Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57558 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Организация природоохранной работы в подготовительной группе

Мероприятие по экологии. Игра "Что Где Когда"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 села Великовечного

муниципального образования Белореченский район

Методическая разработка на тему «Организация природоохранительной работы в подготовительной группе»

Воспитатель:

Клименко Галина Станиславовна

с.Великовечное

2019 год

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Актуальность темы

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Одним из направлений работы с дошкольниками является формирование экологического миропонимания. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. 

Таким образом, необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Цель игры – формирование у детей экологических знаний

Задачи

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование бережного, заботливого отношения к цветам, деревьям, кустарникам, ко всему живому в окружающем мире;

формирование привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

закрепление умения видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;

развитие наблюдательности, логического мышления;

воспитание эстетических чувств;

формирование умения выявлять ошибочные суждения, пояснять суть ошибки;

обеспечение непрерывности экологического образования в системе: детский сад – семья;

воспитание интереса к интеллектуальным играм.

Предварительная работа

Подбор познавательной и энциклопедической литературы для детей; наблюдения за деревьями; беседы о цветах; уход за лекарственными растениями на грядке; загадывание загадок; заучивание стихотворений; привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Оборудование

2 стола для команд, круглый стол с секторами, волчок, картинки с изображением: тучи, муравейника, бабочки, лягушонка; скрипичный ключ для музыкальной паузы, песочные часы, 2 листа с изображением овощей (картофель, свекла, редис, помидор, огурец, перец, лук, чеснок, морковь, кабачок), предметные картинки: воробей, дерево, земля, вода, солнце, кормушка, насекомые; эмблемы команд.

I этап (мотивационный или подготовительный)

(В зале болельщики – дети старшей группы и жюри)

Ведущий: Все сюда скорей спешите и места свои займите.

Будет здесь сейчас игра «Что? Где? Когда?».

Прежде чем игру начать, название команды нужно узнать.

Мы название узнаем, если загадку разгадаем.

1.Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

2. Крашеное коромысло

Над рекой повисло (Радуга)

Под музыку игры «Что? Где? Когда?» выходят две команды «Солнышко» и «Радуга» и занимают места за столами.

Ведущий: Начинаем игру. Тема нашей игры «Спасем мир и природу».

Глаза Земли…Душа Земли…Да, Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой. Долго терпела Земля. Она вздыхала и стонала, но люди не слышали ее стонов. И вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы…

II этап (основной)

Ведущий: 1раунд называется «Мир растений». Вопрос задается каждой команде поочередно. За каждый правильный ответ команда получает балл. 1)У каких фруктовых деревьев цветки розового цвета? (яблоня, абрикос, персик). 2)У каких фруктовых деревьев цветки белого цвета?(вишня, груша, черешня) 3)Какие растения названы именами людей? (Анютины глазки, Иван да Марья, Василек, Лилия, Роза) 4)Назовите лекарственные растения (ромашка, подорожник, мята, календула, чабрец)

Пока каждого раунда проводится разминка. Круглый стол разделен на четыре сектора. Каждый сектор имеет определенную картинку. Дети вращают волчок и выполняют то задание, на котором волчок останавливается: муравейник – назвать правила поведения на природе; тучка – назвать народные приметы или пословицы о природе; бабочка на цветке – рассказать стихотворение о природе; лягушонок – задачи - шутки.

Первая разминка.

2 раунд «Загадки о насекомых»

Ведущий: 1) Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.  (Муравей.)

2) Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок.  (Бабочка.)

3) Строим восковые

Себе кладовые,

В них храним мы целый год

Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)

4) Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками. (Божья коровка)

5) Хоть я мал, да удал,

Очень многих покусал.

Песню звонкую пою,

Ночью спать вам не даю.  (Комар)

6) В уголке живет,

Пряжу прядет.

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже. (Паук)

Вторая разминка (игроки вращают волчок и выполняют задание).

3 раунд «Вершки и корешки» Каждая команда получает лист с изображением овощей и фломастеры.

Команды работают одновременно на время. Первая команда зеленым фломастером обводит те овощи,  у которых в пищу употребляются только «вершки». А красным фломастером – овощи, у которых едят и «вершки», и «корешки». Вторая команда черным фломастером обводит овощи, у которых едят только «корешки». А красным - овощи, у которых едят и «вершки», и «корешки».

Третья разминка (игроки вращают волчок и выполняют задание)

Ведущий: Музыкальная пауза. Давайте отдохнем и вспомним повадки некоторых животных. Звучит песня «Урок зоологии».

4 раунд «Экологические задачи»

Ведущий: 1) «На участке детского сада».

Костя с Витей играли на участке детского сада и одновременно увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

- «Давай поймаем её и покажем всем, какая она красивая»- предложил Витя

- «Нельзя ловить бабочек»- сказал Костя. Кто из мальчиков прав?

(В нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же и вылавливать птиц, зверей. Костя правильно остановил товарища)

2) «У речки»

Вчера я была у речки и вот, что я увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?

(Если каждый человек будет бросать в речку всё что захочет, дно засорится, поднимется, а значит, воды будет меньше. В речке живёт много рыб и растений - без воды они погибнут. Так же водой пользуются и люди, а если её не станет, то и люди здесь жить не будут.)

3) «В лесу»

Дети гуляли в лесу и решили нарвать цветов, чтобы сплести веночки. Не жалко растений - еще вырастут! Я права?

(Цветы - краса леса. И срывать их нельзя! Ведь не только дети приходят сюда – другие люди тоже хотят полюбоваться цветами. К тому же, в чашечках некоторых цветов прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые; если сорвать цветок, насекомые останутся без домиков).

4) «У озера»

Дети нашли в траве лягушку.

– «Давай возьмём её домой, а то она заблудилась»- сказал один мальчик.

– «Не трогай её, лягушка сама найдёт себе дорогу»- сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

(Второй мальчик был прав, потому что лягушка не может жить дома, у неё пересохнет шкурка, и она погибнет. Лягушка может жить только во влажных местах)

5)Что может загрязнить окружающую природную среду? (Команда выбирает правильный вариант ответа: дождь, дерево, дым, завод, рыба, человек)

6)Какой способ передвижения не загрязняет окружающую среду? (На автомобиле, на автобусе, на велосипеде, пешком)

Четвертая разминка (игроки вращают волчок и выполняют задание)

5 раунд «Экологическая пирамида».

Ведущий:Ребята, давайте вместе составим экологическую пирамиду. Первое звено пирамиды – картинка с изображением воробья. Далее дети, отвечая на вопрос, находят нужную картинку и добавляют к пирамиде.

-Где живет воробей? (На дереве)

-Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце)

-Чем питается воробей? (Насекомыми, зерном на кормушке)

-Как вы думаете, что случится с воробьем, если не будет воды? (ответы детей)

-Что случится, если не будет солнца?

-Видите, если я уберу хоть одно звено в пирамиде, она разрушится. То же самое может произойти в природе. Без солнца или без воды, без птиц или без зверей не было бы жизни на земле, потому что в природе все взаимосвязано. Все друг другу нужны! Послушайте стихотворение Б.Заходера «Что красивей всего?»

Да, вот так вопрос: «Что красивей всего?»

Ответить я сам не сумел на него.

И вот я решил послушать ответы

Других обитателей нашей планеты.

Деревья и Травы сказали в ответ:

-Да что же прекрасней, чем солнечный свет?!

-Да что же прекрасней ночной темноты?!-

Откликнулись Совы, Сычи и Кроты…

-Леса!- отвечали мне Волк и Лиса.

Орел свысока процедил:- Небеса!

-По – моему, море! – ответил Дельфин.

-Мой хвост, без сомненья! – крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька – отвечает: - Цветок!-

Спрошу у Цветка - говорит: - Мотылек!-

Кто славит поля, кто - полярные льды,

Кто - горы, кто - степь, кто – мерцанье звезды…

А мне показалось, что все они правы.

Все: Звери и Птицы, Деревья и Травы…

И я не отвечу, увы, ничего

На трудный вопрос: «Что красивей всего?»

Ведущий: Итак, ребята, наша игра подошла к концу. Мне очень хочется надеяться, что вы еще больше полюбите природу, что вы не сможете равнодушно пройти мимо сломанного дерева, просто так сорвать цветок или наступить на жука. Давайте будем беречь природу!

III этап (заключительный, рефлексивный)

Жюри подводит итог. Ведущий благодарит игроков за участие, зрителей и болельщиков за просмотр. Под торжественную музыку детям вручаются медали и памятные призы.

Приложение.

Правила поведения в природе.

НЕЛЬЗЯ:

ловить зверьков и птиц, относить их домой;

поджигать сухие листья и траву;

задевать и ломать хрупкие ветки;

шуметь в лесу;

разорять муравейники;

оставлять мусор;

разорять птичьи гнезда;

повреждать кору деревьев;

обрывать паутину и убивать пауков;

рвать первоцветы;

ловить бабочек, стрекоз.

Народные приметы:

Вечером ласточки летают высоко - к устойчивой ясной погоде.

Воробьи купаются в пыли - быть дождю.

Когда дома кошка свернулась клубком - к морозу.

Ласточки низко летают над водой - к дождю и ветру.

Если зима теплая -  лето будет холодное.

Дождливое лето - к долгой зиме.

Птицы садятся на верхушки деревьев - к теплу.

Дым из трубы стелется – к пасмурной погоде.

Птицы прячут клюв под крыло – будет холодно.

Пословицы и поговорки:

Накормишь землю – она накормит  тебя.

Одно дерево срубил – посади сорок.

Большое дерево и от солнца, и от ливня укроет.

Без хозяина земля круглая сирота.

Где много пташек, там нет букашек.

Сломать  дерево – секунда, вырастить – года.

Лес и вода – краса природы.

Растение – берегам спасение.

Растение – земли украшение.

Задачки – шутки:

Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (Утенок)

Как называются ледышки, падающие с неба? (Град)

Кто быстрее переплывет канаву: цыпленок или утенок? (Утенок, потому что цыпленок не умеет плавать)

На столе лежат: одно яблоко и одна груша. Сколько овощей на столе? (Нисколько, на столе лежат фрукты)

Кто громче замычит: петух или корова? (Корова. Петух не мычит)

Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведерку? (Нисколько, бабочки не собирают мед).

Стихотворения о природе.

И.Семенова

Березка.

Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит.А.Н.Майков

В мае

Я пройдусь по лесам,Много птичек есть там.Все порхают, поют,Гнёзда тёплые вьют.

Побываю в лесу,Там я пчёлок найду:И шумят, и жужжат,И работать спешат.

Я пройдусь по лугам.Мотылечки есть там;Как красивы ониВ эти майские дни.

Агния Барто

Жук

Мы не заметили жyкаИ рамы зимние закрыли,А он живой, он жив пока,Жyжжит в окне,Расправив крылья...И я зовy на помощь мамy:-Там жyк живой!Раскроем рамy!

И.Токмакова

Осенние листья

Опустел скворечник,Улетели птицы,Листьям на деревьяхТоже не сидится.Целый день сегодняВсе летят, летят...Видно, тоже в АфрикуУлететь хотят.

Г.Новицкая

Весна

Опять весна пришла на дачу.Ликует солнце. День подрос.И лишь одни сосульки плачут,Жалея зиму и мороз.

Е.Карганова

Если снег повсюду тает

Если снег повсюду тает,День становится длиннейЕсли все зазеленелоИ в полях звенит ручей,Если стал теплее ветер,Если птицам не до сна,Если солнце ярче светит,Значит, к нам пришла весна.

Елена Эрато

Весенние месяцы

У весны весёлый старт -На пороге стоит Март.Весело звенит капель -К нам уже спешит Апрель.Май их быстро догоняет,Всех цветами он встречает.Света, радости полныВсе три месяца весны.Методическая литература

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

Л.С.Журавлева. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 5-7 лет.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет / С. Н. Николаева. — Москва : Мозаика-Синтез, 2010. — 166, [2] с., 4 л. цв. ил. : ил ; 21 см. — (Экологическое воспитание в детском саду).

Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.06.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области