Конспект урока "Существительные 2 склонения."

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План-конспект урока 

Пак Александра Леонидовна:

Класс:3, «Перспективная начальная школа»

Предмет: Русский язык

Тема: "Существительные 2 склонения"

Цель: Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Используемые технологии: деятельностный метод.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

 формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам;

способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. 

2.Метапредметные:

Познавательные: 

развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

развивать умение работать с информацией и обмениваться её.

формировать умение использовать полученную информацию.

работать над использованием знаково-символических средств.

продолжить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы.

Коммуникативные:

 создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте.

формировать умения слышать друг друга и понимать.

помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Регулятивные:

формировать умение соотносить свои знания, определять проблему.

фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

способствовать выполнению пробного действия.

развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

3.Предметные:

знакомство со 2 склонением имен существительных

применение полученных знаний на практике

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Учитель здоровается, предлагает проверить готовность к уроку : наличие учебника русского языка, рабочей тетради в линейку, ТПО, пенала.

Дети приветствуют учителя и гостей, проверяют наличие учебных принадлежностей.

1

Личностные:формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

2. Целеполагание, актуализация знаний (мотивация к деятельности).

Учитель предлагает открыть учебник по закладке на стр. 122, просит прочитать вслух тему урока.

Организует беседу и просит, обсудив в паре, сформулировать цель урока.

-Какие знания нам потребуются для достижения этих целей?

Дети работают с учебником, находят тему и читают вслух.

Предполагаемый ответ:

Научиться определять спряжение имен существительных;

научиться различать сущ. 1,2, 3 спряжения.

Потребуется умение находить сущ., определять род, спряжение.

2

Познавательные:

помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

развивать умение работать с информацией и обмениваться.

формировать умение использовать полученную информацию.

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Просит рассмотреть условные знаки и сказать, что будем делать на уроке, чтобы достичь поставленной цели. Предлагает обсуждение возникновения понятий.

- Что такое имя существительное?

-Как изменяются имена существительные?

-Сколько падежей в русском языке?

-В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим?

-Каким членом предложения может быть имя существительное в остальных падежах?

-Какой падеж не употребляется без предлогов?

Дети рассматривают условные знаки и проговариваю виды работы на уроке (думать, рассказывать, работать в тетради, ТПО и работать в паре, работать с обратным словарем) и отвечают на поставленные учителем вопросы.

3

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте,

формировать умения слышать друг друга и понимать.

3. Изучение нового.

В задании на стр. 122 учитель сам читает текст (просьбу Анишит Йокоповны, а дети выполняют письменную часть задания с места с устным комментированием), затем работают устно, отвечая на вопросы учебника. Учитель просит сделать вывод о проделанной работе.

Дети слушают задание, выполняют письменную часть, отвечают на вопросы со стр. 123. Дети склоняют существительные м.р. и ср.р.с основой на твердый согласный и приходят к выводу, что наборы падежных окончаний в косвенных падежах у них совпадают. Обязательно следует сделать акцент на том, что это существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме И.п.). Следовательно, можно прийти к выводу, что эти существительные склоняются одинаково, т. е. относятся к одному склонению.

10

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в коллективе, высказывать своё мнение.

Физминутка  Учитель читает имена сущ., если  1сущ. м. р. – руки вверх; сущ. ж. р. – руки в сторону; сущ. с. р. – подпрыгнули (Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, море, ученик, окно, мальчик, девочка, стекло) 

Учитель просит прочитать требование упр. 114 и выполнить упр. С проговариванием и выполнением всех заданий.

Дети склоняют существительные м.р. и ср.р. с основами на мягкий согласный. Существительное ср.р. есть в упражнении, а существительное м.р. дети выбирают из Обратного словаря (с. 176). Например:

И.п. (кто? что?) словарь, море

Р.п. (кого? чего?) словаря, моря

Д.п. (кому? чему?) словарю, морю

В.п. (кого? что?) словарь, море

Т.п. (кем? чем?) словарем, морем

П.п. (о ком? о чем?) о словаре, о море

Просклоняв слова и выделив везде окончания, учащиеся увидят, что у этих существительных основа всегда оканчивается на мягкий согласный (здесь можно воспользоваться звуковой записью конца основы слова).

Далее дети отмечают, что существительные разных родов –м.р. и ср.р., но у них в одинаковых падежах одинаковые окончания, т. е. одинаковые наборы падежных окончаний, следовательно, можно сказать, что они склоняются одинаково – относятся к одному и тому же склонению. Сделав такой вывод, учащиеся знакомятся с правилом на стр. 124.

10

Регулятивные: осуществлять контроль и самоконтроль выполненной работы.

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в коллективе, высказывать своё мнение.

Учитель просит выполнить упр. 115 на стр. 124.

Учитель просит выполнить задание по вариантам, один вариант склоняет два первых слова, а сосед по парте склоняет два последних слова.

После выполнения задания учитель просит поменяться тетрадями и проверить правильность выполнения работы.

Можно также попросить детей доказать, что эти слова относятся ко II склонению. Для этого дети должны отметить совпадение набора падежных окончаний этих слов с набором окончаний существительных II склонения (с основой на мягкий согласный) Затем дети еще раз формулируют в общем, какие существительные относятся ко II склонению.

Обратном словаре дети находят слова на ей (воробей, муравей, соловей, репей, ручей) и, взяв на выбор одно из слов, проводят анализ по плану, данному в задании упражнения в виде вопросов. Например: слово соловей относится к именам существительным, одушевленное, мужского рода, II склонения. После этого учитель акцентирует внимание учащихся на то, что у этих существительных в начальной форме нулевое окончание. Затем дети склоняют два из этих слов, выделяя окончания.

Например:

И.п. (кто? что?) соловей, репей

Р.п. (кого? чего?) соловья, репья

Д.п. (кому? чему?) соловью, репью

В.п. (кого? что?) соловья, репей

Т.п. (кем? чем?) соловьем, репьем

П.п. (о ком? о чем?) о соловье, о репье

При склонении слов (по желанию учителя) можно обратить внимание на разницу в окончаниях одушевленных и неодушевленных существительных. Одушевленные существительные II склонения в Р.п. и В .п. отвечают на одинаковый вопрос (кого?) и имеют одинаковые окончания. Неодушевленные существительные в И .п. и В .п. отвечают на вопрос (что?) и, соответственно, имеют одинаковые окончания. У существительных I и III склонения такой закономерности не наблюдается.

Ученики замечают, что при склонении каждого слова появилась орфограмма≪разделительный Ь≫. Учитель может предложить подчеркнуть эту орфограмму в словах, устно объяснив ее написание.

10

Домашнее задание:

Учебник стр. 124-125 № 116 2

Итог урока. Рефлексия. 3

Учитель просит вернуться к началу урока и вспомнить - Какую цель ставили в начале урока?

      Я научился…

         Было интересно…

         Было трудно…

         Могу похвалить себя за то, что…

         Больше всего мне понравилось…

Регулятивные : самоконтроль, самооценка.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.