Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Антропологический компонент профессиональной культуры педагога.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Антропологический компонент профессиональной культуры педагога.

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности. По классификации. Предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек[3]. Как указывает В.А.Сластенин, педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование ее духовного мира[7].

Реализация целей воспитания – есть цель педагогической деятельности, которая и сегодня рассматривается, как идущей из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизируемых задач обучения и воспитания в процессе профессиональной подготовки студентов[7].

Задача современного педагогического образования – обеспечить формирование профессиональных и специальных компетенций у будущих педагогов. Сформированные компетенции позволят им выстроить систему психолого-педагогического сопровождения всех категорий учащихся, с которыми им придется взаимодействовать. Это предполагает развитие у студентов диагностических, аналитических, проектировочных способностей. Для этого требуется создание такой модели педагогического образования, которая бы помогла будущим педагогам научиться понимать детей, адекватно оценивать их психологическое состояние, продуктивно общаться с ними, успешно преодолевать конфликтные ситуации. Всему этому способствует, по мнению М.Б.Бим – Бада, антропологический компонент профессиональной педагогической культуры. Профессиональная педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности. Но, антропологический компонент в педагогическом образовании продолжает оставаться весьма незначительным по объему[4].

Знания о человеке как предмете воспитания, получаемые студентами за время обучения в вузе, во многих случаях не только недостаточны, но и предельно формализованы, оторваны от педагогики и методики, лишены инструментальной педагогической ориентации. А современный педагог должен получить фундаментальную антропологическую подготовку, позволяющую ему понимать своих учеников и строить свое взаимодействие с ними, в полном объеме учитывая объективные законы их физиологического, психического, социального развития, их индивидуальные особенности, способности и потребности, их субъективное состояние, их личный опыт, запросы и интересы[4].

Современные представления о сущности и структуре профессиональной подготовки будущих педагогов прочно связаны с формированием антропологической культуры. Антропология дает понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. Знания о человеке, о его природе, о движущих силах становления и развития его личности, назначении и смысле жизни, о духовных ценностях человека и их знании о соотношении биологического и социального начал в нем, о его нравственных обязанностях по отношению к самому себе и другим людям, о совершенствовании отношений между людьми, о способах саморегуляции поведения, являются компонентами содержания антропологической культуры педагога[2].

Б.М.Бим-Бад трактует понятие «антропологическая культура» следующим образом: антропологическая культура – это постижение человека детального рассмотрения, так как наряду с теми, кто проводит идеи человекосберегающей деятельности, сохранения и развития духовного здоровья общества, станет неявное, а возможно и явное сопротивление принципам антропологического подхода.

Таким образом, антропологическая культура – это один из главных факторов становления будущих педагогов. Б.М.Бим-Бад раскрывает содержание антропологической культуры, выделяя основные ценности формирования антропологической культуры. Чтобы предать обучаемым полное содержание образования педагог должен представлять себе совокупность ценностных отношений, выступающих перед ним как цель. В литературе выделяют следующие основные ценности, знания которых принадлежит не самой педагогике, а является основным содержанием именно антропологической культуры: нравственные (свобода, сострадание, справедливость); религиозные (вера, реликвии, образы); эстетические (красота, эмоции, чувства); материальные (природа, материальные ресурсы); физиологические (жизнь, здоровье).

Все ценности взаимосвязаны и образуют систему ориентаций общества и личности. Они представляют собой дифференциацию человеком объектов по значимости для него, формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, взглядах, убеждениях, интересах, чувствах, поведении, в отношениях личности – то есть в том, что составляет уникальный внутренний мир человека, основу его индивидуальности[1].

Таким образом, антропологическая культура – это один из главных факторов становления будущих педагогов.

Педагогическая деятельность ценностная, поскольку она воплощается людьми и существует ради людей. Обращает на себя внимание то, что педагогическая деятельность связана не просто с человеком, а с растущим человеком, что требует от учителя-профессионала особых качеств личности, общих и специальных педагогических способностей. Все, что говорит о том, что в процессе педагогической профессиональной подготовки необходимо формировать в студентах антропологическую культуру. Именно в ней формируются те, необходимые качества личности педагога, знания, умения, навыки, которые необходимы для дальнейшей педагогической деятельности[7].

Высшей ценностью в педагогическом процессе является человек, а для педагога первостепенное значение имеет умение постичь человеческую природу, научиться управлять ею на благо самого человека и народа в целом. Все, что достигается тогда, когда педагог обладает большим духовным миром, в нем развиты такие качества, как нравственность, гуманизм, педагогический такт, и особенно такое качество, когда педагог считает свою профессию ценностью для себя. Духовно-нравственная готовность предполагает формирование у будущих педагогов нравственного мировоззрения и духовной культуры[1].

Список использованной литературы.

Асташева, Н.А Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [Текст]/ под ред. Н.А.Асташова. –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 272с.

Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология [Текст]: Учебное пособие для студентов/ Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. –М., 1998.

Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высших пед. заведений [Текст]/Е.А.Климов. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. -304с.

Корнетов, Г.Б. Подготовка нового учителя [Текст]/ Г.Б.Корнетов// Школьные технологии. -2009. -№5. –с.16-25.

Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Максакова В.И. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208с.

Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.

Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев; под ред. В.А.Сластенина. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. -576с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области