка. Для этого совершенно не нужно помнить все особенности игрушки. Точно так же ребенок может идентифицировать птицу, например, по наличию клюва. Для ребенка птица – это любой объект, у которого есть клюв. Поскольку клюв, действительно, есть у птиц, то этого, как правило, достаточно для того, чтобы опознать птицу и отличить ее от других животных.

Второй тип действий связан с удержанием основных свойств объекта, характеризующих предмет в целом. Например, ребенок может опознать на улице проезжающую машину или проходящую собаку. Но это опознание будет отличаться от опознания на основе действия первого типа, поскольку в данном случае учитывается наиболее существенное внешнее свойство объекта. Так, для машины и собаки – это их обобщенная форма, которая включает в себя в первом случае определенную форму кузова и колес, а во втором – форму тела.

Третий тип действий направлен на упорядочивание свойств объекта по какому-либо признаку или сериацию (например, расположение объектов по величине от меньшего к большему). Так, ребенок не просто видит машину, а понимает, какая она – большая, средняя или маленькая. Данное упорядочивание не осуществляется автоматически, а является итогом длительного развития соответствующих действий.

Четвертый тип действий связан с анализом особенностей объекта и пониманием того, из каких частей он состоит. На решение этого типа задач направлено действие перцептивного моделирования. Например, дом можно рассматривать не только как целостный объект, но и как объект, который состоит из: прямоугольных стен, дверей, окон и треугольной крыши. Умение понять конструктивные особенности объекта и их организацию в целостный предмет – особая задача, которую ребенок осваивает на протяжении дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте освоение действия моделирования является основным направлением в развитии восприятия.

Развитие памяти и внимания подчиняется тем же законам, что и становление детского мышления и восприятия – в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать действия памяти и внимания с помощью соответствующих средств. Основным свойством памяти в дошкольном возрасте выступает непроизвольность, которая является следствием неопосредствованности (то есть отсутствия средства для запоминания). Наиболее иллюстративным в этом плане является эксперимент А. Н. Леонтьева. В первой его части детям предлагали запомнить и воспроизвести предложенный список слов. Во второй части эксперимента детям давали карточки с изображением различных предметов, среди которых они должны были выбрать те, которые помогли бы им вспомнить необходимые слова. При этом картинки были связаны со словами по ассоциации (например, к слову «птица» ребенок мог выбрать картинку с изображением аэроплана, поскольку «он летает», к слову «нож» – картинку с изображением арбуза, поскольку «арбуз режут ножом» и т. д.). Выяснилось, что для детей 4–5 лет вторая часть эксперимента оказалась попросту бессмысленной – дошкольники не могли понять, как картинка, не обозначающая слово, может помочь его вспомнить. Справедливости ради нужно заметить, что некоторые дети подбирали «правильные» картинки, но затем называли то, что изображено на карточке (то есть подбирая картинку с изображением ошейника к слову «собака», впоследствии они вспоминали слово «ошейник»). Дети 6–7 лет гораздо успешнее справились со второй частью эксперимента. Таким образом, можно говорить о том, что к концу дошкольного возраста дети начинают использовать средство (в данном случае – картинки) для улучшения запоминания. Что касается развития внимания, то оно осуществляется в направлении от непроизвольного к произвольному и от непосредственного к опосредственному. Однако в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное (а следовательно, и непосредственное) внимание.

Одним из наиболее важных для дошкольного возраста является процесс развития воображения. Благодаря появлению воображения меняется вся жизнь ребенка. Если раньше его поведение определялось объективной ситуацией, в которой он находится, то с развитием воображения дошкольник выходит за ее пределы. О. М. Дьяченко отмечала, что может показаться странным, что говорят о необходимости развития у детей воображения – ведь распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Однако эксперименты, проведенные под руководством О. М. Дьяченко, показали, что дошкольники, которым предложили придумать историю, испытывают значительные трудности при выполнении этого задания и либо отказываются от его выполнения, либо подходят к нему традиционно, неинтересно. Вот почему можно говорить о развитии воображения, которое проходит в три этапа.

На первом этапе (3–4 года) детям становится доступно такое действие воображения (то есть построения воображаемого образа), как опредмечивание. Оно заключается в создании образа на основе какого-либо элемента, который выступает в качестве ключевого, задающего содержание образа. Например, если нарисовать на листе бумаги круг и предложить детям «превратить его во что угодно», то большинство из них будет воспринимать круг в качестве основной фигуры и построение образа воображения будет сведено к дорисовыванию круга. Малыши могут дорисовать лучи, и круг превратится в солнце или веревочку – в этом случае круг превратится в воздушный шарик и т. д. К концу четвертого года жизни существенно повышается детализация изображения, однако опредмечивание образа и отсутствие планирования являются характерными чертами всего первого этапа.

На втором этапе (4–5 лет) ребенок осваивает планирование, которое носит ступенчатый характер: дошкольник планирует первый шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Если детям этого возраста предложить дорисовать фигуру, то большинство из них не ограничится изображением одного объекта, а придумает сюжет с несколькими объектами. В этом возрасте ребенок нацелен, в первую очередь, на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности, поэтому целый ряд исследователей отмечает снижение уровня продуктивного воображения у детей. На данном этапе основным способом создания образов воображения, как и у детей, более младшего возраста, является опредмечивание.

На третьем этапе развития воображения (6–7 лет) ребенок усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать образы воображения. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ воображения начинает строиться способом «включения», когда исходный элемент выступает в качестве второстепенного. Кроме того, на данном этапе впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий составить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.

При характеристике мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте, в первую очередь, необходимо указать на работы Ж. Пиаже. С его точки зрения, ребенок изначально не ориентирован на окружающий мир, а полностью поглощен собственными потребностями. Он словно не видит окружающих, их желаний и потребностей. Так, например, дошкольник полагает, что другой человек видит ситуацию точно так же, как и он. Естественность поведения дошкольников, отсутствие у них чувства стеснения объясняется не столько недостаточно развитым интеллектом, сколько неумением посмотреть на ситуацию и собственные действия с позиции окружающих людей. Эта особенность психики ребенка отражена в эксперименте Ж. Пиаже, в котором дошкольнику предлагалось ответить на вопрос о том, как те же самые объекты, что находятся перед ним, видит кукла, сидящая сбоку, и кукла, сидящая напротив. Для этого ребенку нужно было выбрать фотографии предметов, соответствующие, по его мнению, «видению» куклы. Оказалось, что дошкольники выбирают те изображения, которые соответствуют их собственному положению относительно объектов. Этот феномен получил название эгоцентризм.

Не менее известным является экспериментальное исследование А. Н. Леонтьева, в ходе которого был обнаружен так называемый «феномен горькой конфеты». Это явление наблюдалось в специально созданной ситуации: ребенку давалось сложное задание, которое было заведомо невыполнимо по правилам, предложенным взрослым. Вместе с тем дошкольник мог достичь желаемого результата путем нарушения правила. Взрослый предупреждал ребенка о том, что если тот сможет успешно выполнить задание по правилам, то в качестве награды он получит конфету. После этого экспериментатор уходил из комнаты. Убедившись в том, что выполнить задание успешно по правилам невозможно, дошкольники в большинстве случаев все-таки достигали желаемого результата за счет их нарушения. Затем взрослый возвращался, хвалил ребенка и давал ему обещанную конфету. В ряде случаев дети старшего дошкольного возраста брали конфету, но демонстрировали негативную эмоциональную реакцию, начинали плакать, то есть конфета для них оказывалась «горькой».

Как отмечают многие исследователи (К. Левин, А. Маслоу, Н. П. Парамонова, О. К. Тихомиров, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), ребенок испытывает большие трудности в сдерживании своих намерений. Именно поэтому, когда взрослый выходит из комнаты, ребенок нарушает правило и достигает желаемого. Однако реализация собственного желания означает нарушение правила, что приводит к конфликтным переживаниям: важно не просто получить конфету, а получить ее как заслуженную награду за действие по правилу. Данный феномен наглядно показывает, что к концу дошкольного возраста в мотивационно-потребностной сфере на первый план начинает выступать социальный мотив, который в ряде ситуаций вступает в противоречие с эгоистическим мотивом.

В развитии эмоционально-личностной сферы одним из наиболее важных моментов является так называемый кризис трех лет. В раннем возрасте ребенок учился пользоваться предметами, ему важно было узнать, как действовать с каждым из них. Главным помощником ребенка в процессе познания предметов выступал взрослый. К трем годам малыш уже многому научился, хотя его действия носят еще несовершенный характер. Он видит, что делают окружающие его взрослые: мама готовит еду, папа уходит на работу, старший брат идет в школу и т. д. Ребенок видит социальные роли взрослых и хочет сам выступать в этих ролях, то есть стать равным взрослому. Для ребенка быть взрослым – значит самостоятельно выполнять разные дела, и поэтому малыш начинает стремиться к своей самостоятельности. Но дошкольник выполняет действия медленно и не всегда правильно, в то время как взрослые живут в быстром ритме. В ряде случаев возникают конфликтные ситуации: взрослый не понимает, почему процесс, ранее не вызывавший проблем (например, одевание), теперь связан со значительными трудностями. А ответ прост: ребенок изменился, он сделал шаг в личностном развитии и требует, чтобы с ним считались.

В дошкольном возрасте формируется образ Я ребенка, то есть его собственные представления о себе. Это проявляется в том, что дошкольник начинает трепетно относиться ко всему, что связано с его Я. Прежде всего, он требует правильного называния своего имени и фамилии. У него появляются свои вещи, игрушки («моя кроватка», «мои штанишки», «мой зайка» и т. д.). При этом у дошкольника формируется самооценка. В случае если она низкая, ребенок не верит в свои возможности и ожидает постоянных неудач. Если же самооценка высокая, дошкольник надеется на успех и готов попробовать свои силы в любом деле.

В исследованиях психологов было показано, что уже в младшем дошкольном возрасте начинают вырисовываться два типа личности: дети, не доверяющие миру, склонные к отрицательным эмоциональным реакциям и вследствие этого пассивные в своем поведении, и малыши, активные, бодрые, веселые. В формировании того или иного отношения к миру определяющей является самооценка. Поскольку дошкольник в силу характера ведущей деятельности фактически не сталкивается с реально оцениваемыми действиями (большинство детей хвалят за старание, а не за результат), то считается, что самооценка ребенка должна быть завышенной. В то же время с возрастом, когда круг людей, с которыми взаимодействует дошкольник, расширяется, его самооценка начинает приобретать дифференцированный характер. Это проявляется в том, что ребенок начинает различать то, как его оценивают разные люди в целом и то, как они его оценивают в конкретных ситуациях. Возрастание дифференциации расценивается как повышение адекватности самооценки. Если младший дошкольник на вопрос психолога о том, как его оценивает мама, бабушка и педагог, ответит, что все оценивают его одинаково хорошо, то старший дошкольник обозначит в своих высказываниях разницу позиций взрослых: «мама говорит, что иногда я плохо себя виду», «бабушка говорит, что я самый хороший», «воспитательница, бывает, делает мне замечания» и т. д.

Одно из направлений эмоционально-личностного развития в процессе освоения игры связано со становлением такого психического качества, как произвольность. Произвольность – это умение подчинять свое поведение заданному правилу. В эксперименте Л.И. Божович было показано, что дошкольники могут долго и старательно выполнять неинтересное занятие (переписывание букв), если при этом они изображают учеников (то есть берут на себя их роль). Точно так же в исследовании Д. Б. Эльконина девочка, играющая роль буфетчицы, не ела вкусное печенье, поскольку это не соответствует представлениям об этой профессии. В работах З.В. Мануйленко было отмечено, что дошкольники могут в несколько раз дольше находиться в той или иной позе, если они изображают часового, охраняющего «фабрику», чем когда это задание просто задается взрослым в виде соответствующей инструкции («стоять ровно»). Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что именно игра является той формой детской активности, которая способствует формированию произвольности.

1.4. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Система работы педагога-психолога МБДОУ д/с №4, реализующего Основную Образовательную (разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015г.) и Адаптированную программы образовательного учреждения направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования.

Согласно программе «От рождения до школы», целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). Целевые ориентиры дошкольного образования, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

1.4.1. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

1.4.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание деятельности работы педагога-психолога

2.1.1 Основные направления деятельности педагога-психолога

1. Психологическая диагностика.

Основные направления психологической диагностики:

Диагностика

-познавательной сферы ( память, внимание, мышление, воображение);

-мотивационно-потребностной сферы (мотивы, желания, потребности);

-эмоционально-личностной сферы (самооценка,тревожность, агрессивность, страхи)

-социальной сферы (социальные отношения ребенка в коллективе сверстников, межличностные отношения ребенка в семье).

Обследование детей раннего и младшего возраста для определения уровня адаптации.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), согласно положению о ПМПк. 

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам.

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: коррекция отклонений психического развития, содействие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

С учетом особенностей развития каждого ребенка психолог строит коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

Коррекция и развитие познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия)); эмоционально- личностной сферы (агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе); социальной сферы (нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье);

Проведение занятий по профилактике дезадаптации с детьми младшего возраста;

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, имеющими средний и низкий уровни психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе).

Основные методы коррекционной работы:

-индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

-песочная терапия;

-сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

-куклотерапия: проигрывание историй с обозначенной проблемой;

-арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;

-психогимнастика;

-релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

3. Психологическая профилактика.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

контролю за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей; устранением неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;

своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

содействие благоприятному социально-психологическому климату в учреждении, профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

4.Консультативная работа.

Психологическое консультирование в системе дошкольного образования представляет собой систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера, с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса и оказания психологической помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

Задачи психологического консультирования:

-консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ №4 и в семье в интересах ребенка;

-групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

-проведение различных форм работы (семинаров, семинаров-практикумов) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста;

- составление рекомендаций для родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции, проблемам воспитания и межличностного общения;

-оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ.

5.Просветительская работа

 Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей), а именно:

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

-повышение уровня психологических знаний;

-формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

6.Организационно-методическая работа.

Организационно-методическая деятельность педагога психолога включает в себя:

1. Планирование работы (составление годового и календарно-тематического планов работы).

2. Анализ своей работы (составление годового анализа работы, статистической справки, оформление журналов учета видов деятельности).

3. Планирование и подготовку диагностических мероприятий (составление плана диагностического обследования, подготовка стимульных материалов и т.п.).

4. Анализ диагностических мероприятий (обработка результатов и написание заключения).

5. Планирование и подготовку коррекционно-развивающих мероприятий (составление плана занятия или программы занятий, подготовка стимульных материалов и т.п.).

6. Анализ коррекционно-развивающих занятий.

7. Подготовка материалов к консультированию и просвещению (разработка анкет, консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, консультаций и рекомендаций для родителей (законных представителей) и педагогов и т.п.).

8. Ведение текущей документации (заполнение журнала, графика работы, справок и т.п.).

9. Ведение документации педагога-психолога (пополнение нормативно-правовой базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ, материалов для родителей и т.п.).

10. Оформление тематических стендов.

11. Повышение своего уровня квалификации (обучение на курсах повышения квалификации).

12. Посещение семинаров, круглых столов, конференций, организуемых на федеральном, краевом или муниципальном уровне.

13. Изучение психолого-педагогической литературы, работа над темой по самообразованию.

2.2. Перспективный план работы педагога-психолога

Время проведения

Задачи

Вид работы

Целевая группа

Психодиагностика

1

В течение года

Изучение адаптационного периода детей младших групп и вновь прибывших детей;

Анкетирование родителей.

Дети в стадии адаптационного периода.

2

Ноябрь-декабрь.

Апрель-май.

Диагностика психического развития детей.

Дети 3-7 лет

3

Февраль

Диагностика готовности детей к школьному обучению.

Дети подготовительных групп

4

В течение

года

Диагностика детей имеющих трудности в усвоении образовательной программы.

Дети 3-7 лет

5

В течение

года

Диагностика социально-психологического климата.

коллектив ДОУ

6

В течение

года

Индивидуальные обследования детей по запросу родителей, педагогов и в рамках ПМПк и ПМПК.

Дети 3-7 лет

Коррекционно-развивающая

1

В течение

года

Психологическое сопровождение процесса адаптации

Дети в стадии адаптационного периода.

2

В течение

года

Индивидуальные занятия с детьми по запросу родителей и педагогов по выявленной проблеме в результате обследования. А так же детей с ОВЗ и инвалидов.

Дети 3-7 лет

3

Декабрь-май

Подгрупповые занятия с детьми

Дети 3-7 лет

4

Декабрь-май

Индивидуальные развивающие занятия с детьми.

Дети 3-7 лет

5

Декабрь-май

Индивидуальные занятия с детьми по запросу родителей и педагогов по выявленной проблеме в результате обследования. А так же детей с ОВЗ и инвалидов.

Дети 3-7 лет

Консультирование

1

В течение

года

Консультации родителей вновь прибывших детей и детей, испытывающих трудности в адаптационный период.

Родители

2

В течение

года

Консультирование родителей по итогам диагностики детей на предмет готовности к школьному обучению

Родители

3

В течение

года

Консультирование педагогов по итогам диагностики детей с целью индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Воспитатели

4

В течение

года

Консультирование родителей детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы. А так же родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Родители;

Воспитатели

5

В течение

года

Консультирование воспитателей, родителей детей, направляемых на ПМПК.

Родители;

Воспитатели

6

В течение

года

Групповые и индивидуальные консультации по запросам.

Все участники воспитательно-образовательно процесса

7

В течение

года

Групповые и индивидуальные консультации в рамках проводимых родительских собраний.

Родители

Просвещение и профилактика

1

В течение

года

Участие в родительских собраниях с освещением возрастных особенностей детей.

2

В течение

года

Размещение стендовой информации в группах по запросам воспитателей и родителей.

3

В течение

года

Подготовка   и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения.      

4

В течение

года

Составление и распространение памяток и рекомендаций.

5

В течение

года

Выступление на педсоветах.

Организационно-методическая работа

1

В течение

года

Оформление и анализ адаптационных карт

2

В течение

года

Составление годового плана, годового отчета, статистической справки, циклограммы, ведение журналов и другой отчётной документации.

3

В течение

года

Составление планов индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.

4

В течение

года

Подготовка диагностических комплектов, подбор и изготовле6ние материалов для диагностики. Обработка, полученных данных при диагностике. Написание отчётов и психологических характеристик.

5

В течение

года

Подготовка к занятиям с детьми, подбор содержания, материалов.

6

В течение

года

Составление рабочих программ по сопровождению детей разных возрастных групп.

7

В течение

года

Подготовка к семинарам, групповым консультациям и родительским собраниям.

8

В течение

года

Заполнение диагностических карт психологического развития детей.

9

В течение

года

Участие в составе ПМПк.

10

В течение

года

Участие в районных и областных семинарах и конференциях.

11

В течение

года

Участие в интернет конкурсах педагогических работников

12

В течение

года

Прохождение курсов повышения квалификации.

13

В течение

года

Участие в online и offline вебинарах, семинарах по профилю профессиональной деятельности.

14

В течение

года

Оптимизация развивающей среды в сенсорной комнате.

15

В течение

года

Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.

2.3. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС

2.3.1 Взаимодействие педагога-психолога с заведующим МБДОУ д/с №4

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).

5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.

6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

7. Предоставляет психологическую информацию для сайта МБДОУ №4.

8. Предоставляет отчетную документацию.

9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу)

10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

11. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПк.

12. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

13. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

2.3.2. Взаимодействие педагога-психолога с старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы МБДОУ№4. в соответствии с ФГОС ДО.

2. Формирует содержание Психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.

3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.

6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.

11. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

12. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

2.3.3. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп

1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

4. Составляет Психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

5. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.

6. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

7. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

8. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

9. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

10. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

11. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

12. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

13. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т.д.).

14. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

2.3.4. Взаимодействие педагога-психолога с музыкальными руководителями

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.

3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).

4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)

7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.

8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

10. Участвует в проведении музыкальной терапии.

11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

12. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

2.3.5. Взаимодействие педагога-психолога с учителями-логопедами

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний.

6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

7. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.

2.3.6. Взаимодействие психолога-педагога с родителями воспитанников

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения проводится работа по следующим направлениям:

1. Анкетирование родителей;

2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам воспитательного-образовательного процесса и личностного развития детей, оформление информационных стендов, создание памяток, родительские собрания;

3. Информационно-просветительская и развивающая работа.

3. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия, которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие.

1. Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей).

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Материально-техническое оснащение и оборудование

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога выстроена в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста.

Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:

насыщенность;

трансформируемость;

полифункциональность;

вариативность;

доступность;

безопасность.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Рабочее место специалиста имеет соответствующее техническое оснащение, позволяющее экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т.д.

Исходя из предъявляемых условий, кабинет оснащен:

-компьютером;

- методическими комплектами для диагностики, развития и коррекции детей;

- развивающими игрушками.

Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера психологического кабинета. В кабинете имеются:

- рабочий стол психолога;

- шкафы для пособий, документации;

- мебель для диагностической и консультативной работы.

Так же, в распоряжении специалиста на базе МБДОУ д/с №4 есть сенсорная комната. Сенсорная комната — это специально организованная многофункциональная среда, наполненная соответствующим оборудованием, в которой каждый получает необходимые ему в данный момент световые, цветовые, звуковые, тактильные стимулы. Благодаря этим стимулам оказывается различное – как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие.

В интерактивной среде сенсорной комнаты осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение. Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

3.3. Критерии результативности деятельности педагога-психолога ДОУ

Цель критериев результативности деятельности педагога-психолога МБДОУд/с№4  - анализ хода и результата работы педагога-психолога.

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:

Использование педагогом-психологом современных психолого-диагностических методик;

Положительные результаты освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программам;

Разработка методических рекомендаций, авторских программ, диагностического инструментария обеспечивающих развивающий характер образовательного процесса;

Знание и использование ИКТ- технологий;

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне;

Позитивная динамика в социально-психологической адаптации воспитанников ДОУ;

Организация психолого-педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

Организация индивидуальных консультаций для участников образовательного процесса;

Повышение качества профессиональной деятельности;

Участие в исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;

Обобщение и распространение собственного психолого-педагогического опыта;

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.06.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области