Исследовательская деятельность, как форма работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Исследовательская деятельность, как форма работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ»

Тема: «Что такое звук и где он живёт»

Актуальность

В современном мире наблюдается потребность ребёнка новых впечатлениях и творческих изысканиях. Поэтому я решила включить в работу с детьми с ОВЗ исследовательские проекты, творческие занятия, благодаря которым происходит полноценное, всестороннее развитие ребёнка

Проблемные вопросы:

«Что такое звуки?»

«Как они возникают?»

«Почему их так много, целое море?»

«Какие они?»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать умение исследовать и экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

 Задачи:

Обучающие:

- знакомить детей с понятием звук;

- формировать представление детей о звуке;

- знакомить детей с понятием «звуковые волны».

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;

- развивать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

-способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышления.

Воспитательные:

- воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты и эксперименты;

-воспитывать положительные личностные качества у дошкольников

(коллективизм, дисциплину);

-воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства. Оздоровительные:

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- формировать правильную осанку, походку;

- развивать координацию движений и моторных функций;

- развитие дыхания.

Коррекционные задачи:

-развитие речи детей, обогащение активного словарного запаса, формирование умения строить предложения;

-развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции;

-развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма;

-развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Системы работы по исследовательской деятельности

-организация предметно-развивающей среды;

-перспективное планирование и реализация;

-совместное творчество взрослых и детей;

-занятия с элементами познавательно-исследовательской деятельности.

Оборудование:

-цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;

-модуль «Звук»;

-датчик звука;

-интерактивная доска;

- музыкальные инструменты;

Место проведения:

-лаборатория «Лаборатория чудес» детского сада;

-музыкальный зал.

Методические приемы:

-вопросы к детям

-исследовательская деятельность;

- экспериментальная деятельность;

- использование интерактивных методов обучения;

-игра, соревнования.

   «Дошкольный возраст уникален именно поэтому важно не упустить, этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка» С. Гин

На сегодняшний день всем известно, что современных детей надо воспитывать и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим я использую различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем активность детей.

 И действительно с самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». . Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Используя прием «почемучек» во всех видах музыкальной деятельности, можно совместно с детьми найти много интересных вопросов, которые будут стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка. 

Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Нам только необходимо создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям. 

 Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», или «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к экспериментированию со звуками.

    Исследованиям может быть посвящено целое музыкальное занятие. Но чаще всего исследования я включаю только в какую – либо часть занятия. В дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения. Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков, новыми для них предметами и музыкальными инструментами. Именно педагог должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым любознательность и познавательную активность. Например, педагог предлагает прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.

После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, ксилофонов, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы. Например, в младшей группе знакомство детей с музыкальным инструментом «ложки» происходит в виде игры. Я обращаю внимание детей на ложки, лежащие на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на столе и молчит.

Как только я его возьму в руки, он начинает радоваться и весело стучать, вот так (показ). Дети, у ложек есть много друзей, они тоже хотят веселиться (дети берут в руки ложки, рассматривают их, пробуют тоже постучать). Я сыграю веселую музыку, и ложки повеселятся вместе с нами (исполняем русскую народную мелодию). В средней группе мы знакомим детей с музыкальным инструментом «треугольник». Я показываю детям треугольник, говорю, что у него есть голос, он живет внутри трубочек и, чтобы его оттуда достать, нужно легко ударить по нему металлической палочкой (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Затем можно спросить, на что похож голос трубочки, что можно изобразить с помощью трубочки (капель, моросящий осенний дождь, сильный летний ливень и т.д.).

В старших группах очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований –  развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука. Дети учатся не только воспринимать и различать музыку, но и воспроизводить её на музыкальных и шумовых инструментах. Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т.д.

На первом этапе с детьми изучаем, «Что такое звук?»  и «Где живут звуки?». На втором этапе закрепляем, чем отличаются шумовые и музыкальные звуки.  И на третьем этапе, когда дети уже знакомы с разными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, мы можем организовать с детьми целый оркестр. Пример: оркестровка песни «Падают листья» муз. М. Красева. На первом занятии мы с детьми слушаем эту песню, вспоминаем приметы осени, о которых поется в песне, рассматриваем иллюстрации. На втором занятии, начинаем исследовать инструменты и выбирать. На каких можно изобразить - как дует ветерок в лесу (маракасы, баночки), гнутся ветки и падают листья (скрип стволов и веток старых деревьев изображаем с помощью деревянных инструментов), птиц пугают холода, улетают кто куда (шум птичьих крыльев исполняем на бумаге и султанчиках), осенний дождь изображаем с помощью трубочек, металлофонов, треугольник. Осенний холод и засыпание природы изображаем на «болтушках». На третьем занятии пытаемся исполнить всю песню с инструментами.

Дети с большим удовольствием экспериментируют, исполняя самостоятельно на музыкальном инструменте разную технику игры.    

Так же можно поэкспериментировать с голосом, который живёт внутри каждого из нас, в этом помогают игры с голосом.  Например, в игре «Музыкальные узоры», дети смотрят на картинку с музыкальным рисунком, изображенным на карточке, и воспроизводят его голосом, или играют на музыкальных инструментах. На заинтересованность в исследовательской деятельности детей также влияет среда, в которой находятся дети. В нашем детском саду есть научно-исследовательская лаборатория, где мы с детьми исследуем звуки научными методами.

Нас окружает много звуков. Но есть ещё и особенные звуки. Для их изучения мы отправляемся в лабораторию, где мы проведём эксперименты.

С помощью чего мы слышим звук? (ухо) - А вы можете увидеть звук? - А можете звук потрогать? - Вот какая ситуация – слышать звук вы можете, а видеть и трогать – нет. Затруднение в игровой ситуации - А хотите звук потрогать, увидеть и узнать, как звук-невидимка попадает в ухо? Вот такие вопросы я задаю детям и приглашаю их в лабораторию, и мы начинаем исследовать звук.

В лаборатории:

- Давайте выясним, почему все звучит.

- Я взяла гитару, звучит она? (нет) Я предлагаю детям подергать струны на гитаре. - А теперь звучит? (да) - Что происходит со струнами? (они дрожат, колеблются).

- Теперь нужно остановить струны. Есть ли звук? (нет) Почему? - Струны перестали дрожать, и исчез звук. Подергайте за струну. - Что происходит? - Струна дрожит, вибрирует, это заставляет вибрировать воздух вокруг струны. И мы воспринимаем эти вибрации, как звуки. - Сильнее дергайте. Что происходит?

-Чем сильнее дергаем струну, тем сильнее получаются вибрации воздуха.

Вывод: Вибрации воздуха создают звук. Более сильные вибрации дают более сильный звук.

А теперь сыграйте нам на барабане. - Вы слышите звук? (да), а видите звук? (нет).

Хотите увидеть звук? (да) Раздать стаканы с натянутыми шариками. - Это макет барабана. Барабан состоит из корпуса, на который натянули кожу. А я вместо корпуса взяла стакан и натянула на него шарик. - Положите на шарик вермишель или крупинки пшена. Представьте, что это частицы воздуха. Придвиньтесь к стакану и промычите. - Что происходит? - Когда звук из нашего рта достигает натянутого шарика, он заставляет его вибрировать. Молекулы воздуха дрожат и подпрыгивают. Сталкиваясь, они создают звук, который мы слышим. - Смогли мы увидеть звук? (да) - А теперь, давайте узнаем, как распространяется звук. - Возьмем колокольчик, позвени им. – А теперь споём, как колокольчик. - Почему мы слышим, друг друга, почему мы слышим звук предмета?

Звук по ВОЗДУХУ долетает от одного человека к другому, от предмета к человеку. Дети подходят к макету – бассейн с водой, бросают туда камешки. (по воде расходятся круги) - То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются – звуковые волны. Звуковые волны попадают нам в ухо, поэтому мы слышим звуки. А сейчас послушайте дудочку. - Вы слышите звук? (да). А можете его почувствовать, потрогать? (нет) - А хотите почувствовать звук? (да) Раздать бумагу. - Сверните бумагу в трубочку и подудите в нее. - Что вы чувствуете? Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна распространилась во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Так мы смогли потрогать звук. - Ребята, мы самостоятельно провели интересные опыты со звуком. Но как вы уже знаете, в нашей лаборатории есть хозяин – это ученый мальчик профессор Наураша. Включение новых знаний в систему знаний - Давайте послушаем его и поиграем с ним. Ну а теперь герой цифровой лаборатории Наураша рассказывает детям о звуке, предлагает детям поиграть на металлофоне и свирели, измерить их звук с помощью датчика и индикатора, на экране рассмотреть звуковые волны и сделать выводы на основе полученных данных. Устраивает соревнования: «Кто сильнее свиснет в свисток», «Кто громче крикнет», «Кто тише скажет». С помощью опытов и исследований, мы смогли узнать, что звук можно не только услышать, но увидеть и почувствовать.  

Процесс исследования на музыкальных занятиях происходит постоянно. Умело проведенная беседа с детьми прививает им не только интерес, но и любовь к музыке, расширяет представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства, сформировывает нравственные качества, концентрирует внимание, активизирует память, является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Необходимо заметить, что созданный на занятиях позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Ведущая роль педагога несомненна, без него исследования превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей. Своеобразным результатом такой работы можно считать любовь к музыкальным занятиям, а затем дальнейшее обучение детей в музыкальной школе или хореографической студии, занятия в танцевальном или хоровом коллективе.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельности самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Конечный результат экспериментальной исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста:

1. Воспитание любознательной активной творческой личности.

2. Положительное эмоциональное отношение детей к музыке

3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.

4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.

5. Умение изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты: погремушки, барабаны, свистульки.

6. Знание современных музыкальных технических средств и умение ими пользоваться.

7. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах, научить ребенка использовать в своей жизни музыку так, чтобы она служила во благо, а не во вред.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.08.2020