«Исследовательская деятельность, как форма работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»
Тема: «Что такое звук и где он живёт»
Актуальность
В современном мире наблюдается потребность ребёнка новых впечатлениях и творческих изысканиях. Поэтому я решила включить в работу с детьми с ОВЗ исследовательские проекты, творческие занятия, благодаря которым происходит полноценное, всестороннее развитие ребёнка
Проблемные вопросы:
«Что такое звуки?»
«Как они возникают?»
«Почему их так много, целое море?»
«Какие они?»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать умение исследовать и экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с понятием звук;
- формировать представление детей о звуке;
- знакомить детей с понятием «звуковые волны».
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;
- развивать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
-способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышления.
Воспитательные:
- воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты и эксперименты;
-воспитывать положительные личностные качества у дошкольников
(коллективизм, дисциплину);
-воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- развитие дыхания.
Коррекционные задачи:
-развитие речи детей, обогащение активного словарного запаса, формирование умения строить предложения;
-развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции;
-развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма;
-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
Системы работы по исследовательской деятельности
-организация предметно-развивающей среды;
-перспективное планирование и реализация;
-совместное творчество взрослых и детей;
-занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности.
Оборудование:
-цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;
-модуль «Звук»;
-датчик звука;
-интерактивная доска;
- музыкальные инструменты;
Место проведения:
-лаборатория «Лаборатория чудес» детского сада;
-музыкальный зал.
Методические приемы:
-вопросы к детям
-исследовательская деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- использование интерактивных методов обучения;
-игра, соревнования.
«Дошкольный возраст уникален именно поэтому важно не упустить, этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка» С. Гин
На сегодняшний день всем известно, что современных детей надо воспитывать и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим я использую различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем активность детей.
И действительно с самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». . Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Используя прием «почемучек» во всех видах музыкальной деятельности, можно совместно с детьми найти много интересных вопросов, которые будут стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка.
Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Нам только необходимо создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», или «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.
Исследованиям может быть посвящено целое музыкальное занятие. Но чаще всего исследования я включаю только в какую – либо часть занятия. В дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков, новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность. Например, педагог предлагает прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.
После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, ксилофонов, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы. Например, в младшей группе знакомство детей с музыкальным инструментом «ложки» происходит в виде игры. Я обращаю внимание детей на ложки, лежащие на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на столе и молчит.
Как только я его возьму в руки, он начинает радоваться и весело стучать, вот так (показ). Дети, у ложек есть много друзей, они тоже хотят веселиться (дети берут в руки ложки, рассматривают их, пробуют тоже постучать). Я сыграю веселую музыку, и ложки повеселятся вместе с нами (исполняем русскую народную мелодию). В средней группе мы знакомим детей с музыкальным инструментом «треугольник». Я показываю детям треугольник, говорю, что у него есть голос, он живет внутри трубочек и, чтобы его оттуда достать, нужно легко ударить по нему металлической палочкой (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Затем можно спросить, на что похож голос трубочки, что можно изобразить с помощью трубочки (капель, моросящий осенний дождь, сильный летний ливень и т.д.).
В старших группах очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований – развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука. Дети учатся не только воспринимать и различать музыку, но и воспроизводить её на музыкальных и шумовых инструментах. Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т.д.
На первом этапе с детьми изучаем, «Что такое звук?» и «Где живут звуки?». На втором этапе закрепляем, чем отличаются шумовые и музыкальные звуки. И на третьем этапе, когда дети уже знакомы с разными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, мы можем организовать с детьми целый оркестр. Пример: оркестровка песни «Падают листья» муз. М. Красева. На первом занятии мы с детьми слушаем эту песню, вспоминаем приметы осени, о которых поется в песне, рассматриваем иллюстрации. На втором занятии, начинаем исследовать инструменты и выбирать. На каких можно изобразить - как дует ветерок в лесу (маракасы, баночки), гнутся ветки и падают листья (скрип стволов и веток старых деревьев изображаем с помощью деревянных инструментов), птиц пугают холода, улетают кто куда (шум птичьих крыльев исполняем на бумаге и султанчиках), осенний дождь изображаем с помощью трубочек, металлофонов, треугольник. Осенний холод и засыпание природы изображаем на «болтушках». На третьем занятии пытаемся исполнить всю песню с инструментами.
Дети с большим удовольствием экспериментируют, исполняя самостоятельно на музыкальном инструменте разную технику игры.
Так же можно поэкспериментировать с голосом, который живёт внутри каждого из нас, в этом помогают игры с голосом. Например, в игре «Музыкальные узоры», дети смотрят на картинку с музыкальным рисунком, изображенным на карточке, и воспроизводят его голосом, или играют на музыкальных инструментах. На заинтересованность в исследовательской деятельности детей также влияет среда, в которой находятся дети. В нашем детском саду есть научно-исследовательская лаборатория, где мы с детьми исследуем звуки научными методами.
Нас окружает много звуков. Но есть ещё и особенные звуки. Для их изучения мы отправляемся в лабораторию, где мы проведём эксперименты.
С помощью чего мы слышим звук? (ухо) - А вы можете увидеть звук? - А можете звук потрогать? - Вот какая ситуация – слышать звук вы можете, а видеть и трогать – нет. Затруднение в игровой ситуации - А хотите звук потрогать, увидеть и узнать, как звук-невидимка попадает в ухо? Вот такие вопросы я задаю детям и приглашаю их в лабораторию, и мы начинаем исследовать звук.
В лаборатории:
- Давайте выясним, почему все звучит.
- Я взяла гитару, звучит она? (нет) Я предлагаю детям подергать струны на гитаре. - А теперь звучит? (да) - Что происходит со струнами? (они дрожат, колеблются).
- Теперь нужно остановить струны. Есть ли звук? (нет) Почему? - Струны перестали дрожать, и исчез звук. Подергайте за струну. - Что происходит? - Струна дрожит, вибрирует, это заставляет вибрировать воздух вокруг струны. И мы воспринимаем эти вибрации, как звуки. - Сильнее дергайте. Что происходит?
-Чем сильнее дергаем струну, тем сильнее получаются вибрации воздуха.
Вывод: Вибрации воздуха создают звук. Более сильные вибрации дают более сильный звук.
А теперь сыграйте нам на барабане. - Вы слышите звук? (да), а видите звук? (нет).
Хотите увидеть звук? (да) Раздать стаканы с натянутыми шариками. - Это макет барабана. Барабан состоит из корпуса, на который натянули кожу. А я вместо корпуса взяла стакан и натянула на него шарик. - Положите на шарик вермишель или крупинки пшена. Представьте, что это частицы воздуха. Придвиньтесь к стакану и промычите. - Что происходит? - Когда звук из нашего рта достигает натянутого шарика, он заставляет его вибрировать. Молекулы воздуха дрожат и подпрыгивают. Сталкиваясь, они создают звук, который мы слышим. - Смогли мы увидеть звук? (да) - А теперь, давайте узнаем, как распространяется звук. - Возьмем колокольчик, позвени им. – А теперь споём, как колокольчик. - Почему мы слышим, друг друга, почему мы слышим звук предмета?
Звук по ВОЗДУХУ долетает от одного человека к другому, от предмета к человеку. Дети подходят к макету – бассейн с водой, бросают туда камешки. (по воде расходятся круги) - То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются – звуковые волны. Звуковые волны попадают нам в ухо, поэтому мы слышим звуки. А сейчас послушайте дудочку. - Вы слышите звук? (да). А можете его почувствовать, потрогать? (нет) - А хотите почувствовать звук? (да) Раздать бумагу. - Сверните бумагу в трубочку и подудите в нее. - Что вы чувствуете? Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна распространилась во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Так мы смогли потрогать звук. - Ребята, мы самостоятельно провели интересные опыты со звуком. Но как вы уже знаете, в нашей лаборатории есть хозяин – это ученый мальчик профессор Наураша. Включение новых знаний в систему знаний - Давайте послушаем его и поиграем с ним. Ну а теперь герой цифровой лаборатории Наураша рассказывает детям о звуке, предлагает детям поиграть на металлофоне и свирели, измерить их звук с помощью датчика и индикатора, на экране рассмотреть звуковые волны и сделать выводы на основе полученных данных. Устраивает соревнования: «Кто сильнее свиснет в свисток», «Кто громче крикнет», «Кто тише скажет». С помощью опытов и исследований, мы смогли узнать, что звук можно не только услышать, но увидеть и почувствовать.
Процесс исследования на музыкальных занятиях происходит постоянно. Умело проведенная беседа с детьми прививает им не только интерес, но и любовь к музыке, расширяет представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства, сформировывает нравственные качества, концентрирует внимание, активизирует память, является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Необходимо заметить, что созданный на занятиях позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Ведущая роль педагога несомненна, без него исследования превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей. Своеобразным результатом такой работы можно считать любовь к музыкальным занятиям, а затем дальнейшее обучение детей в музыкальной школе или хореографической студии, занятия в танцевальном или хоровом коллективе.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельности самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:
1. Воспитание любознательной активной творческой личности.
2. Положительное эмоциональное отношение детей к музыке
3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.
4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.
5. Умение изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты: погремушки, барабаны, свистульки.
6. Знание современных музыкальных технических средств и умение ими пользоваться.
7. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах, научить ребенка использовать в своей жизни музыку так, чтобы она служила во благо, а не во вред.