Методическая разработка
План работы
по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в старшей группе.
Цель: Создание необходимых условий для предупреждения детского травматизма на дорогах, обеспечение безопасной жизнедеятельности воспитанников.
Задачи:
1. Создать условия для обучения воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах.
2. Научить воспитанников жить в динамичном, быстро меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, готовность к эффективным, обоснованным действиям в любой дорожной ситуации.
3. Использовать современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с воспитанниками на улице, во дворе, в транспорте.
4. Формировать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности детей, как участников дорожного движения, привлекая их к совместной деятельности с детьми.
№ | Сентябрь «Улица» | ||
Формы работы с детьми | |||
1 | 2 | 3 | |
I - неделя | Беседа «Зачем нужны ПДД?» - расширение представлений детей о правилах дорожного движения. | Сюжетно-ролевая игра «Улица» | Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения» (1книга) |
II- неделя | Дидактическая игра «Да или нет?» - закрепление знание правил дорожного движения, развитие быстроты реакции - правильно и быстро отвечать на вопросы.» | Подвижная игра «Эстафета | Продуктивная деятельностьРисование «Автомобили на улицах города» |
III - неделя | Просмотр слайд-презентации «Дорожная азбука» - закрепление представлений о знаках дорожного движения; знакомство с новыми знаками. | Сюжетно-ролевая игра «Улица» | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 1 серия «История возникновения ПДД» 3 серия «Опасности во дворе» |
VI- неделя | Дидактическая игра «Найди ошибку» - закрепление ранее полученных знаний о ПДД. | Подвижная игра «Эстафета» | Конструктивно-модельная деятельность (мини-лего) «Выставка машин» |
Октябрь «Транспорт» | |||
I - неделя | Беседа «История транспорта» - расширение знаний детей об истории транспорта; развитие умения сравнивать и анализировать. Просмотр слайд-презентации «Машины специального назначения» - расширение представлений детей о специализированном транспорте. Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» | Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» | Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат» Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 2 серия «Дорога и транспорт» 9 серия «Общественный транспорт» |
II- неделя | Дидактическая игра «Макет улицы» (подиум) - закрепление правил поведения на улице, у проезжей части дороги; закрепление полученных знаний о дорожных знаках, о работе светофора. | Подвижная игра «Быстрые автомобили» | Продуктивная деятельность Конструирование (Лего) «Любимый автомобиль» |
III - неделя | Дидактическая игра «Что лишнее? 2 различных видах транспорта.- закрепление представлений детей о | Подвижная игра «Быстрые автомобили» | Продуктивная деятельность Рисование «Спец.транспорт» |
VI- неделя | Просмотр слайд-презентации «Машины специального назначения» - расширение представлений детей о специализированном транспорте. | Сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 2 серия «Дорога и транспорт» 9 серия «Общественный транспорт» |
Ноябрь «Светофор. Перекресток» | |||
I - неделя | Беседа «Школа пешеходных наук» - знакомство детей с пешеходным светофором; воспитание культуры грамотного пешехода. | Сюжетно-ролевая игра «Перекресток» | Чтение Пословицы и поговорки (применительно к ПДД) Т. Данилова, с. 186 |
II- неделя | Дидактическая игра «Лабиринт» - закрепление знаний сигналов светофора. Развитие логического мышления, внимания, памяти. (см. Приложение 2, п.5) | Подвижная игра «Зажги свет» | Продуктивная деятельность Лепка (коллективная работа) «Пластилиновый город» |
III - неделя | Экскурсия «Перекресток» - закрепление правил поведения у проезжей части дороги; правил перехода дороги; закрепление знаний дорожных знаков; закрепление представлений о работе светофора. | Сюжетно-ролевая игра «Перекресток» | Развлечение «Зеленый огонек» (совместно с подготовительной группой) |
VI- неделя | Дидактическая игра «Собери знак» (пазл) - закрепление представлений о знаках дорожного движения. | Подвижная игра «Зажги свет» | Конструктивно-модельная деятельность (из бросового материала) «Автомобиль» |
Декабрь «Мы - пешеходы» | |||
I - неделя | Беседа «Правила поведения пешеходов» - расширение знаний о правилах поведения пешеходов; воспитание ответственности. (см. Приложение 2, п.3) | Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы в городе» | Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения» (2 книга) |
II- неделя | Дидактическая игра «Расставь знаки правильно» - закрепление представлений о знаках дорожного движения. | Подвижная игра «Эстафета» | Продуктивная деятельность Рисование «Пешеходы идут по улице» |
III - неделя | Просмотр слайд-презентации «Пешеходы» (на основе книги А. Усачева «Правила дорожного движения») - расширение знаний о правилах поведения пешеходов; воспитание ответственности. | Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы » | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 4 серия «Дорожные знаки» 5,6 серии «Пешеходный переход» |
VI- неделя | Дидактическая игра «Слушай и запоминай» - расширение знаний о правилах поведения пешеходов; воспитание ответственности. Т. Данилова, с. 192 | Подвижная игра «Эстафета» | Конструктивно-модельная деятельность (из бросового материала) «Парк для пешеходов» |
Январь «Мы - пассажиры» | |||
I - неделя | |||
II- неделя | Беседа «Ремни безопасности в автомобилях» - формирование представлений о безопасности пассажира. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» | Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» |
III - неделя | Виртуальная экскурсия «Путешествие на автобусе» - формирование представлений о безопасности пассажира; воспитание культуры грамотного пассажира. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» | Развлечение «Безопасность на дорогах» (совместно с подготовительной группой) |
VI- неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» - развитие внимания, наблюдательности; закрепление представлений о различных видах транспорта; развитие представлений о дорожных знаках. | Подвижная игра «Пустое место» | Конструктивно-модельная деятельность (из бросового материала) «Велосипед» |
Февраль «Будущие водители» | |||
I - неделя | Беседа «Каким должен быть водитель автомобиля?» - расширение представлений о профессии водителя. | Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы» | Чтение Н. Носов «Автомобиль» |
II- неделя | Дидактическая игра «Поставь машину на стоянку» - закрепление знаний дорожных знаков; развитие логического мышления. | Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь» | Продуктивная деятельность Лепка «Велосипед» |
III - неделя | Просмотр слайд-презентации «Правила для водителей - будущих и настоящих» (на основе книги А. У сачева «Правила дорожного движения» - расширение представлений детей о профессии водителя» закрепление знаний ПДД. | Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы» | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 11 серия «В автомобиле» |
VI- неделя | Дидактическая игра «Домино с дорожными знаками» - развитие умения различать и называть дорожные знаки, их функциональное назначение. | Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь» | Продуктивная деятельность Рисование «Машины будущего» |
Март «Знаки на дорогах» | |||
I - неделя | Беседа «Дорожные нарушения» - закрепление правил поведения на улице; развитие умений правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в детский сад» | Чтение Отгадывание загадок о дорожных знаках. |
II- неделя | Дидактическая игра «Потерянные знаки» - закрепление знаний ПДД; закрепление знаний о назначении знаков дорожного движения. | Подвижная игра «Цветные автомобили» | Продуктивная деятельность Рисование «Мой любимый дорожный знак» |
III - неделя | Просмотр слайд-презентации «По дороге в детский сад» - формирование представлений о дорожных знаках, находящихся рядом с территорией детского сада. | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в детский сад» | «Неразбериха в городе» (совместно с подготовительной группой) |
VI- неделя | Дидактическая игра «В знаке ошибка» - закрепление знаний дорожных знаков; развитие внимания и умения правильно использовать объяснительную и доказательную речь. (см. Приложение 1, п.7) | Подвижная игра «Цветные автомобили» | Конструктивно-модельная деятельность (оригами) «Кепка автомобилиста» |
Апрель «Дорожные ситуации» | |||
I - неделя | Беседа «Если сломался светофор» - знакомство детей с трудом регулировщика уличного дорожного движения. | Сюжетно-ролевая игра «Взаимопомощь на дорогах» | Чтение Скороговорка «Ша-ша-ша, еду шинами шурша» Т. Данилова, с. 186 |
II- неделя | Дидактическая игра «Направо - налево» - закрепление умения ориентироваться в пространстве. | Подвижная игра «Гаражи» | Продуктивная деятельность Рисование «Что я видел по дороге в детский сад?» |
III - неделя | Просмотр слайд-презентации Дорожные ситуации» - закрепление правил безопасного поведения на улице, в общественном транспорте; закрепление знаний ПДД. | Сюжетно-ролевая игра «Взаимопомощь на дорогах» | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге» 12 серия «Поездка на самокате» |
VI- неделя | Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» - расширение представлений детей о труде взрослых. | Подвижная игра «Гаражи» | Продуктивная деятельность Лепка «Автомобиль мечты» |
Май «Мы соблюдаем ПДД» | |||
I - неделя | Беседа «Обобщение» - закрепление полученных детьми знаний ПДД. | Сюжетно-ролевая игра «Уличное движение» | Чтение С. Михалков «Велосипедист» |
II- неделя | Дидактическая игра «Макет улицы» (подиум) - закрепление правил поведения на улице, у проезжей части дороги; закрепление полученных знаний о дорожных знаках, о работе светофора. | Подвижная игра «Найди свою остановку» | Продуктивная деятельность Рисование (коллективная работа: создание книги- альбома) «Азбука дорожных знаков» |
III - неделя | Экскурсия «Г лавная улица станицы» - закрепление правил безопасного поведения на улице, в общественном транспорте; закрепление знаний ПДД. | Сюжетно-ролевая игра «Уличное движение» | Развлечение «Дорожная азбука» (совместно с подготовительной группой) |
VI- неделя | Дидактическая игра «Угадай дорожный знак» - закрепление умения различать дорожные знаки; закрепление знаний ПДД; воспитание умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. | Подвижная игра «Найди свою остановку» | Продуктивная деятельность Конструктивно-модельная деятельность (Лего) «Моя улица» |
Используемая методическая литература:
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Н.Н. Авдеева, О.А. Князева, Р.Б. Стеркина
1. Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
2.К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001
4. Е.И.Шаланова "Правила безопасности- Дорожного движения"
5. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено".
6. Лиходед В. "Уроки светофор".
7.Т.Ф.Саулина "Три сигнала светофора"
8. Пикулева Н. "Дорожная азбука".
9. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013
10. Н.В.Елжова "ПДД в детском саду", 2013
11."Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова, Г.С.Александрова.
12.Первая помощь. Учебник.
13. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
14.Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
15. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002
16. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
17. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
18. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения.
19. Правила дорожного движения.- М. Эксмо, 2006.- 64 с.
20. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения
для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс,
2007. – 160 с.
21. Методические рекомендации по организации работы детских садов по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган,
2006. – 72 с.
22. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн.
для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В.