«Развитие индивидуальных особенностей учащихся
в детских общественных организациях.
Планирование коллективных творческих дел,
направленных на развитие индивидуальных особенностей школьников»
Д.Р.Низамеева ,первая квалификационная категория,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кукморская средняя школа № 4»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Проблема воспитания поколения, которому суждено строить новую Россию и жить в ней, стоит сегодня особенно остро. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, специалистам образовательных учреждений необходимы знания о технологиях воспитательной деятельности.
В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются попытки обновления практики образования. Образовательные учреждения рано или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, сохраняя приверженность проверенным методикам. Однако изменения, происходящие сегодня в школе, все чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо уметь ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Это поможет достичь наибольших результатов в реализации воспитательной программы образовательного учреждения.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Ключевая роль в решении задач воспитания возложена на классного руководителя, педагога-организатора.
Организационно - деятельностный уровень системы воспитательной работы состоит в том, что определяются возможности социальной среды и условия, в которых будет протекать жизнедеятельность учащихся, планироваться система их деятельности. Главное здесь не только в том, чтобы организовать деятельность учащихся (через систему КТД), а в том, чтобы социальная среда школы и за ее пределами давала возможность свободного выбора того или иного вида деятельности, чтобы способствовала переходу ребенка из объекта воздействия педагога в субъекта собственной деятельности, помогала самовыражению личности, развитию его индивидуальных особенностей. Реализация этих идей на практике осуществляется на основе совместного (педагога и учащихся) планирования воспитательной работы, где определяются основные направления жизнедеятельности учащихся.
План воспитательной работы должен быть сориентирован на образовательно - воспитательную концепцию образовательного учреждения. В этом случае не будет рассогласования учебного и воспитательного процессов в их влиянии на формирование личности учащихся, развития их индивидуальных особенностей. Следует планировать не работу с учащимися, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую. План должен быть максимально индивидуализирован, учитывать способности классных коллективов, отдельных учащихся, возможности учителя (как воспитателя), социальной микросреды. Необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план работы дел. Ведь главная цель воспитательной работы – создание условий для свободного развития интеллектуальных, духовных, физических сил ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
Каковы основные направления деятельности педагогов?
-Изучение личности учащихся. (В своей работе необходимо использовать различные методы изучения личности, беседы с учащимися, их друзьями, учителями, психологом, родителями; проводить наблюдения, анкетирования, тестирования.) Нужно помнить, что изучение личности не самоцель. В процессе изучения надо стремиться раскрыть личное «Я» ребенка, помочь ему обрести себя, свою индивидуальность.
-Индивидуальная работа с учащимися.
Необходимо установить доброжелательные отношения с каждым учеником, поинтересоваться его здоровьем, успехами, отношениями с родителями, с друзьями. Спросить о личных планах, трудностях, постараться оказать необходимую помощь. Учить каждого учащегося сотрудничать, планировать, анализировать свою работу и деятельность других. Помогать им в самообразовании, самовоспитании, самовыражении.
-Организация учебной деятельности учащихся.
Учить оказывать помощь, взаимопомощь в учебе, сотрудничать с учителями - предметниками, узнать их интересы, склонности, потребности, самооценку. Создавать ситуации успеха: подбадривание, похвала. Советовать, как готовить домашние задания, помогать выявлять затруднения.
-Организация внеурочной деятельности.
Выяснить желания, потребности, интересы каждого из ребят. Стараться строить отношения с ребятами с учетом их чувства взрослости. Занять позицию их друга. На переменах быть вместе с ними. Организовывая дела, стараться, чтобы они носили творческий характер, отвечали интересам большинства, попытаться пробудить интерес к самовоспитанию.
-Сотрудничество с родителями.
Установить доброжелательные отношения с родителями ребят. Ведь для них сын или дочь – самые лучшие дети. Привлекать к участию в различных мероприятиях, к совместной деятельности как в школе, так и за ее пределами. При любой необходимости обращаться за помощью. И обязательно поощрять, благодарить родителей.