План-конспект урока |
Пак Александра Леонидовна: |
Класс:3, «Перспективная начальная школа» |
Предмет: Русский язык |
Тема: "Существительные 2 склонения" |
Цель: Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Тип урока: урок открытия новых знаний. |
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш, цветные карандаши. |
Используемые технологии: деятельностный метод. |
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический. |
Планируемые результаты: |
1.Личностные: |
формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; |
способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам; |
способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. |
2.Метапредметные: |
Познавательные: |
развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать. |
помочь выделить и сформулировать познавательную цель. |
развивать умение работать с информацией и обмениваться её. |
формировать умение использовать полученную информацию. |
работать над использованием знаково-символических средств. |
продолжить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы. |
Коммуникативные: |
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте. |
формировать умения слышать друг друга и понимать. |
помочь ребёнку в аргументации своего мнения. |
Регулятивные: |
формировать умение соотносить свои знания, определять проблему. |
фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. |
способствовать выполнению пробного действия. |
развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность. |
3.Предметные: |
знакомство со 2 склонением имен существительных |
применение полученных знаний на практике |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. | |||
Учитель здоровается, предлагает проверить готовность к уроку : наличие учебника русского языка, рабочей тетради в линейку, ТПО, пенала. | Дети приветствуют учителя и гостей, проверяют наличие учебных принадлежностей. | 1 | Личностные:формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
2. Целеполагание, актуализация знаний (мотивация к деятельности). | |||
Учитель предлагает открыть учебник по закладке на стр. 122, просит прочитать вслух тему урока. Организует беседу и просит, обсудив в паре, сформулировать цель урока. -Какие знания нам потребуются для достижения этих целей? | Дети работают с учебником, находят тему и читают вслух. Предполагаемый ответ: Научиться определять спряжение имен существительных; научиться различать сущ. 1,2, 3 спряжения. Потребуется умение находить сущ., определять род, спряжение. | 2 | Познавательные: помочь выделить и сформулировать познавательную цель. развивать умение работать с информацией и обмениваться. формировать умение использовать полученную информацию. Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Просит рассмотреть условные знаки и сказать, что будем делать на уроке, чтобы достичь поставленной цели. Предлагает обсуждение возникновения понятий. - Что такое имя существительное? -Как изменяются имена существительные? -Сколько падежей в русском языке? -В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим? -Каким членом предложения может быть имя существительное в остальных падежах? -Какой падеж не употребляется без предлогов? | Дети рассматривают условные знаки и проговариваю виды работы на уроке (думать, рассказывать, работать в тетради, ТПО и работать в паре, работать с обратным словарем) и отвечают на поставленные учителем вопросы. | 3 | Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте, формировать умения слышать друг друга и понимать. |
3. Изучение нового. | |||
В задании на стр. 122 учитель сам читает текст (просьбу Анишит Йокоповны, а дети выполняют письменную часть задания с места с устным комментированием), затем работают устно, отвечая на вопросы учебника. Учитель просит сделать вывод о проделанной работе. | Дети слушают задание, выполняют письменную часть, отвечают на вопросы со стр. 123. Дети склоняют существительные м.р. и ср.р.с основой на твердый согласный и приходят к выводу, что наборы падежных окончаний в косвенных падежах у них совпадают. Обязательно следует сделать акцент на том, что это существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме И.п.). Следовательно, можно прийти к выводу, что эти существительные склоняются одинаково, т. е. относятся к одному склонению. | 10 | Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в коллективе, высказывать своё мнение. |
Физминутка Учитель читает имена сущ., если 1сущ. м. р. – руки вверх; сущ. ж. р. – руки в сторону; сущ. с. р. – подпрыгнули (Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, море, ученик, окно, мальчик, девочка, стекло) | |||
Учитель просит прочитать требование упр. 114 и выполнить упр. С проговариванием и выполнением всех заданий. | Дети склоняют существительные м.р. и ср.р. с основами на мягкий согласный. Существительное ср.р. есть в упражнении, а существительное м.р. дети выбирают из Обратного словаря (с. 176). Например: И.п. (кто? что?) словарь, море Р.п. (кого? чего?) словаря, моря Д.п. (кому? чему?) словарю, морю В.п. (кого? что?) словарь, море Т.п. (кем? чем?) словарем, морем П.п. (о ком? о чем?) о словаре, о море Просклоняв слова и выделив везде окончания, учащиеся увидят, что у этих существительных основа всегда оканчивается на мягкий согласный (здесь можно воспользоваться звуковой записью конца основы слова). Далее дети отмечают, что существительные разных родов –м.р. и ср.р., но у них в одинаковых падежах одинаковые окончания, т. е. одинаковые наборы падежных окончаний, следовательно, можно сказать, что они склоняются одинаково – относятся к одному и тому же склонению. Сделав такой вывод, учащиеся знакомятся с правилом на стр. 124. | 10 | Регулятивные: осуществлять контроль и самоконтроль выполненной работы. Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в коллективе, высказывать своё мнение. |
Учитель просит выполнить упр. 115 на стр. 124. Учитель просит выполнить задание по вариантам, один вариант склоняет два первых слова, а сосед по парте склоняет два последних слова. После выполнения задания учитель просит поменяться тетрадями и проверить правильность выполнения работы. Можно также попросить детей доказать, что эти слова относятся ко II склонению. Для этого дети должны отметить совпадение набора падежных окончаний этих слов с набором окончаний существительных II склонения (с основой на мягкий согласный) Затем дети еще раз формулируют в общем, какие существительные относятся ко II склонению. | Обратном словаре дети находят слова на ей (воробей, муравей, соловей, репей, ручей) и, взяв на выбор одно из слов, проводят анализ по плану, данному в задании упражнения в виде вопросов. Например: слово соловей относится к именам существительным, одушевленное, мужского рода, II склонения. После этого учитель акцентирует внимание учащихся на то, что у этих существительных в начальной форме нулевое окончание. Затем дети склоняют два из этих слов, выделяя окончания. Например: И.п. (кто? что?) соловей, репей Р.п. (кого? чего?) соловья, репья Д.п. (кому? чему?) соловью, репью В.п. (кого? что?) соловья, репей Т.п. (кем? чем?) соловьем, репьем П.п. (о ком? о чем?) о соловье, о репье При склонении слов (по желанию учителя) можно обратить внимание на разницу в окончаниях одушевленных и неодушевленных существительных. Одушевленные существительные II склонения в Р.п. и В .п. отвечают на одинаковый вопрос (кого?) и имеют одинаковые окончания. Неодушевленные существительные в И .п. и В .п. отвечают на вопрос (что?) и, соответственно, имеют одинаковые окончания. У существительных I и III склонения такой закономерности не наблюдается. Ученики замечают, что при склонении каждого слова появилась орфограмма≪разделительный Ь≫. Учитель может предложить подчеркнуть эту орфограмму в словах, устно объяснив ее написание. | 10 | |
Домашнее задание: Учебник стр. 124-125 № 116 2 | |||
Итог урока. Рефлексия. 3 | |||
Учитель просит вернуться к началу урока и вспомнить - Какую цель ставили в начале урока? Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Больше всего мне понравилось… | Регулятивные : самоконтроль, самооценка. |