«Игралочка-познавалочка»
в дошкольном образовании детей
в МБОУ «Школа № 14 с углублённым изучением английского языка»
Алибаева Елена Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Рязань
___________________________________________________________________________
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития».
В. А. Сухомлинский
____________________________________________________________________________
Цель: формирование предпосылок личностной, волевой и социальной готовности к школе.
Задачи:
Формирование положительного отношения к школе, представления об обучении, внутренней позиции будущего ученика.
Развитие произвольности внимания и поведения, умения контролировать и оценивать свои действия, навыков саморегуляции.
Развитие самосознания, умения осознать сильные стороны своего характера, создание условий для проявления своей индивидуальности и уникальности.
Развитие и укрепление уверенности в себе, развитие навыков уверенного поведения в новых жизненных ситуациях.
Обучение способам взаимодействия в группе сверстников и со взрослыми.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологи доказали:
в игре интенсивно развивается психика;
в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие;
в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.
В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Функции игры как педагогического феномена:
Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.
Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;
развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д.
Каждая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:
образовательная задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Технология проведения игры:
Подготовка игры:
тема;
учебные цели:
предложение основы для составления модели:
определение состава участников игры, распределение ролей:
проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участков в аудитории,
определение временных границ проведения игры.
Проведение игры:
разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены взаимодействие изучении и обсуждении, проблемной информации, в принятии решений).
Подведение итогов игры:
время;
общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;
рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Основные правила проведения игры:
Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.
Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.
Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.
Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика.
В нашей школе ведется работа в ШБП по игровым технологиям. Так как уже 5 педагогов прошли обучение на семинаре «Игровые технологии в начальной школе», в этом году мы имеем возможность проводить занятия одновременно в 3х группах по 10 человек. Таким образом, каждую субботу все дети проходят через эти занятия.
В своей работе мы используем программы, рекомендованные ЦПМСС - «Школа - интересная игра» (Психопрофилактическая программа для детей 5-7 лет) и «Игралочка – познавалочка» (Комплексная профилактическая программа по развитию познавательных и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами современных игровых технологий).
В связи с тем, что количество часов ограничено, мы при составлении тематического планирования объединили эти две программы. Таким образом, на каждом занятии мы используем дидактические игры на развитие внимания, памяти и подвижные игры на развитие коммуникативных навыков, произвольности и снятия эмоционального напряжения.
В школе создана игротека, которой мы пользуемся на занятиях.
Структура занятия.
Приветствие.
Основная часть:
Дидактически игры на развитие внимания, памяти, произвольности;
Подвижные игры на развитие коммутативных навыков, производительности и снятия эмоционального напряжения.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Принципы ведения занятий.
Добровольность участия.
Безоценочность и принятие каждого ребенка.
Психологическая поддержка.
Сотрудничество и участие специалиста (педагога) в играх на равных с детьми.
Компетентность ведущего.
На наших занятиях мы не только играем в дидактические и подвижные игры, но и проигрываем ситуации из школьной жизни (с помощью куклы Петрушки), упражняемся в развитии навыков сотрудничества в паре и в группе. Мы использовали настольный кукольный театр - разыгрывали сказку «Колобок».
В наши занятия включаем упражнения на развитие мелкой моторики – занимаемся лепкой.
Занятия начинаются с приветствия (улыбка по кругу или поздороваться). На каждом занятии проговариваем с детьми правила поведения во время игры. Все дети стараются соблюдать эти правила.
Результаты, полученные в ходе реализации программы, соответствуют ожидаемым. У детей сформировалось положительное отношение к школе, они приобрели знания о поведении в новых жизненных ситуациях, о правилах поведения в школе. Ребята учатся сотрудничать в парах и в группах умеют договориться между собой, соблюдают установленную очередность в игре.
В ходе проведения дней открытых дверей в ШБП, родители отметили значимость проводимых занятий.
________________________________________________________________
Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.